Файл: Условия развитие коммуникативных умений у старших подростков при реализации дооп Школа вожатого.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области

«Омский музыкально-педагогический колледж»

Курсовая работа

Тема: Условия развитие коммуникативных умений у старших подростков при реализации ДООП «Школа вожатого»


Выполнила:

Першина Екатерина Алексеевна

Специальность 44.02.03

Педагогика дополнительного образования

Студентки III курса 3СПД группы
Руководитель:

Васильев Е.В.
Омск, 2023
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………5
1.1. Анализ понятий «коммуникация» и «общение»………………………………5

1.2. Понятие и виды коммуникативных умений………………………………….10

1.3. Значение и проблемы подростковой коммуникации …………………………….13

1.4. Условия развития коммуникативных умений старших подростков….20

Введение

Человек является социальным существом, ощущая сильную потребность в общении с другими людьми. Эта потребность имеет развитие от простого общения к глубокому личностному и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений.


Особенно актуальной эта проблема становится в подростковом возрасте. Сегодня не каждый ребенок 10-15 летнего возраста может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками, учителями и родителями. А как известно – общение со сверстниками становится ведущей деятельностью данного возраста. В связи с этим требуется серьезная, целенаправленная работа по развитию коммуникативных умений у подростков.

Данной проблемой занимались следующие психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Г.С. Васильев, А.А. Кидрон, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, В.В. Бурлаков, Н.И. Карасева, Е.А. Кукуев, Т.П. Абакирова, Н.А. Воробьева и другие ,

Несмотря на постоянную потребность в обществе людей, умеющих выстраивать взаимодействие с окружающими, в современной школе недостаточно используются методы развития коммуникативных умений.

В связи с этим актуальным становится выявление оптимальных условий для развития у подростков коммуникативных умений в системе дополнительного образования через реализацию соответствующих программ.
Объект исследования: процесс развитие коммуникативных умений подростков.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений подростков на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Цель курсовой работы: выявить условия и особенности развития коммуникативных умений старших подростков при реализации ДООП.
Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме: развитие коммуникативных умений подростков

  2. Изучить понятие и виды коммуникативных умений

  3. Выявить проблемы подростковой коммуникации

  4. Рассмотреть основные условия развития коммуникативных умений подростков.

  5. Проанализировать три ДОО программы и выявить условия развития коммуникативных умений подростков

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы.

- анализ понятийно-терминологической системы и понятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ


    1. Анализ понятий «коммуникация» и «общение»


Общение, в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений по сравнению с коммуникацией, которая отражает в первую очередь информационные процессы. Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций.



Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация» является передачей и приёмом информации».

Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.

Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы».

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции». Человек, который хочет общаться называется «отправителем». Для того чтобы передать изображение другому лицу, отправитель должен сначала перенести или перевести изображения в символы, которые получатели смогут понять. Зачастую символами являются слова, но также могут быть фотографии, звуки или информацию, которую можно считать (например, потрогать или почувствовать запах). Только через символы ментальные образы отправителя могут иметь смысл для получателей. Процесс перевода изображений в символы называется кодированием. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. После того, как сообщение было закодировано, следующим уровнем в процессе коммуникации является передача сообщения получателю. Когда сообщение уже получено другим лицом, происходит процесс декодирования.

Подобно тому, как отправитель должен кодировать свои сообщения в рамках подготовки к их передаче по коммуникационным каналам, получатели должны воспринимать и интерпретировать символы, а затем декодировать информацию обратно в образы, эмоции и мысли, которые имеют смысл для них.


Следовательно, декодирование — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это:

а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам;

б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. Однако, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку.

Янкулова-Цветкова Й. определяет «общение» как взаимодействие между людьми на разных уровнях, когнитивных, эмоциональных и поведенческих.

Следовательно, можно выделить три основных функции:

-познавательную,

-эмоциональную

-коннотативную.

Познавательная функция связана с развитием когнитивно-интеллектуальной сферы личности, что предполагает передачу знаний и информации, а также передачу навыков и умений. Эмоциональная функция имеет два аспекта:

1. эмоциональная глубина общения

2. интенсивность эмоционального обмена,

С одной стороны, и с другой стороны — возможность развития эмоционального восприятия, как своего собственного внутреннего мира, так и чужого. Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих. Коннотативная функция связана с волевой сферой личности, что предполагает совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей.

Общение - это сложный многоплановый процесс, установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (А.В. Батаршев)

Структура общения включает три его стороны:

1. коммуникация - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2. интеракция - заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями;

3. перцепция - означает процесс восприятия и понимания другого человека.

Исходя из этого, коммуникация является лишь одной из сторон общения.

Общение, в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений.


Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща». Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения.
Приведем некоторые определения, встречающиеся в литературе:

Ч. Кули: коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

А. Урсул: коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.

К. Черри: коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной

деятельности.

М. Каган: коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной.

Т. Шибутани: коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей... Коммуникация – это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности.

П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд: коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека.

Д. Льюис, Н. Гауэр: коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов.

А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова: коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Философ и культуролог М. С. Каган в свою очередь считает, что «общение» имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как «коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщеий. Подлинное общение — это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела».

Философ и психолог Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения:

а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;