Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 988
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под сокрытием денежных средств либо имущества применительно к данной статье следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам.
По налоговым преступлениям, предусмотренным ст. ст. 198 - 199.1 УК, предусмотрено специальное освобождение от ответственности, условием которого является полная уплата субъектом, впервые совершившим соответствующее преступление, сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 УПК размер пеней и штрафов должен быть установлен в расчете налогового органа. Если лицо ранее уже освобождалось от ответственности за налоговое преступление и вновь совершило аналогичное преступление, оно в юридическом смысле считается впервые совершавшим преступление (его виновность не была установлена вступившим в законную силу приговором суда), а поэтому может быть вновь освобождено.
Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ
В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
§ 1. Понятие и виды преступлений против интересов службы
в коммерческих и иных организациях
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - это предусмотренные уголовным законом умышленные общественно опасные деяния (действие или бездействие), посягающие на нормальное (законное) функционирование отдельных коммерческих или иных организаций в различных сферах деятельности и причиняющие либо создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Концепция уголовной ответственности за общественно опасные деяния, совершаемые по службе, была создана в процессе реформы теории должностных преступлений, получившей к середине 90-х гг. прошлого века достаточно серьезное развитие. Поэтому при создании норм о преступлениях данного вида законодатель широко использовал те же приемы законодательной техники, что и при конструировании норм о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК).
Видовым объектом рассматриваемых преступлений выступает основанная на соблюдении и исполнении действующего законодательства и (или) иных нормативных актов нормальная деятельность коммерческой или иной организации, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Все преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях по объекту посягательства условно можно подразделить на два вида:
1) преступления, посягающие на правильное (законное) осуществление управленческой деятельности (ст. ст. 201, 204, 204.1, 204.2 УК);
2) преступления, посягающие на правильную (законную) профессиональную (коммерческую) деятельность (ст. ст. 202 и 203 УК).
§ 2. Преступления, посягающие на правильное (законное)
осуществление управленческой деятельности
Непосредственным объектом данной группы преступлений выступают общественные отношения, которые складываются в сфере управленческой деятельности коммерческих и иных организаций.
Статья 201 УК (злоупотребления полномочиями) предусматривает общие признаки, присущие большинству преступлений против службы в коммерческих и иных организациях, а именно свойства деяния и специальный субъект.
Объективная сторона характеризуется действием (бездействием) виновного, которое выражается в использовании управленческих (служебных) полномочий вопреки законным интересам этой организации, общественно опасными последствиями и причинной связью между ними.
Использование полномочий вопреки законным интересам организации означает, что виновный формально действует в рамках служебных полномочий, но по существу эти действия не вызываются интересами организации, где он служит, и поэтому по существу являются незаконными.
Общественно опасные последствия законодатель сформулировал с помощью оценочной категории в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, что означает необходимость устанавливать их размер с учетом обстоятельств совершения конкретного преступления.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и альтернативно обозначенной целью - извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.
Субъект преступления специальный - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, понятие которого законодатель формулирует в примечании 1 к ст. 201 УК, легально именуя его как "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением".
Из законодательного определения субъекта вытекает, что в основу понятия положены критерии:
1) функции, выполняемые лицом;
2) время исполнения отдельных из указанных функций;
3) место исполнения указанных функций.
Управленческие функции в коммерческой или иной организации подразделяются на виды:
- функции единоличного исполнительного органа;
- функции члена совета директоров;
- функции иного коллегиального исполнительного органа;
- организационно-распорядительные функции;
- административно-хозяйственные функции.
Порядок избрания единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, функции которых исполняет рассматриваемый субъект, их компетенция определяются законодательством РФ, уставными документами.
Время выполнения лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций обозначено трояко: постоянно, временно или по специальному полномочию.
Место выполнения лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций строго определено в законе: коммерческие или иные организации независимо от формы собственности; некоммерческие организации, не являющиеся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.
Наступление в результате деяния тяжких последствий охватывается ч. 2 ст. 201 УК.
В гл. 23 УК предусмотрена ответственность за преступления коррупционного характера - коммерческий подкуп (ст. 204 УК), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК) и мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК), опасность которых состоит в их направленности против правильного (законного) осуществления управленческой деятельности, в разлагаемом влиянии на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, которые подчиняют выполнение обязанностей по службе целям незаконного обогащения, а также на граждан, которые считают, что путем вручения незаконного вознаграждения они могут добиться желаемого результата.
Данные преступления корреспондируют с соответствующими преступлениями взяточничества, представленными в гл. 30 УК. При конструировании норм в ст. ст. 204, 204.1 и 204.2 УК законодатель использовал идентичные приемы юридической техники, что и в соответствующих статьях о взяточничестве в гл. 30 УК.
Рассматриваемые преступления содержат в качестве обязательного признака состава предмет преступления: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также незаконное оказание лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, услуг имущественного характера
, предоставление иных имущественных прав.
Ответственность дифференцируется в зависимости от размера коммерческого подкупа (примечание 1 к ст. 204 УК), который законодательно установлен:
- в размере, не превышающем 10 тыс. руб. (ст. 204.2 УК);
- в значительном размере (ч. 2 ст. 204, ч. 6 ст. 204, ч. 1 ст. 204.1 УК);
- в крупном размере (ч. 3 ст. 204, ч. 7 ст. 204, ч. 2 ст. 204.1 УК);
- в особо крупном размере (ч. 8 ст. 204, ч. 8 ст. 204, ч. 3 ст. 204.1 УК).
Статья 204 УК (коммерческий подкуп) содержит два самостоятельных преступления, представленные в разных ее частях: передача коммерческого подкупа (ч. 1) и получение коммерческого подкупа (ч. 5), которые надлежит разграничивать по объективной стороне и субъекту преступления.
Общие с составом получения взятки (ст. 290 УК) и дачи взятки (ст. 291 УК) объективные и субъективные признаки изложены в гл. 30 при описании составов взяточничества.
Субъект получения коммерческого подкупа (ч. ч. 5 - 8 ст. 204 УК) - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
За передачу коммерческого подкупа лицо может быть освобождено от уголовной ответственности (примечание 2 к ст. 204 УК) по основаниям, совпадающими с представленными в примечании к ст. 291 УК.
Посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК) вне зависимости от конкретной формы есть связующее звено между лицом, передающим предмет коммерческого подкупа, и получателем предмета коммерческого подкупа.
Отграничение рассматриваемого преступления от посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК), представленного в гл. 30, необходимо проводить по объекту преступления и его предмету. Совпадают, за некоторым исключением, и квалифицирующие признаки этих составов.
В примечании к ст. 204.1 УК размещена норма об освобождении от уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе, которая содержит основания, аналогичные тем, которые изложены в примечании к ст. 291.1 УК.
Мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК) представляет собой специальные разновидности коммерческого подкупа (ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК), разграничение между которыми проводится в зависимости от размера вознаграждения как предмета преступления. Признаки мелкого коммерческого подкупа (ч. 1 ст. 204.2 УК) совпадают с признаками простых составов его получения и передачи (ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК).