ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которое представляет собой либо договором поручения, либо договором о возмездном оказании услуг.
Билет 5
1)Суд как орган судебной власти
Суд – государственный орган, на который возложено выполнение соответствующих функций судебной власти. Образуется в установленном государством порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами; имеет свою структуру.
Судебная власть (гл. 7 Конституции РФ) – это самостоятельная независимая (ст. 5 ФКЗ «О судебной системе») ветвь государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), осуществляемая судами в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе), которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Специфические признаки:
Судебная власть осуществляется специально учреждаемыми государственными органами;
Осуществление правосудия только судом
Независимость судей;
Единство статуса судей;
Деполитизация судебной власти;
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
Общеобязательность выносимых решений.
Полномочия судебной власти:
Отправление правосудия (ст. 118 Конституции РФ);
Конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ);
Контроль за законностью действий, бездействий и решений должностных лиц, органов и общественных объединений (ст. 46 Конституции РФ);
Судебный контроль за органами предварительного расследования (ст. 125 УПК);
Судебное санкционирование – дача судом разрешения на производство следственных действий и применение мер процессуального принуждения (ст. 29 УПК);
Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики (ст. 126-127 Конституции РФ);
Право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ);
Обеспечение и исполнение приговора.
2) Генеральный прокурор Рф
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная кандидатура не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ его обязанности исполняет первый заместитель, а при его отсутствии - один из заместителей Генерального прокурора РФ.
Полномочия ГПрпо руководству системой прокуратуры: 8) руководит системой прокуратуры; 9) издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников; 10) устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений; 11) устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ; 12) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; 13) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей; 14) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.
Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. ГПр имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
3)Федеральная служба судебных приставов
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п.1 Положения о ФССП России).
ФССП России подведомственна Минюсту России.
Основные задачи ФССП России (п. 2 Положения о ФССП):
· обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
· организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
· управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.[95]
Территории субъектов Российской Федерации, на которых действуют территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, и местонахождение территориальных органов Федеральной службы судебных приставов определяются Минюстом России.
Управление территориальным органом Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган ФССП России) и контроль за его деятельностью осуществляет центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов.
Основными задачами территориального органа ФССП России:
· обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
· организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);
· управление районными, межрайонными и специализированными отделами (далее - структурные подразделения территориального органа ФССП России).
Билет 6
1)Виды ПД
Виды правоохранительной деятельности:
1. судопроизводство – особы вид правоохранительной деятельности, осуществляемый судами, который будет подробно рассмотрен в рамках следующей темы;
2. прокурорский надзор – вид правоохранительной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры в целях обеспечения неукоснительного и единообразного исполнения законов РФ на всей территории России. Этот вид деятельности также будет рассматривать в ходе изучения отдельной темы
3. полицейский контроль(административный надзор). Полицейский контроль – это специально организованное наблюдение уполномоченных органов исполнительной власти за точным и неуклонным соблюдением гражданами, должностными лицами и организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения1. Этот вид деятельности осуществляется с целью предупреждения различных противоправных действий в общественных местах (начиная с актов мелкого хулиганства и заканчивая актами терроризма), а также - тяжких последствий проявлений стихийных сил природы. Особенность полицейского контроля в том, что он, фактически, осуществляется круглосуточно, постоянно - как, например, контроль соблюдения правил дорожного движения.
Полицейский контроль обладает следующими характерными чертами:
1. это специфический вид контрольной деятельности. По общему правилу контролирующий орган включён в систему органов, осуществляющих контролируемую деятельность (начальник следственного отдела по отношению к работе следователей, например). В случае же полицейского контроля соответствующие должностные лица (органы) наблюдают за контролируемым процессом «со стороны» (например, инспектора ГИБДД наблюдают за участниками дорожного движения). Право вмешаться в контролируемый процесс у соответствующего должностного лица возникает только тогда, когда происходит нарушение правовых норм или возникает угроза общественному порядку и безопасности.
2. Он осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти. Для этих органов характерно, во-первых, непосредственно право осуществлять контроль; во-вторых, право применять административное принуждение к нарушителям общественного порядка и общественной безопасности; в-третьих, право давать обязательные для исполнения предписания иным государственным и негосударственным органам и структурам. (Например, СЭС вправе требовать обязательной вакцинации, прекращения деятельности предприятий общественного питания и т.д.).
4. предварительное расследование. В литературе, равно как и в практической деятельности, термин «предварительное расследование преступлений» обычно понимается и используется в двух значениях:
- как одна из стадий уголовного процесса (судопроизводства). В этом смысле предварительное расследование изучается в курсе «Уголовный процесс».
- как деятельность компетентных государственных правоохранительных органов по быстрому и полному раскрытию совершенного преступления, изобличению виновных в его совершении, принятию мер по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Первый признак, на основании которого определяться орган, осуществляющий предварительное расследование по конкретному преступлению – территориальная компетенция.
Одновременно с территориальной компетенций определяется и предметная компетенция, которая складывается из двух элементов: подследственности и формы предварительного расследования.
Подследственность – это правила (критерии), на основании которых расследование преступлений относится к компетенции конкретного правоохранительного органа. Подследственность устанавливается ст. 151 УПК РФ.
Различают четыре вида подследственности: предметную, персональную, по связи дел и альтернативную.
5. оперативно-розыскная деятельность - особый вид правоохранительной деятельности, направленный на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. ОРД представляет собой систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами с целью добывания соответствующей информации с использованием как гласных, так и негласных способов, и посредством оперативно-розыскных мероприятий.
К задачам оперативно-розыскной деятельности относится3:
выявление, предупреждение и пресечение преступлений;
розыск лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;
сбор полицейской информации, в том числе о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации
6. админисративно-юрисдицкционная деятельность – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных должностных лиц, состоящая в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, а также – в применении мер административно-процессуального обеспечения в установленных законом формах и порядке.
Билет 5
1)Суд как орган судебной власти
Суд – государственный орган, на который возложено выполнение соответствующих функций судебной власти. Образуется в установленном государством порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами; имеет свою структуру.
Судебная власть (гл. 7 Конституции РФ) – это самостоятельная независимая (ст. 5 ФКЗ «О судебной системе») ветвь государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), осуществляемая судами в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе), которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Специфические признаки:
Судебная власть осуществляется специально учреждаемыми государственными органами;
Осуществление правосудия только судом
Независимость судей;
Единство статуса судей;
Деполитизация судебной власти;
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
Общеобязательность выносимых решений.
Полномочия судебной власти:
Отправление правосудия (ст. 118 Конституции РФ);
Конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ);
Контроль за законностью действий, бездействий и решений должностных лиц, органов и общественных объединений (ст. 46 Конституции РФ);
Судебный контроль за органами предварительного расследования (ст. 125 УПК);
Судебное санкционирование – дача судом разрешения на производство следственных действий и применение мер процессуального принуждения (ст. 29 УПК);
Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики (ст. 126-127 Конституции РФ);
Право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ);
Обеспечение и исполнение приговора.
2) Генеральный прокурор Рф
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная кандидатура не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ его обязанности исполняет первый заместитель, а при его отсутствии - один из заместителей Генерального прокурора РФ.
Полномочия ГПрпо руководству системой прокуратуры: 8) руководит системой прокуратуры; 9) издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников; 10) устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений; 11) устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ; 12) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; 13) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей; 14) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.
Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. ГПр имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
3)Федеральная служба судебных приставов
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п.1 Положения о ФССП России).
ФССП России подведомственна Минюсту России.
Основные задачи ФССП России (п. 2 Положения о ФССП):
· обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
· организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
· управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.[95]
Территории субъектов Российской Федерации, на которых действуют территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, и местонахождение территориальных органов Федеральной службы судебных приставов определяются Минюстом России.
Управление территориальным органом Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган ФССП России) и контроль за его деятельностью осуществляет центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов.
Основными задачами территориального органа ФССП России:
· обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
· организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);
· управление районными, межрайонными и специализированными отделами (далее - структурные подразделения территориального органа ФССП России).
Билет 6
1)Виды ПД
Виды правоохранительной деятельности:
1. судопроизводство – особы вид правоохранительной деятельности, осуществляемый судами, который будет подробно рассмотрен в рамках следующей темы;
2. прокурорский надзор – вид правоохранительной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры в целях обеспечения неукоснительного и единообразного исполнения законов РФ на всей территории России. Этот вид деятельности также будет рассматривать в ходе изучения отдельной темы
3. полицейский контроль(административный надзор). Полицейский контроль – это специально организованное наблюдение уполномоченных органов исполнительной власти за точным и неуклонным соблюдением гражданами, должностными лицами и организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения1. Этот вид деятельности осуществляется с целью предупреждения различных противоправных действий в общественных местах (начиная с актов мелкого хулиганства и заканчивая актами терроризма), а также - тяжких последствий проявлений стихийных сил природы. Особенность полицейского контроля в том, что он, фактически, осуществляется круглосуточно, постоянно - как, например, контроль соблюдения правил дорожного движения.
Полицейский контроль обладает следующими характерными чертами:
1. это специфический вид контрольной деятельности. По общему правилу контролирующий орган включён в систему органов, осуществляющих контролируемую деятельность (начальник следственного отдела по отношению к работе следователей, например). В случае же полицейского контроля соответствующие должностные лица (органы) наблюдают за контролируемым процессом «со стороны» (например, инспектора ГИБДД наблюдают за участниками дорожного движения). Право вмешаться в контролируемый процесс у соответствующего должностного лица возникает только тогда, когда происходит нарушение правовых норм или возникает угроза общественному порядку и безопасности.
2. Он осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти. Для этих органов характерно, во-первых, непосредственно право осуществлять контроль; во-вторых, право применять административное принуждение к нарушителям общественного порядка и общественной безопасности; в-третьих, право давать обязательные для исполнения предписания иным государственным и негосударственным органам и структурам. (Например, СЭС вправе требовать обязательной вакцинации, прекращения деятельности предприятий общественного питания и т.д.).
4. предварительное расследование. В литературе, равно как и в практической деятельности, термин «предварительное расследование преступлений» обычно понимается и используется в двух значениях:
- как одна из стадий уголовного процесса (судопроизводства). В этом смысле предварительное расследование изучается в курсе «Уголовный процесс».
- как деятельность компетентных государственных правоохранительных органов по быстрому и полному раскрытию совершенного преступления, изобличению виновных в его совершении, принятию мер по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Первый признак, на основании которого определяться орган, осуществляющий предварительное расследование по конкретному преступлению – территориальная компетенция.
Одновременно с территориальной компетенций определяется и предметная компетенция, которая складывается из двух элементов: подследственности и формы предварительного расследования.
Подследственность – это правила (критерии), на основании которых расследование преступлений относится к компетенции конкретного правоохранительного органа. Подследственность устанавливается ст. 151 УПК РФ.
Различают четыре вида подследственности: предметную, персональную, по связи дел и альтернативную.
5. оперативно-розыскная деятельность - особый вид правоохранительной деятельности, направленный на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. ОРД представляет собой систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами с целью добывания соответствующей информации с использованием как гласных, так и негласных способов, и посредством оперативно-розыскных мероприятий.
К задачам оперативно-розыскной деятельности относится3:
выявление, предупреждение и пресечение преступлений;
розыск лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;
сбор полицейской информации, в том числе о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации
6. админисративно-юрисдицкционная деятельность – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных должностных лиц, состоящая в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, а также – в применении мер административно-процессуального обеспечения в установленных законом формах и порядке.