Файл: 1 теоретические аспекты малого предпринимательства в рыночной экономике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-мобилизует материальные, финансовые и природные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными, в частности, использует местные сырьевые ресурсы и отходы производства.
-улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики.
Экономики сектор малого предпринимательства осуществляет целый ряд важнейших социальных функций:
-увеличивает число собственников, а значит, способствует формированию среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе.
-осуществляет отбор наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.
-создает новые рабочие места с относительно низкими капитала затратами, особенно в сфере обслуживания.
Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства являются:
-минимальные размеры всех видов ресурсов, в том числе собственного капитала, необходимых для создания и функционирования малых предприятий.
-короткие сроки создания и освоения проектных мощностей.
-быстрая окупаемость капиталовложений, высокая скорость оборота капитала.
-прямой контакт с потребителем и способность быстро реагировать на спрос.
-упрощенная организационная структура благодаря относительно небольшой численности работников.
-высокая гибкость и мобильность, определяющие возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка.
-создание благоприятной обстановки для ускорения научно-технического прогресса, особенно в области электроники, кибернетики и информатике.
Наряду с преимуществами малых форм хозяйствования, которые позволили играть серьезную роль в странах с развитой рыночной экономикой, им присущи определенные слабые стороны. К числу таких слабых сторон относятся следующие:
-в условиях стабильного спроса на продукцию малое предприятие не в состоянии конкурировать с большими предприятиями и вынуждено отыскивать свою «нишу» в рыночном спросе, т. е. производить такую продукцию, в которой не заинтересованы крупные предприятия.
-малые предприятия не имеют больших материальных и финансовых ресурсов. Отсюда их повышенная чувствительность росту цен, спаду производства и т. д. и большая степень риска, трудности с получением кредита. Поэтому они производят всегда только такую продукцию, которая пользуется спросом и рентабельна. Крупные же предприятия могут выпускать нерентабельную в данный момент или не пользующуюся спросом продукцию, а убытки покрывать за счет производства прибыльной.
-трудности привлечения служащих из-за слабой социальной защищенности и отсутствия возможностей для карьеры (мало должностей), невысокого престижа.
-личностные проблемы, связанные с ведением бизнеса. Поэтому предприниматели без поддержки семьи редко преуспевают.
Перечисленные недостатки малого предпринимательства являются причиной недолговечности предприятий.
Малое предприятие— это не уменьшенный вариант крупного или среднего предприятия, а организация со специфическими характеристиками деятельности. Сложности, связанные с функционированием субъектов малого бизнеса, с одной стороны, и значимость тех функций, которые этот сектор хозяйственной деятельности выполняет в рыночной экономике, с другой, определяют необходимость создания благоприятных условий для становления, развития и выживания субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, малое предпринимательство имеет целый ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом. К числу таких преимуществ следует отнести: тесную связь с клиентурой, что позволяет им учесть их запросы; производство продукции и выполнение услуг небольшими объемами, что невыгодно крупным предпринимателям; упрощенная структура управления, что позволяет экономить на накладных расходах; высокая мобильность производства, что позволяет им быстро перестраивать производство на выпуск новой продукции или выполнение нового вида услуг и т. п. Однако перечисленные преимущества могут быть реализованы не всегда и не везде: например, малые предприятия не всегда могут успешно конкурировать с крупными при производстве массовой продукции, спрос на которую отличается постоянством. По этой причине в экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Сочетание предприятий в зависимости от их размеров в каждой отрасли и виде деятельности имеет свой характер. Например, в торговле и общественном питании в настоящее время малый бизнес получил самое широкое распространение во всех странах именно благодаря своим преимуществам.
В целом развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для укрепления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, лучше и полнее используются местные сырьевые ресурсы и т. д. Особенностью мелких и средних предприятий в производственной сфере является то, что они часто прямо или косвенно связаны с крупными компаниями и работают с ними по контракту, оставаясь юридически самостоятельными. Они специализируются на производстве ограниченного перечня узлов и деталей, отличаются высокой мобильностью и гибкостью, что позволяет им быстро переналаживать производство.
1.3 Основные тенденции развития малых предприятий в Севастополе
С 2014 года город Севастополь находится в составе Российской Федерации. На территории Севастополя на 1 января 2023 года действует 40 муниципальных образований (10 муниципальных районов, 5 городских поселений, 41 сельских поселений). Численность населения Севастополя на 2023 г. составляет 529883тыс. чел. Оборот розничной торговли на начала 2023 года, составляет 35044,5 млрд. руб. по состоянию на 2022 г. [3]
Число действовавших малых предприятий в Севастополе на конец декабря 2022г. составляет 3289ед..
Наибольший удельный вес числа малых предприятий приходится на обрабатывающие производства, строительство, оптовую и розничную торговлю, операции с недвижимым имуществом.
По данным наиболее привлекательными сферами экономической деятельности для индивидуальных предпринимателей Севастополя являются: розничная торговля (41%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14%), оптовая торговля (9%), предоставление персональных услуг (9%), услуги в сфере транспорта и связи (7,2%). В отношении малых предприятий привлекательными являются следующие сферы экономической деятельности: оптовая и розничная торговля (более 55%), строительство (7,8%), обрабатывающие производства (7,6%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7%), транспорт и связь (5,4%).
В общей сложности на сектор малого бизнеса приходится более 20% всех занятых в экономике города.
Оборот малых предприятий Севастополя по состоянию на декабрь 2022 г. составил 71020,3 млн. руб., тогда как в 2020 г. этот показатель составил 59519, 0 млн. руб.т.е. наблюдается ежегодный рост товарооборота малого бизнеса.
Несмотря на это численность занятых в малом бизнесе возросла, произошел и рост товарооборота малых предприятий, наибольший удельный вес малых предприятий, приходится на предприятия занятые в сфере строительства, оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производствах, предприятия работающие в сфере недвижимости.
В г. Севастополе, государство выражает поддержку малому бизнесу предусмотренных долгосрочной целевой программой законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; на 2022-2023 годы, так как именно они определяют направление развития малого предпринимательства.
Цель Программы: увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим), в экономике города Севастополя.
Задачи Программы: обеспечение доступности финансовой поддержки, информационно-консультационной, имущественной поддержки для субъектов МСП, физических лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим; развитие молодежного предпринимательства; создание благоприятных условий для осуществления деятельности субъектами МСП и самозанятости.
Рассмотрим кратко основные направления развития предпринимательской деятельности в г. Севастополе за счет выше перечисленных форм поддержки.
При оказании информационно-консультационной поддержки субъектам МСП, планируется увеличение доли субъектов МСП, которым была оказана консультационная поддержка, в общем количестве субъектов МСП, получивших поддержку.
Финансовая поддержка субъектам МСП (таблица1)
Таблица1- Объемы финансирования Программы, всего, по годам и по источникам финансирования (тыс. рублей):
Источник финансирования | Федеральный бюджет | Бюджет г.Севастополя | Внеоборотные средства | ИТОГ |
2022 год | 141096,1 | 5265,9 | 1250,0 | 195006,0 |
2023 год | 235487,6 | 36355,4 | 0,0 | 271843,0 |
2024 год | 99189 ,6 | 33441,4 | 0,0 | 132631,0 |
2025 год | 0,0 | 72874,1 | 0,0 | 72874,1 |
2026 год | 0,0 | 74135,4 | 0,0 | 74135,4 |
2027 год | 0,0 | 75446,9 | 0,0 | 75446,9 |
2028 год | 0,0 | 76811,0 | 0,0 | 76811,0 |
2029 год | 0,0 | 78229,6 | 0,0 | 78229,6 |
В целях вовлечения молодежи города Севастополя в предпринимательскую деятельность и развития самозанятости населения Программой предусмотрено проведение Конкурса молодежных бизнес-проектов ( предоставление грантов, в форме субсидий).
Показателями эффективности достижения указанной цели являются:
- предоставление грантовой поддержки для осуществления предпринимательской деятельности не менее 650 физическим лицам в возрасте до 35 лет и субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, до 2030 года;
- количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, составит 7,323 тыс. ед. к 2024 году;(пп. 2 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 17.02.2022 N 47-ПП)
- количество объектов недвижимого имущества города Севастополя в перечне имущества, находящегося в собственности города Севастополя, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Перечень) (нарастающим итогом), ед.
- оказание комплекса услуг и (или) предоставление финансовой поддержки в виде грантов 29 субъектам МСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, к 2024 году;(пп. 5 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 20.05.2022 N 198-ПП)
- предоставление к 2024 году 2,608 тыс. уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающим и действующим предпринимателям информационно-консультационных и образовательных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, а также в федеральных институтах развития;(пп. 6 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 17.02.2022 N 47-ПП)
По итогам реализации мероприятий Программы ожидаются следующие результаты: рост индекса производства малых предприятий; увеличение доли субъектов МСП, которым были оказаны основные виды поддержки, создание дополнительных рабочих мест и рост числа занятых в малом и среднем бизнесе; популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде через проведение различных конкурсов; повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП при помощи грантов и субсидирования.