ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Широкое распространение получили теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые выделили экономическую составляющую жизни общества как доминантную и определяющую дальнейшее его развитие. Высказали идею о том, что все компоненты общества определяются материальными производственными отношениями, составляющими экономическую основу общества. На этой основе формируется конкретно-исторический тип общества, который К. Маркс определил как общественно – экономическая формация. Смена общественно - экономических формаций рассматривалась как естественный исторический процесс. Каждая новая формация, новое общество является результатом классовой борьбы. Выводом стало то, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов.

Э. Дюркгейм, В. Виндельбанд и П. Риккерт связывали понимание общества с теорией ценностей, в которых они видели важнейший определяющий фактор.

Направленность исторического процесса

Основные модели исторического процесса. Все имеющиеся представления о направленности, цели и характере исторического развития можно свести к следующим моделям исторического процесса:

1.Циклическая. Суть ее в том, что различные общества, когда-либо существовавшие в истории, включая и современные общества, проходят одни и те же замкнутые циклы рождения, подъема, упадка и гибели (мифологические представления, античные философы, концепции локальных культур Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, циклическая модель общества П.Сорокина).

2.Линейная. Представление о восходящем поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным. Линейная модель истории является прогрессистской. (философия Просвещения, позитивизм, теории технологического детерминизма У.Ростоу, О.Тоффлера).

3.Спиралевидная. Данная модель является своего рода синтезом линейной и циклической (круговой) модели. Она также представляет историю как прогресс, но основывается на диалектическом понимании исторического развития, в котором каждый новый этап является одновременно и отрицанием, и сохранением предыдущих этапов развития (идеалистическая философия истории Г.Гегеля, исторический материализм К.Маркса).

4.Постмодернистская и нелинейная модели. Постмодернистская модель основана на представлении о современном состоянии общества как «состоянии постмодерна» («постсовременности»), в котором история лишается смысла и единой цели своего развития, а притязание на такой смысл обнажается и разоблачается как метафизическое притязание на господство (философы-постмодернисты Ж.Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж.Деррида). Нелинейная модель формирует представление об истории не как о прогрессивном и линейном развитии, а как о процессе неопределенном и хаотическом (представители синергетики, представители постмодернизма). Синергетика говорит о всяком развитии как о процессе неопределенном.. Основное значение придается случайности как фактору, определяющему нелинейный характер исторического процесса и самоорганизацию общества.


Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

ФОРМАЦИОННЫЙ – главным понятием является общественно- экономическая формация. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущих, отрицает ее, а затем отрицается новой формацией. Достоинства формационного подхода: понимание истории как закономерного объективного процесса, разработка экономических механизмов развития, систематизация исторического процесса. Недостатки: не учет других факторов, излишняя схематичность, линейность, неполное подтверждение практикой. Представители: К. Маркс и Ф. Энгельс

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ. Цивилизация – это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. История– нелинейный процесс, это процесс зарождения жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории, косвенно влияют на другие цивилизации. Отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей Представители: О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби