Файл: Содержание Введение Глава Теоретические аспекты изучения советских комплексных систем управления качеством система сбт Понятие о сбт Принцип работы сбт введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

III. Третья звезда.

В 50-е годы была выдвинута концепция тотального управления качеством - TQC. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический). На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.

Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи.

Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение. Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в Европе. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. Однако это обучение сопровождалось и нововведениями.

В Европе стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Особенно следует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.

Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем и одна из лучших - система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям. Справедливо считать Т. Ф. Сейфи выдающимся специалистом в области управления качеством, и его имя должно стоять рядом с такими именами, как А. Фейгенбаум, Г. Тагути, Э. Шиллинг, Х. Вадсвордт.


IV. Четвёртая звезда.

В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, тo TQM - этo еще и управление целями и самими требованиями.

В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции.

Примечание:

TQC - Всеобщее управление качеством;

QA - Обеспечение качества;

QPolicy - Политика качества;

QPIanning - Планирование качества;

QI - Улучшение качества.

Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, к затратам - 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок.

При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement). В системе ТQМ используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. Появился новый тип работников - трудоголики.

Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п.

Обучение превращается и в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.



Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.

Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует [3].

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качество по стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему менеджмента качества.

В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему менеджмента качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему менеджмента качества нашел в страховом деле: так как сертификат свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования: При наличии сертификата на систему менеджмента качества страховые платежи уменьшаются на 25 - 50%, ссудный % при выдаче кредитов уменьшается в 1,5 - 2,0 раза.

Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются тысячи предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

V. Пятая звезда.

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.


Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.

Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. - вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.
1.2. Принцип работы СБТ
Система бездефектного труда требует найти самые доступные и выгодные пути, создать кинематическую цепь без лишних звеньев. Жизнеспособность системы в объединении обеспечивается разработанной системой материального и морального стимулирования. Требования, предъявляемые системой бездефектного труда к работникам объединения, стали неотъемлемой частью положения о премировании. За последние годы на ряде передовых предприятий внедрены целые системы контроля исполнения. Одна из них - система бездефектного труда (СБТ) - нашла эффективное применение в подразделениях отдела главного технолога. В основу этой системы положен принцип так называемых взаимных претензий.

Получившая в 60 - е гг. развитие система бездефектного труда, в которой основное внимание уделялось предупредительному контролю, оказала положительное влияние на изучение этого вопроса применительно к сварке конструкций. В результате работы производственных организаций и НИИ были разработаны рекомендации по комплексному управлению качеством, в том числе и качеством сварки. Контроль качества выполнения операций по восстановлению деталей осуществляют мастер участка и контролер ОТК. Наилучшие показатели работы достигаются при внедрении самоконтроля - системы бездефектного труда. В повышении качества продукции важным фактором является состояние каждой единицы технологического оборудования. Служба главного механика, ремонтные цехиработают, как и весь коллектив завода по системе бездефектного труда. Ремонт оборудования ведется строго по плану предупредительного ремонта.


Огромное значение для качественной работы на каждом рабочем месте имеет состояние технологической оснастки. Исправность штампов, приспособлений, мерительных и режущих инструментов - залог качественной работы, поэтому работники инструментальных цехов предприятий также переходят на систему бездефектного труда. Организуется строжайшее выполнение установленных графиков контроля над всем инструментальным хозяйством, ведется четкий учет проверяемых инструментов и приспособлений. Специальная служба ремонта технологической оснастки работает также по системе бездефектного труда [1].

Эта система, действующая на многих предприятиях отрасли, призвана способствовать повышению личной ответственности каждого работника за выпуск продукции высокого качества. Система бездефектного труда базируется на следующих принципах: непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы, не допускается, каких бы то ни было отступлений от требований действующей технической документации; исполнители предъявляют работу службе контроля продукции, изготовленной с отступлением от документации.

Все же скрытые дефекты обнаружить чаще всего невозможно. Поэтому не случайно предприятия, работающие по системе бездефектного труда и почти полностью исключившие возможность производственного брака, продолжают получать рекламации из-за некачественных комплектующих изделий.

В должностной инструкции мастеру должна быть достаточно конкретно зафиксирована содержательная сторона его деятельности, согласованы права и ответственность. При этом задачи, решаемые мастером, должны быть сформулированы с достаточной определенностью, позволяющей проводить проверку их выполнения. Особую актуальность это требование к должностным инструкциям приобретает в условиях разработки и внедрения системы бездефектного труда: только при четких и конкретных требованиях к составу и содержанию поручаемых работ возможнаобъективная оценка их выполнения.

Постепенно стало очевидным, что ни сыгравшая в свое время положительную роль саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); ни ее львовский вариант - система бездефектного труда (СБТ); ни ряд других территориальных систем подобного рода в современных условиях уже не могут, гарантировать выпуск продукции, отвечающей всем высоким требованиям сегодняшнего дня. Требования эти стали таковы, что выполнить их можно, лишь воздействуя на вес факторы, причины, условия, обстоятельства, от которых зависит формирование качества продукта. Во-вторых, должно быть организовано изучение опыта работы различных предприятий в области управления качеством продукции. Источником информации могут служить конкретные разработки различных предприятий, семинары по обмену опытом, научно-практические конференции. Особого внимания в этом направлении заслуживает одобренный ЦК КПСС опыт промышленных предприятий Львовской области, опыт Ярославского объединения Автодизель по созданию системы НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), опыт Горьковских предприятий по системе КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), опыт предприятий, внедривших системы бездефектного труда и систему бездефектного изготовления продукции.