Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика муниципальной политики и муниципальной деятельности
1.1 Понятие местного самоуправления и муниципальной политики
1.2 Система целей муниципальной деятельности
1.3 Сущность властно-правовой природы местного самоуправления
1.4 Компетенция муниципальных органов
2. Основные направления муниципальной политики
Содержание
Введение
1. Общая характеристика муниципальной политики и муниципальной деятельности
1.1 Понятие местного самоуправления и муниципальной политики
1.2 Система целей муниципальной деятельности
1.3 Сущность властно-правовой природы местного самоуправления
1.4 Компетенция муниципальных органов
2. Основные направления муниципальной политики
2.1 Понятие вопросов местного значения
2.2 Экономическая сфера
2.3 Социальная сфера
2.4 Политическая сфера
3.Муниципальная деятельность и муниципальная политика Лискинского района и города Лиски
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816-1895), Лоренцом Штейном (1815-1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальная политика - система целей муниципальной деятельности и способов их достижения на основе властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления. Это конкретное управление муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти. Специалист в области государственного и муниципального управления должен знать, какой должна быть политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откуда их взять, а самое главное - как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне. В этом и состоит актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования являются муниципалитеты и должностные лица, а предметом - проводимая ими (объектами) политика и деятельность в рамках своих полномочий. Субъектами муниципальной политики являются носители (население), выразители (депутаты) и исполнители (администрация) муниципальных интересов.
Цель настоящего исследования - характеристика местного самоуправления в общей системе управления государством и обществом. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- собрать и проанализировать литературу и законодательство по данной тематике;
- дать общую характеристику понятиям муниципальная политика и деятельность;
- определить цели местной политики и деятельности;
- рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
- установить и проанализировать основные направления муниципальной деятельности и муниципальной политики.
Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных между собой глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка. Основой построения работы стали Конституция РФ, федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а так же другие законы и нормативно-правовые акты.
муниципальная политика местное самоуправление
Научной основой исследования стали монографии, учебные пособия и учебники по государственному и муниципальному управлению и муниципальному менеджменту различных авторов.
1. Общая характеристика муниципальной политики и муниципальной деятельности
1.1 Понятие местного самоуправления и муниципальной политики
Согласно пункту 2 статьи 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее закон о МСУ или "О местном самоуправлении"): Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства" (1990), Закон РСФСР "О местном самоуправлении" (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями
, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: "Муниципалитеты - это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство".
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.