Файл: Билет 1 1 Общая характеристика пд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

2) Специализированные прокуратуры Российской Федерации

Функционирование специализированных прокуратур обусловлена спецификой поднадзорных объектов и субъектов. Их деятельность не зависит от административно-территориального деления страны. Наличие специализированных прокуратур дает возможность решать конкретные задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть успешно решены территориальными прокуратурами РФ. Специализированные органы прокуратуры представляют собой неотъемлемым элементом всей прокурорской системы. Их организация и деятельность имеет определенные особенности, обусловленные существующими проблемами законности в специфических сферах отношений. В Российском государстве исторически сложились два типа специализированных прокуратур. Во-первых, это военные и транспортные и прокуратуры. Они в полном объеме осуществляли возложенные на них функции в определенных сферах правовых отношений. Во-вторых, природоохранные прокуратуры и прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом другие меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.


Военная прокуратура. Деятельность военных прокуратур регламентируется ст. 129 Конституции РФ, законом о прокуратуре РФ и специальными нормами права, закрепляющего принципы, и формы устройства Вооруженных Сил РФ, вопросы военного управления, жизнедеятельности войск, системукомплектования, прохождения военной службы, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих и других участников воинских правоотношений.

Специфика статуса военных прокуроров обусловлена тем, что они, являясь кадровым звеновсей прокурорской системы, одновременно относятся военнослужащими и включены в штатнуючисленность Вооруженных Сил РФ и других войск. Кроме того, на них в полной мере распространяется военное законодательство. Структура, штаты и дислокация органов военнойпрокуратуры определяются Генеральным, прокурором РФ. Структура военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

Система военной прокуратуры состоит из трех звеньев: Главной военной прокуратуры, имеющая статус структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ; прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, и других военных прокуратур, приравненных по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ; военных прокуратур гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные по статусу к прокуратурам городов и районов.

В связи с своими функциональными обязанностями военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов военнослужащими, за соответствием закону правовые акты командования, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления. Надзорные правомочия военных прокуроров распространяются также на службу внешней разведки, внутренние войска МВД, органам безопасности в войсках, ФАПСИ, военно-строительным и иным подразделениям.

Транспортные прокуратуры. В настоящее время специализированные транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Нижнее (второе) звено составляют рейные (межрайонные) транспортные прокуратуры. Верхнее звено составляют транспортные прокуратуры осуществляющие свои функции на правах прокуратур субъектов РФ. Структура транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.



Сфера деятельности указанных прокуратур распространяется на территорию нескольких субъектов РФ. Им подчинены региональные транспортные прокуратуры, приравненные к городским, районным прокуратурам, которые создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах. Кроме того, в Генеральной прокуратуре РФ создано управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

Транспортные прокуратуры осуществляют: надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за законностью издаваемых нормативных правовых актов в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере; надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и в таможенных органах; координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью; участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Природоохранные прокуратуры. Во многих субъектах РФ в настоящее время действуют природоохранные прокуратуры. Указанные прокуратуры функционируют на уровне городских, районных прокуратур и подчиняются прокурорам субъектов РФ.

В 1990 г. на правах прокуратуры субъекта РФ образована и действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в состав которой входят 15 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих свою деятельность в бассейне реки Волга. Создание указанной прокуратуры обусловлено значимостью данного природного объекта. Структура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

Природоохранные прокуратуры действующие на правах территориальных прокуратур первичного звена в пределах соответствующего субъекта РФ осуществляют надзор за: исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам; исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а
также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов: законностью осуществления ОРД, дознания и предварительного следствия уполномоченными органов внутренних дел и подразделениями СК России по преступлениям указанной категории.

Прокурорами природоохранных прокуратур в рамках их компетенции обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по соответствующим видам преступлений, а также осуществляют участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, отнесенных к их ведению.

На эти прокуратуры возложен надзор за: исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России; процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особых режимных объектах и ЗАТО. Особый режим организации и деятельности объектов оборонно-промышленного комплекса, специфичность его структуры и управления обусловили необходимость создания данных прокуратур. Указанные прокуратуры, осуществляют свою деятельность в ЗАТО, на особо режимных объектах и в специализированных воинских формированиях.

На них возлагаются обязанности по: осуществлению надзора за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, действующих на территориях ЗАТО ; осуществление надзора за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД, дознание и предварительное следствие на территориях ЗАТО; участия в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО; направлению исков и участию в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.


3)Правовой статус нотариуса

1. Права нотариуса

Права нотариуса подразделяются на общие функциональные, которые ему предоставлены как всякому лицу, которое самостоятельно занимается определенным видом деятельности, и специальные права, которые отражают специфику нотариальной деятельности и его полномочия как нотариуса.

Общие функциональные права нотариуса заключаются в следующем. Согласно ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

2. Основные обязанности

Основные обязанности нотариуса предусмотрены целым рядом статей Основ законодательства РФ о нотариате (ст. 5, 6, 9, 10, 16, 18, 22, 24, 28 и др.). Обязанности нотариуса можно подразделять на:

1) должностные, связанные с соблюдением правил нотариального производства;

2) исполняемые в отношении лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий;

3) вытекающие из членства в нотариальной палате;

4) связанные с самостоятельным ведением нотариусом финансово-хозяйственной деятельности;

5) связанные с исполнением обязанностей перед различными государственными органами и т.д.

Обязанности нотариуса, вытекающие из правил нотариального производства, заключаются в следующем:

– соблюдать правила нотариального производства, установленные Основами законодательства РФ о нотариате и иными федеральными законами, законами субъектов РФ, другими правовыми актами;

– иметь нотариальный архив и обеспечивать его обработку, безопасность и доступность для всех лиц, имеющих право на получение информации и документов из архива;

– страховать свою деятельность;

– осуществлять нотариальное делопроизводство в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой;

– вести нотариальное делопроизводство на языке, предусмотренном законодательством РФ;