ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разделы философии

Онтология – учение о бытии, о его сущности.

Гносеология – учение о познаваемости и пределах познания мира.

Философская антропология – учение о человеке, о его происхождении, становлении, смысле жизни.

Аксиология – учение о ценностях.

Этика – учение о нравственности, морали, практическая философия, которая учит оценивать различные ситуации для возможных правильных поступков.

Логика – самостоятельная наука о законах и формах мышления, которая изучает формальные отношения в языке.

Эстетика – наука о чувственном восприятии мира, о прекрасном и безобразном.

Социальная философия – учение об обществе.

Философия истории – раздел, изучающий историю и философию научного знания.

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая функция – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.


Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основоположники идеализма и материализма в античности

Началом материализма было натуралистическое направление, представитель: Фалес Милетский. Основоположник материализма – Демокрит (в соответствии с егоучением весь мир состоит из мельчайших, неделимых частиц – атомов) и идеализма – Платон (Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны). Также выдающимся представителем материализма был Гераклит (Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.).

Ранние и поздние школы древнегреческой философии





Аристотель – основоположник метафизики. Аристотель впервые отделяет метафизику от знаний другого рода, принадлежащих частным наукам, и строит её как особую науку, как систему знаний.



Этапы развития философии в период Средневековья

Апологетика (от греч. apologeomai - защищаю) - II—III вв. Апологеты видели свою задачу в защите и обосновании христианской догматики в борьбе с ее теоретическими и политическими противниками. Они пытались отвести обвинение против христиан в расшатывании устоев Римской империи, выступили выступили с резкой критикой греческой философии. "Верую, ибо обсуждаю"-Тертуллиан.

Патристика (от греч. pater - отец), или учения отцов церкви, вошедшие в Святое предание. Этот период охватывает I1I-VI11 вв. Наиболее видные представители: Августин Блаженный, Афанасий Великий . Переход к патристике связан с началом систематической разработки основополагающих проблем христианского вероучения, его систематизацией, нормированием христианского символа веры, введением важнейших поня­тийных структур теологии.



Схоластика (от греч. scholastikos - школа) - VIII-XIV вв. Название этого периода объясняется не столько спецификой философских проблем, сколько программой дисциплин, в том числе и философских, преподаваемых в школе, а также методом преподавания, в основе которого лежал диалог. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Проблема универсалий в схоластике:



Наиболее яркими представителями реализма были Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.), Иоганн Скотт Эриугена, а наиболее яркими представителями номинализма - Росцелин (XI—XII вв.), Вильям Оккам (1285-1349 гг).

Концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, понятие). Представители — Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот и др. В новое время к позициям концептуализма был близок Джон Локк (основоположник сенсуализма).

Основные черты философии эпохи Возрождения

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

• торжество индивидуализма;

• широкое распространение идеи социального равенства

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Представители:



Новое время. Рационализм и эмпиризм.


Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Родоначальником рационализма является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Метод дедукции – от основной идеи к меньшим деталям. Также представители: Лейбниц, Спиноза.

мпиризм широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон (метод индукции – от частногообщему). Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк. Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.



Немецкая классическая философия, материализм и идеализм

Иммануил Кант (1724-1804) – является родоначальником немецкой классической философии.

Основоположник диалектики: Гегель (объективный идеалист) - абсолютная идея творит мир и проникает в его сущность, Фихте (субъективный идеалист). Однако все идеалисты развивают диалектику.

Фейербах развивал метафизический материализм, был антропологическим материалистом и явился непосредственным предшественником философии Маркса. Он оставил довольно значительный след в немецкой классической философии.

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Появился в учении Дао. Все в Мире имеет свою противоположность, эти противоположности находятся в постоянной борьбе и диалектическом единстве (примеры: положительный и отрицательный заряды, белое и черное, добро и зло, сладкое и горькое, эгоизм и альтруизм и т.д.).

2. Переход количественных изменений в качественные. Количественные изменения накапливаются и скачком переходят в качественные. Характерным примером является периодический закон Менделеева.

3. Закон отрицания отрицания. Идет непрерывное отрицание, замена устаревшего. Пример: смена поколений, смена формаций, смена технологических укладов.

Русская философия. Западники и славянофилы

Сциентисты и антисциентисты




Рационализм в современной философии

Большое влияние на развитие современного рационализма ока­зал немецкий ученый Макс Вебер (1864 — 1920 гг.). Он занимался проблемами экономики, социологии и истории, развивая в рамках «понимающей социологии» идею функциональной рациональности. Под рациональностью ученый понимал некое свойство человека, универсальный показатель его разумности и практического поведения. Вебер подчеркивал, что дух рациональности свое наиболее полное воплощение нашел в протестантской религии, которая освящает принцип частной собственности и свободной экономической инициативы (работа «Протестантская этика и дух капитализма»). Рациональность присутствует и в иных сферах общественной жизни. Ее образцом Вебер считал современный ему капитализм как систему отношений между людьми. Немецкий ученый был убежден, что рациональность — это судьба современной научно-технической цивилизации.

Философский рационализм XX века имеет и другие формы проявления. Сюда следует отнести неопозитивизм, неорационализм, структурализм, критический рационализм, концепции Франкфуртской школы в Германии. Все это в совокупности своего рода «философия науки», которая зародилась XIX веке и со временем обрела статус как бы самосознания науки. 20-е тоды нашего столетия неопозитивизм (Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Б.Рассел и др.) попытался растворить философию в науке, полагая, что у философии нет собственного предмета исследования, а ее положения недоказуемы. Лишь строгое научное знание обладает статусом истинности, поскольку оно может быть подвергну! то верификации (проверка на достоверность). Истина — это совпадение высказываний с непосредственным опытом действительности! Однако многие научные знания (например, факты прошлого) неверифицируемы и поэтому наука не может опираться лишь на непосредственный (эмпирический) опыт.

Слабости неопозитивизма попытался преодолеть критический рационализм (К.Поппер, Т.Кун и др.), настаивавший на том, чтобы философия все же органично входила в «тело» науки, а само развитие научного познания осуществлялось при сочетании различных методов — исторического, логического, культурологического. С точки зрения Поппера, к науке требуется применять принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности, отделения научного знания от ненаучного.