Файл: Условия развитие коммуникативных умений у старших подростков при реализации дооп Школа вожатого.odt
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения;
в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. [4, с. 140]
Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение диалогично. Подлинное общение — это Я+Ты=Мы; это явление обусловлено этимологией русского слова «общение», которая раскрывается через термин «ОБЩЪ» — вместе, совместно. [5, с. 144] 3.
Понятие «коммуникация» шире общения: оно включает в себя и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. [6, с. 24]
Таким образом, «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий. Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Тем не менее, без общения наша жизнь была бы немыслима — в онтогенезе это означает приобщение формирующегося человека к окружаемому его миру.
1.2. Понятие и виды коммуникативных умений
«Коммуникативные умения - комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности» (Андреева Г.М.).
О.А. Санькова считает, основой успешной адаптации человека к окружающей среде является высокий уровень развития коммуникативных умений. Поэтому их формирование должно осуществляться с самого раннего возраста.
Такие ученые, как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, определяют коммуникативные умения, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
По мнению Л.Я. Лозован, коммуникативные умения представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений.
Коммуникативные умения, по мнению ученого, являются необходимым условием для развития личности ребенка и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Сформированность данных умений является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности. Важно отметить, что в основе формирования и развития коммуникативных умений лежит идея личностно-деятельностного подхода.
По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные умения – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
В представленном выше определении можно выделить два момента:
– коммуникативные умения – это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, основывающиеся на системе знаний и достигнутых умений и умений;
– коммуникативные умения – это способность детей управлять своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении различных коммуникативных задач.
Л.Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы:
– Информационно-коммуникативные умения:
Под информационно-коммуникативными умениями подразумевается способность вступать в общение, ориентироваться в собеседниках и ситуациях, соотносить разные способы общения (вербальные/невербальные). Эта категория включает в себя следующие навыки:
-
Выражать просьбу. -
Приветствовать другого человека, поздравлять, приглашать, вежливо общаться. -
Придерживаться правил поведения с коллегами, руководством, детьми и т. д. -
Понимать ситуацию общения, намерения и мотивы партнеров. -
Умение слушать другого человека. -
Использовать как слова вежливости, так и язык тела — различные жесты, мимику. -
Адекватно выражать свои мысли и эмоции.
– Регуляционно-коммуникативные умения:
Под регуляционно-коммуникативными умениями подразумевается способность согласовывать собственные действия и слова с потребностями собеседника, доверять, оказывать поддержку, помощь, использовать свои личные навыки при коллективном решении проблем, оценивать результат совместного общения. К этой группе коммуникативных навыков относятся:
-
Осуществление контроля над трудовой деятельностью. -
Обоснование коллективных задач. -
Определение эффективных методов совместного решения задач. -
Умение уступать, быть честным при общении, ясно выражать свои намерения, советовать и принимать советы других. -
Критическое оценивание себя и партнеров, выражение согласия или несогласия, одобрения или неодобрения.
-
– Аффективно-коммуникативные умения:
Способность делиться собственными чувствами и интересами с собеседником, оценивать его эмоциональное поведение, проявлять эмпатию (быть отзывчивым, сопереживать, заботиться).
Кроме трех групп коммуникативных умений, так же имеются три стороны общения, а именно:
Коммуникативная(обмен информацией);
Перцептивная(восприятие и понимание другого человека);
Интерактивная;(взаимодействие в совместной деятельности).
1.3. Значение и проблемы подростковой коммуникации
Данный возраст, являясь самым продолжительным переходным периодом, характеризуется рядом физических и психологических перемен. Данный возраст также называют пубертатным периодом. Имеется множество классификаций, обуславливающие границы подросткового возраста, и в среднем они охватывают период от 10-11 до 14-15 лет. Согласно Д.Б.Эльконину, общение является ведущей деятельностью данного возраста.
В принципе, в любом возрасте, в том числе и в подростковом, функции общения весьма сходны: информационная, эмоциональная, познавательная и т.д. Мы все общаемся для того, чтобы узнать что-то новое или поделиться тем, что знаем сами. Мы общаемся, чтобы получить моральную поддержку или оказать ее тем, кто в ней нуждается. Иногда общение нужно, чтобы отстоять свою правоту, свои интересы, попросить о помощи.
У тинейджеров все то же самое, только выражено намного ярче и эмоциональнее, в чем мог убедиться каждый, кто пытался что-то доказать подростку или попросить его помочь дома по хозяйству. В этом плане небезынтересно мнение самих подростков по воду того, зачем им нужно коммуницировать.
Зачем подростку общение:
-
Возможность узнать что-то новое. -
Возможность поделиться своим мнением. -
Возможность получить эмоциональную поддержку. -
Возможность получить помощь. -
Возможность получить заряд энергии.
В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – другой. Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте. Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных способностей, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.
Формирование коммуникативных способностей у старших подростков содействует повышению мотивации, способствует лучшему установлению межличностных взаимоотношений. Это влияет на развитие познавательной инициативности, воображения, саморегуляции, умений коллективной работы. Коммуникативная компетентность, в соответствии с психолого- педагогическим изучением, содержит следующие элементы: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Эмоциональный компонент включает в себя психологическую чуткость, эмпатию, умение к сопереживанию и состраданию.
Когнитивный компонентсвязан с познаванием других людей, включает умение предусматривать поступки иного человека, продуктивно разрешать разные трудности.
Поведенческий компонентотображает умение ребенка вести совместную работу, соответствие в общении, организаторские возможности, адаптированность в конфликтных ситуациях.
В ходе взаимодействия перед детьми появляется потребность достигнуть соглашения, предварительно распланировать собственную деятельность. Формируется индивидуальное отношение к другим. Способность к общению у подростков заключается в: желание входить в контакт с находящимися вокруг людьми, даже мало знакомыми; умение формировать взаимодействие, содержащее способность выслушивать собеседника, способность чувственно сопереживать, выражать эмпатию, умение выходить из конфликтных ситуаций; знание общепринятых норм и законов, которыми следует руководствоваться во взаимоотношении с другими людьми. Неумение общаться и нарушения в сфере коммуникаций особенно ярко проявляются у старших подростков в условиях школы. Так как растет значения общения с противоположным полом, то коммуникативные трудности могут оставить отпечаток на межполовом общении на протяжении всей жизни.
В современной психологии большое внимание уделяют вопросу подростковых конфликтов на базе асинхронности развития мальчиков и девочек. Коммуникативная компетентность важна для дальнейшего развития подростков.
Если в подростковом возрасте не заниматься развитием коммуникативной компетенции, то возможны проблемы с социализацией подростка в жизни. Многие педагоги и психологи громко заявляют о том, что адекватное развитие коммуникативных качеств в подростковом возрасте оказывает большое влияние на последующее развитие и становление личности.
Все проблемы в сфере коммуникаций усугубляются в старшем подростковом возрасте. Их уже сложнее решить и скорректировать поведение ребенка.
Следствием нерешенных проблем могут стать недоразвитость коммуникативных функций речи, несформированность навыков общения, нарушения в сфере установления эмоциональных контактов с ровесниками и теми, кто старшее.
В связи с этим ставится вопрос о подготовке человека к общению, о развитии у него необходимых коммуникативных качеств, для эффективного вхождения в социальную среду, для самореализации и самосовершенствования. Процесс повышения коммуникативной компетентности будет эффективным только тогда, когда у подростка будет актуализирована внутренняя готовность к саморазвитию, будет сформирована мотивация на совершенствование своих коммуникативных способностей.
Социальное общение подростка включает в себя общение со сверстниками. Именно общение в своей среде и своей возрастной группе в наибольшей степени способствует социализации, формированию навыков коммуникаций, совместной деятельности, поиска компромисса. Социализация и навыки общения во многом предопределяют успех во взрослой жизни, причем даже в большей степени, чем набор знаний и школьные оценки.
Все вышеперечисленное отвечает на вопрос «Почему общение со сверстниками так важно для подростков?». Теперь давайте посмотрим, каковы же основные нюансы и особенности общения среди подростков, и какие проблемы в этом видят родители.
Нюансы и проблемы общения в подростковой среде:
-
Время самоопределения – подростки «прощупывают» границы дозволенного, определяют собственную модель поведения с разными людьми, пробуют разные социальные роли. -
Приоритет общения со сверстниками – мнение ровесников становится референтным в отличие от более раннего детства, когда главными во всем были родители. -
Присоединение к группе – тинейджер стремится «примкнуть» к компании по интересам или просто по месту жительства. -
Интерес к противоположному полу – в особо серьезных случаях все остальные интересы отходят на второй план. -
Не всегда удачное общение – буллинг и травля в сложных случаях, игнорирование со стороны сверстников, мнимое или действительное.