Файл: Билет 1 1 Общая характеристика пд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Военная прокуратура рф

Структуру военной прокуратуры составляет три звена:

1) главная военная прокуратура;

2) прокуратуры округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

3) прокуратуры гарнизонов воинских объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Главной военной прокуратурой руководит заместитель Генерального прокурора — Главный военный прокурор, имеющий первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников; при нем также состоят старшие военные следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам.

Низшее звено — военные прокуратуры гарнизонов, соединений, объединений, возглавляемые военными прокурорами, имеющими первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников, прокурора и других работников прокуратуры. Эти лица назначаются на должности и освобождаются от должности военными прокурорами второго звена.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в крупных военных прокуратурах могут быть образованы отделы по основным направлениям деятельности.

На военные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны, Федеральной службы охраны, Федеральной службы внешней разведки, Федерального агентства правительственной связи и информации, Федеральной службы железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки и подразделениями специального назначения Федеральной службы безопасности России; за исполнением органами законов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Федеральной службы охраны, Федеральной службы внешней разведки и др. служб.


Кроме того, военные прокуроры вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах; немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

На транспортные прокуратуры возложены обязанности осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам правовых актов, издаваемых государственным таможенным комитетом, Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ, Федеральной авиационной службой России и входящими в их систему государственными предприятиями, организациями, учреждениями, Межгосударственным авиационным комитетом; за исполнением законов о безопасности движения, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями, учреждениями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в органах внутренних дел, на транспорте, в таможенных органах.

Прокуроры по надзору за соблюдением законов в ИТУ создаются в наиболее крупных местах ограничения и лишения свободы и местах сосредоточения исправительных учреждений. Эти прокуратуры подчинены отделу по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры субъектов Российской Федерации.

На прокуратуры этого вида возлагается осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав человека и гражданина администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительно-трудовых учреждениях, специальных подразделениях по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Эти прокуратуры проводят дополнительные следствия по делам о преступлении, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; поддерживает государственное обвинение в территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в расследовании судами дел; в кассационном порядке опротестовывает

незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвуют, природохранительные прокуратуры, состоящие в основном из одного звена и приравненные к материальным прокуратурам, осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации.

Природоохранительная прокуратура поддерживает государственное обвинение по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участвуют в рассмотрении судами и арбитражными судами дел, в кассационном порядке опротестовывают незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали, расследуют экологические преступления

Эти прокуратуры проводят предварительное следствие по всем делам в преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, а также за их предметами, если они непосредственно связаны с деятельностью объектов, а также о преступлениях, совершенных строителями и военнослужащими войсковых частей, занятых на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов независимо от места совершения преступления; поддерживают государственное обвинение в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в рассмотрении судами и арбитражными судами дел; в кассационном порядке опротестовывают незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

Билет 11

1) взаимодействие правоохранительных органов (ПО).

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д.

Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.


Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы».

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

2) Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.


предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, которая строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ;

запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным ФЗ. Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия.

правом судьи на отставку, что является его правом на почетный уход или почетное удаление с должности;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Неприкосновенность судьи – одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств.

Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судебное решение. Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного Комитета при Прокуратуре РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии допускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Закон запрещает задержание и принудительное доставление судьи в гос.орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только ВС РФ, тем самым для судьи обеспечивается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти.