Файл: Условия развитие коммуникативных умений у старших подростков при реализации дооп Школа вожатого.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На последнем пункте стоит остановиться чуть подробнее. Важно провести четкую границу между нарушением закона и, скажем так, некоторым недопониманием в коллективе. Если речь идет о побоях, отъеме денег и вещей, тут следует без промедления обращаться в правоохранительные органы, написать заявление, снять побои и произвести прочие процессуальные действия.

Преступление нельзя оставлять безнаказанным, и учителя тут не помощники, потому что они всегда будут блюсти «честь мундира» и стремиться «замылить» ситуацию, в том числе из страха перед великовозрастными здоровяками-старшеклассниками, которые, в случае чего, могут ограбить и учительницу, а не только детей из младших классов.

Если речь идет о каких-то обидах на друзей или одноклассников, тут следует научить подростка проводить внятную границу между «его обидели» и «он обиделся». Условно говоря, если человеку сказали «Ты толстый», то обидели его. А если в его присутствии рассказали анекдот про толстую мышку, идущую к холодильнику и игнорирующую маленький кусочек сыра в мышеловке, следует объяснить ребенку, что не стоит такой юмор принимать на свой счет и обижаться. В конце концов, окружающие не виноваты в его проблемах с обменом веществ и не обязаны теперь фильтровать каждое слово, дабы оно всуе не показалось обидным.

В целом, проблема травли в подростковых коллективах – это отдельная тема для разговора. Всем, для кого это почему-либо актуально, советуем почитать статью «Психология подросткового возраста: проблема буллинга». Относительно проблем помельче, таких как слишком большое (с точки зрения родителей) количество времени, проводимого в компании сверстников, слишком ранний интерес к противоположному полу или страх, что ребенок свяжется с компанией наркоманов, стоит заметить, что не просто так педагоги и психологи советуют осознанно воспитывать ребенка с первых дней его жизни.

У получившего правильное домашнее воспитание тинейджера уже к 12-13 годам формируются свои собственные осмысленные принципы, что такое хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Но для этого с самого раннего детства у ребенка должна быть определенная адекватная возрасту свобода действий, своя зона ответственности за выполнение данных ему поручений, возможность выбора друзей, занятий по интересам и т.д.

В противном случае сомнительные компании и наркотики станут просто формой протеста против мелочных ограничений и бесконечных указаний
, какую одежду по сезону надеть, каким спортом заниматься, в какой последовательности делать уроки по различным предметам и прочего, что подросший человек в состоянии решить сам.

Общение подростков со взрослыми характеризуется нежеланием выполнять те требования, которые в раннем детстве выполнялись, и попытками отстоять свою самостоятельность, и стремление ограничить претензии взрослых и их вмешательство в свою частную жизнь.

Разумеется, бывают варианты, когда подросток не особо стремится к самостоятельности, беспрекословно слушается старших и даже ждет, когда ему скажут, что ему делать. Правда, при таком раскладе потом часто возникает проблема от родителей во взрослом возрасте, которая намного более серьезная, нежели традиционные разногласия переходного возраста.

Итак, для начала рассмотрим общение подростков с родителями и причины проблем, возникающих в общении.

Причины проблемв общении подростков и родителей:

  • Неудачное время для беседы, когда один из собеседников устал или просто хочет побыть один. Одинаково проблематично как «вклиниваться» в момент, когда не готов к общению ребенок, так и отделываться формальным «Как дела?» в случае, если родитель вымотался и хочет только одного – отдохнуть.

  • Подросток не видит смысла в общении, например, если в ответ на откровенный рассказ о неудачах тут же следуют ругательства и обвинения наподобие «Сам виноват». Или же родители настолько отстали от жизни, что реально не могут сказать что-то умное или посоветовать что-то полезное, например, как познакомиться с девушкой или как выбрать профессию.

  • Подростку сложно начать говорить – не важно, по какой причине. Кто-то слишком застенчив, кто-то не слишком красноречив. Как вариант, ребенку можно предложить начать рассказ в форме монолога, особенно, если его явно что-то беспокоит и он потенциально готов поделиться своими сомнениями с кем-то понимающим.

  • Родители слишком «давят» на ребенка, например, задают много формальных вопросов, требуют немедленного исчерпывающего ответа, дают советы, о которых пока не просят, ведут себя недружелюбно и напряженно, когда общение становится некомфортным и нежелательным для подростка.


Таким образом, в процессе становления личности подростка могут возникать серьезные проблеме в коммуникационной сфере. Важно понимать, что именно формирование коммуникативных способностей у подростков содействует повышению мотивации, способствует лучшему установлению межличностных взаимоотношений. Это влияет на развитие познавательной инициативности, воображения, саморегуляции, умений коллективной работы. Коммуникативная область весьма значительна для полной социализации подростка. Одним из основных элементов деятельности психолога с целью развития коммуникативных способностей подростка является создание системы условий, при которых дети обретают знания и умения, соответственные высочайшему, качественному уровню общения.



Среди трудностей в общении у подростков можно выделить следующие:

1. Трудности в выборе адекватного поведения с окружающими;

2. Заниженная самооценка;

3. Болезненная реакция на критику;

4. Страх быть отвергнутым;

5. Повышенная робость и застенчивость;

6. Частое пребывание в состоянии подавленности и тревоги;

7. Недоверие к окружающим.


1.4. Условия развития коммуникативных способностей у старших подростков.



Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Это подтверждает теорию И. С. Кона: для развития коммуникативности необходимо создать условия для подобной деятельности. Благоприятными условиями будет коллективное занятие, имеющее общую направленность, но выявляющее индивидуальные способности каждого, и позволяющие подростку продемонстрировать свои личные умения. Только в ситуации высокой значимости, старший подросток сможет почувствовать себя комфортно и самостоятельно выстраивать линии общения со взрослыми и сверстниками.


Условия развития коммуникативных умений:


-включение подростков во взаимодействие друг с другом;

-обуславливать речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.);

-уточнение ситуации общения;

-создание потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

Так же из теории А. В. Мудрика мы можем заключить, что отличным подспорьем в общении для старшего подростка будет является информационная база. Информированность в общении играет важную роль. Уровень общего развития школьника как субъекта общения весьма существенно связан с его речевым развитием. Важнейшим показателем этого развития можно считать словарный запас подростка.


И так, условием для продуктивного общения из анализа данной теории является степень информативности, грамотности и словарно богатая речь. Задачей педагога в данной ситуации становится предоставление нужных информационных основ.

В. А. Кан-Калик обуславливает наличие коммуникативной компетенции, усердными тренировками, частым вступлением в взаимное общение. Интересно, но чем больше у ребенка страха, тем большее количество опытов им нужно преодолеть. Разрушать психологические барьеры, комплексы в общении с другими людьми.

Организованная коллективная деятельность в данной теории будет нести позитивный характер.

И наконец, И. А. Колесникова, считающая, что развитая коммуникативность это следствие степени социализации индивида. Значимым для социализации детей является не только и не столько овладение системой языка, сколько формирование навыков общения; именно такой подход является наиболее продуктивным. С одной стороны, он создает возможность управления процессом общения, в частности формированием коммуникативной деятельности, с другой - его реализация позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с социализацией, развитием их коммуникативных и когнитивных возможностей.






Список литературы



1. Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.



2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы. Собр. Соч. Т. 4. М., 1984.
4. Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.

5. Головин С.Ю. Психология развития: Словарь практического психолога. - М., 2000.

6. Денисова Е.С.; Журнал: «Возрастная психология детей» 2008.

7. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М., 2007.

8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.

9. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.

10. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.

11. Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004.

12. Кон И.С., Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.1980.

13. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2007.


14. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2011.

15 .Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.

16. Петровский А. В Возрастная и педагогическая психология, М., 1979.

17. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебноепособие для студентов: Сост. Под ред. Д.И. Фельдштейна Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2008.

18. Сластенин В.А. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, - М., 1986.

19. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. М., 2004.

20. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М., 1999.

21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.2007.

22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2009.

23. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ - педагогический словарь.

24. http://festival.1september.ru/articles/598443/ - фестиваль педагогических идей
25. https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14189/

26. https://studfile.net/preview/4614810/

27. https://scienceforum.ru/2017/article/2017034722
28. https://scienceforum.ru/2013/article/2013004534

29. http://topuch.com/referat-kursovaya-rabota-31-s-3-tabl-34-istochnika-1-pril-podr/index3.html#pages

30. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostej-podrostkov-v-uslovijah-lichnostno.html

31. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemy-kommunikativnyh-i-organizatorskih-sposobnostey-v-psihologii/viewer

32.https://studme.org/370067/psihologiya/tipy_protivorechiy_proyavlenie_sotsialno_psihologicheskoy_strukture_gruppy
33. https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-storon-obschenija/
34. https://4brain.ru/blog/obschenie-s-podrostkom-kak-i-zachem-govorit/