Файл: 1 теоретические аспекты малого предпринимательства в рыночной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-мобилизует материальные, финансовые и природные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными, в частности, использует местные сырьевые ресурсы и отходы производства.

-улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики.

Экономики сектор малого предпринимательства осуществляет целый ряд важнейших социальных функций:

-увеличивает число собственников, а значит, способствует формированию среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе.

-осуществляет отбор наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.

-создает новые рабочие места с относительно низкими капитала затратами, особенно в сфере обслуживания.

Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства являются:

-минимальные размеры всех видов ресурсов, в том числе собственного капитала, необходимых для создания и функционирования малых предприятий.

-короткие сроки создания и освоения проектных мощностей.

-быстрая окупаемость капиталовложений, высокая скорость оборота капитала.

-прямой контакт с потребителем и способность быстро реагировать на спрос.

-упрощенная организационная структура благодаря относительно небольшой численности работников.

-высокая гибкость и мобильность, определяющие возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка.

-создание благоприятной обстановки для ускорения научно-технического прогресса, особенно в области электроники, кибернетики и информатике.

Наряду с преимуществами малых форм хозяйствования, которые позволили играть серьезную роль в странах с развитой рыночной экономикой, им присущи определенные слабые стороны. К числу таких слабых сторон относятся следующие:

-в условиях стабильного спроса на продукцию малое предприятие не в состоянии конкурировать с большими предприятиями и вынуждено отыскивать свою «нишу» в рыночном спросе, т. е. производить такую продукцию, в которой не заинтересованы крупные предприятия.

-малые предприятия не имеют больших материальных и финансовых ресурсов. Отсюда их повышенная чувствительность росту цен, спаду производства и т. д. и большая степень риска, трудности с получением кредита. Поэтому они производят всегда только такую продукцию, которая пользуется спросом и рентабельна. Крупные же предприятия могут выпускать нерентабельную в данный момент или не пользующуюся спросом продукцию, а убытки покрывать за счет производства прибыльной.


-трудности привлечения служащих из-за слабой социальной защищенности и отсутствия возможностей для карьеры (мало должностей), невысокого престижа.

-личностные проблемы, связанные с ведением бизнеса. Поэтому предприниматели без поддержки семьи редко преуспевают.

Перечисленные недостатки малого предпринимательства являются причиной недолговечности предприятий.

Малое предприятие— это не уменьшенный вариант крупного или среднего предприятия, а организация со специфическими характеристиками деятельности. Сложности, связанные с функционированием субъектов малого бизнеса, с одной стороны, и значимость тех функций, которые этот сектор хозяйственной деятельности выполняет в рыночной экономике, с другой, определяют необходимость создания благоприятных условий для становления, развития и выживания субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, малое предпринимательство имеет целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом. К числу таких преимуществ следует отнести: тесную связь с клиентурой, что позволяет им учесть их запросы; производство продукции и выполнение услуг небольшими объемами, что невыгодно крупным предпринимателям; упрощенная структура управления, что позволяет экономить на накладных расходах; высокая мобильность производства, что позволяет им быстро перестраивать производство на выпуск новой продукции или выполнение нового вида услуг и т. п. Однако перечисленные преимущества могут быть реализованы не всегда и не везде: например, малые предприятия не всегда могут успешно конкурировать с крупными при производстве массовой продукции, спрос на которую отличается постоянством. По этой причине в экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Сочетание предприятий в зависимости от их размеров в каждой отрасли и виде деятельности имеет свой характер. Например, в торговле и общественном питании в настоящее время малый бизнес получил самое широкое распространение во всех странах именно благодаря своим преимуществам.

В целом развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для укрепления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, лучше и полнее используются местные сырьевые ресурсы и т. д. Особенностью мелких и средних предприятий в производственной сфере является то, что они часто прямо или косвенно связаны с крупными компаниями и работают с ними по контракту, оставаясь юридически самостоятельными. Они специализируются на производстве ограниченного перечня узлов и деталей, отличаются высокой мобильностью и гибкостью, что позволяет им быстро переналаживать производство.


1.3 Основные тенденции развития малых предприятий в Севастополе
С 2014 года город Севастополь находится в составе Российской Федерации. На территории Севастополя на 1 января 2023 года действует 40 муниципальных образований (10 муниципальных районов, 5 городских поселений, 41 сельских поселений). Численность населения Севастополя на 2023 г. составляет 529883тыс. чел. Оборот розничной торговли на начала 2023 года, составляет 35044,5 млрд. руб. по состоянию на 2022 г. [3]

Число действовавших малых предприятий в Севастополе на конец декабря 2022г. составляет 3289ед..

Наибольший удельный вес числа малых предприятий приходится на обрабатывающие производства, строительство, оптовую и розничную торговлю, операции с недвижимым имуществом.

По данным наиболее привлекательными сферами экономической деятельности для индивидуальных предпринимателей Севастополя являются: розничная торговля (41%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14%), оптовая торговля (9%), предоставление персональных услуг (9%), услуги в сфере транспорта и связи (7,2%). В отношении малых предприятий привлекательными являются следующие сферы экономической деятельности: оптовая и розничная торговля (более 55%), строительство (7,8%), обрабатывающие производства (7,6%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7%), транспорт и связь (5,4%).

В общей сложности на сектор малого бизнеса приходится более 20% всех занятых в экономике города.

Оборот малых предприятий Севастополя по состоянию на декабрь 2022 г. составил 71020,3 млн. руб., тогда как в 2020 г. этот показатель составил 59519, 0 млн. руб.т.е. наблюдается ежегодный рост товарооборота малого бизнеса.

Несмотря на это численность занятых в малом бизнесе возросла, произошел и рост товарооборота малых предприятий, наибольший удельный вес малых предприятий, приходится на предприятия занятые в сфере строительства, оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производствах, предприятия работающие в сфере недвижимости.

В г. Севастополе, государство выражает поддержку малому бизнесу предусмотренных долгосрочной целевой программой законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; на 2022-2023 годы, так как именно они определяют направление развития малого предпринимательства.

Цель Программы: увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим), в экономике города Севастополя.


Задачи Программы: обеспечение доступности финансовой поддержки, информационно-консультационной, имущественной поддержки для субъектов МСП, физических лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим; развитие молодежного предпринимательства; создание благоприятных условий для осуществления деятельности субъектами МСП и самозанятости.

Рассмотрим кратко основные направления развития предпринимательской деятельности в г. Севастополе за счет выше перечисленных форм поддержки.

При оказании информационно-консультационной поддержки субъектам МСП, планируется увеличение доли субъектов МСП, которым была оказана консультационная поддержка, в общем количестве субъектов МСП, получивших поддержку.

Финансовая поддержка субъектам МСП (таблица1)

Таблица1- Объемы финансирования Программы, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. рублей):

Источник финансирования

Федеральный бюджет

Бюджет г.Севастополя

Внеоборотные средства

ИТОГ

2022 год

141096,1

5265,9

1250,0

195006,0

2023 год

235487,6

36355,4

0,0

271843,0

2024 год

99189 ,6

33441,4

0,0

132631,0

2025 год

0,0

72874,1

0,0

72874,1

2026 год

0,0

74135,4

0,0

74135,4

2027 год

0,0

75446,9

0,0

75446,9

2028 год

0,0

76811,0

0,0

76811,0

2029 год

0,0

78229,6

0,0

78229,6


В целях вовлечения молодежи города Севастополя в предпринимательскую деятельность и развития самозанятости населения Программой предусмотрено проведение Конкурса молодежных бизнес-проектов ( предоставление грантов, в форме субсидий).


Показателями эффективности достижения указанной цели являются:

- предоставление грантовой поддержки для осуществления предпринимательской деятельности не менее 650 физическим лицам в возрасте до 35 лет и субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, до 2030 года;

- количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, составит 7,323 тыс. ед. к 2024 году;(пп. 2 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 17.02.2022 N 47-ПП)

- количество объектов недвижимого имущества города Севастополя в перечне имущества, находящегося в собственности города Севастополя, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Перечень) (нарастающим итогом), ед.

- оказание комплекса услуг и (или) предоставление финансовой поддержки в виде грантов 29 субъектам МСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, к 2024 году;(пп. 5 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 20.05.2022 N 198-ПП)

- предоставление к 2024 году 2,608 тыс. уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающим и действующим предпринимателям информационно-консультационных и образовательных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, а также в федеральных институтах развития;(пп. 6 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 17.02.2022 N 47-ПП)

По итогам реализации мероприятий Программы ожидаются следующие результаты: рост индекса производства малых предприятий; увеличение доли субъектов МСП, которым были оказаны основные виды поддержки, создание дополнительных рабочих мест и рост числа занятых в малом и среднем бизнесе; популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде через проведение различных конкурсов; повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП при помощи грантов и субсидирования.