Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика муниципальной политики и муниципальной деятельности
1.1 Понятие местного самоуправления и муниципальной политики
1.2 Система целей муниципальной деятельности
1.3 Сущность властно-правовой природы местного самоуправления
1.4 Компетенция муниципальных органов
2. Основные направления муниципальной политики
Структуризация генеральной цели муниципальной деятельности, выделение частных муниципальных политик может производиться с разной степенью детализации. Внутри каждой частной цели могут быть выделены свои подцели и построено "дерево" целей. Выделим наиболее крупные подцели.
Для анализа распределим эти подсистемы на две группы (таблица 1). Каждая подсистема первой группы имеет своей целью удовлетворение какой-то конкретной потребности населения путем оказания соответствующих муниципальных услуг. Первую группу подсистем, в свою очередь, можно разбить на две большие подгруппы: подсистемы, обеспечивающие создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального образования, и подсистемы, обеспечивающие развитие самого человека (человеческого потенциала). Подсистемы второй группы напрямую не связаны с предоставлением конкретных муниципальных услуг и обеспечивают функционирование подсистем первой группы. Такое структурирование позволяет устанавливать степень удовлетворения основных жизненных потребностей населения, выявлять узкие места, формулировать цели и задачи развития муниципального образования, формировать частные муниципальные политики и принимать управленческие решения.
Таблица 1. Характеристика основных подцелей (подсистем) муниципальной деятельности
Подсистемы | Цели подсистем | Подсистемы следующего уровня |
1 | 2 | 3 |
Первая группа | ||
Безопасность | Обеспечение безопасности проживания на местном уровне | Общественный порядок Безопасность на дорогах Пожарная безопасность Санитарно-эпидемиологическая безопасность Безопасность при ЧС Безопасность на водах |
Экологическая безопасность | Обеспечение благоприятного состояния окружающей природной среды | Состояние воздушного бассейна, водоемов, почв, борьба с шумом |
Градоустройство | Создание комфортной среды проживания (городской среды) | Планировка и застройка территории Архитектурный облик Благоустройство территории Транспорт Озеленение |
Жилище | Обеспечение возможностей улучшения жилищных условий граждан | Обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Содействие жилищному строительству Содействие созданию рынка жилья Реконструкция устаревшего жилфонда |
Жизнеобеспечение | Возможность получения качественных услуг отраслей городского хозяйства | Содействие развитию отдельных отраслей городского хозяйства: жилищно-коммунального, городского транспорта, связи, торговли, общепита, бытового обслуживания |
Занятость и условия труда | Обеспечение возможности трудоустройства при благоприятных условиях труда | Содействие развитию малого бизнеса Привлечение инвестиций Участие в заключении трудовых соглашений между работниками и работодателями, в рассмотрении трудовых споров |
Вторая группа | ||
Экономические ресурсы | Обеспечение муниципальной деятельности экономическими ресурсами | Землепользование Природопользование Имущество Материальные ресурсы Финансы |
Управление | Организационное обеспечение муниципальной деятельности | Вовлечение населения в процесс муниципального управления Планирование Координация Кадровое обеспечение Информационное обеспечение Контроль |
Подводя итог вышеописанному, можно сделать вывод, что менеджер муниципального уровня должен владеть информацией и знать, как должна строиться политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откуда их взять, а самое главное - как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.
1.3 Сущность властно-правовой природы местного самоуправления
Местное самоуправление имеет ряд особенностей относительно объема, диапазона и правовой природы объектов своего влияния, значительная часть которых не характерна для других правоотношений. Такими объектами выступает публичная власть; права, свободы и обязанности человека и гражданина; вопросы местного значения; функции субъектов местного самоуправления; объекты коммунальной собственности; местные бюджеты, доходы местных бюджетов, местные налоги и сборы, местные займы и т.п.
Правовая сущность местного самоуправления проявляется и реализуется в деятельности относительно установления, изменения и прекращения правовых отношений именно между субъектами системы местного самоуправления, то есть при взаимодействии субъектов местного самоуправления для реализации их функций и полномочий по решению вопросов местного значения.
В настоящее время юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление в нормах международного права и в национальных законодательствах.
Европейская Хартия местного самоуправления, под местным самоуправлением подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Анализ этого определения позволяет выделить три основных проявления сущности местного самоуправления.
1. Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами.
2. Местное самоуправление - одна из форм организации публичной власти и управления.
3. Местное самоуправление - один из принципов государственного устройства.
4. Местное самоуправление - это форма народовластия. Согласно ст.3 Конституции РФ власть в Российской Федерации осуществляет народ. Формы осуществления народом своей власти характеризуются как непосредственностью (то есть путем референдума, выборов), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, общественный характер осуществления власти состоит в том, что она (власть) осуществляется народом. Даже если власть осуществляется через органы - ведь они, в свою очередь наделены властью народом, вследствие их избрания и народ осуществляет власть опосредовано, через них.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе. Местное самоуправление осуществляется по решению вопросов, отнесенных статьей 14 Закона к ведению местного самоуправления. Так же Законом установлено наличие выборных органов местного самоуправления, что гарантирует осуществление народовластия, так как реализация именно народной власти, может быть претворена органами местного самоуправления лишь на основе избрания этих органов народом. Кроме того, Законом установлена такая форма реализации народовластия, как референдум, решение о проведении которого принимается органом представительной власти по собственной инициативе либо по требованию населения. Принцип непосредственного осуществления власти населением претворен также и в выборах органов местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти населением также может быть представлено собраниями (сходами) граждан для решения вопросов местного значения, порядок созыва и проведения которых устанавливается уставами муниципальных образований.
Таким образом, в Российской Федерации местное самоуправление как одна из основ конституционного строя признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. Это предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центральных и местных органов. Властный характер природы МСУ состоит в исполнении нормативно-правовых актов подчиненными субъектами, а общественный характер раскрывается в реализации прав и возможностей решать населением вопросы местного значения.
1.4 Компетенция муниципальных органов
Для того чтобы разобраться в поставленном вопросе, для начала обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Полномочия, согласно словарю, - права юридического или физического лица на совершение хозяйственных операций, а также на представительские функции, зафиксированные законодательно или нотариально. Возможна ситуация передачи, делегирования полномочий, что подтверждает официально переданные данному лицу от имени другого лица или органа права, дающие ему основания осуществлять определенные действия.
Согласно толкового словаря С.И. Ожегова "компетенция (от лат. competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям". То есть полномочия - составляющие (совокупность) компетенции.
Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.
Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований. Полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию. Полномочия МСУ можно подразделить на две группы: "Собственные" полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением; Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.
Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:
-
Полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей. -
Полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.
3. В отличие от прав граждан всякое полномочие органов МСУ реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.
4. Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.
Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения. Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган. Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего,