ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Материя, ее атрибуты и свойства (по диалектике)

Атрибутами материи являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временны́ми свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;

  • химическая;

  • механическая;

  • биологическая;

  • социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость;

  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;

  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

  • причинность и детерминированность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий;

  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры, взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления;

  • качественная неисчерпаемость свойств материи — материю невозможно определить путём перечисления некоторой конечной совокупности её свойств.

Универсальные законы существования и развития материи (диалектические):

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон отрицания отрицания

Сознание

Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт.

Идеальность— это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо с помощью материальных средств. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Сознание независимо от материи. В сознании, возможно, то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком.

Интенциональность- направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предме­том сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания (что "видит" сознание); формы (как оно воспринимает предмет).


Идеаторность сознания— способность творить и воспроизво­дить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи— коренное отличие сознания человека от сознания животных.

Формы чувственного познания в философии

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение– это отражение в сознании человека какого-либо одного свойства, качества предмета. Например, ощущение цвета. Восприятие– это целостное отражение предмета. Представление– это создание чувственного образа предмета при его непосредственном отсутствии при помощи воспоминания или воображения.

Формы рационального познания в философии

1) - понятие,
2) - суждение
3) – умозаключение
Понятие – это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Понятие можно рассматривать как элементарную «частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятий образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение).

Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения.

Умозаключение – это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на
основе двух или более суждений по законам логики выводятся другие суждения

Диалектическая взаимосвязь с чувственным: в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины.

Уровни и формы научного познания

 Уровень

Эмпирический

Теоретический

Сущность

Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания

  • Научный факт

  • Эмпирический закон

  • Проблема 

  • Гипотеза

  • Теория

Методы научного познания

  • Наблюдение

  • Эксперимент

  • Измерение

  • Классификация

  • Систематизация

  • Описание

  • Сравнение

  • Единство исторического и логического

  • Восхождение от конкретного к абстрактному

  • Восхождение от абстрактного к конкретному 

  • Формализация

  • Математизация


Основные формы эмпирического познания:

Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Основные формы теоретического познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Истина. Виды истины. Критерии истины

ВИДЫ: 1. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко;

2. Относительная истина – недостаточно полное знание о предмете, которое с течением времени, по мере развития науки может измениться.

По отношению субъекта познания к истине можно выделить следующие виды истин:

- субъективная истина– знание, зависящее от мнений, оценок субъекта познания. Например, истина о том, что последствием крещения Руси князем Владимиром в 988 году стало укрепление княжеской власти – истина относительная, ибо включает мнение историков, с которым не все согласны. По поводу субъективной истины возможны множество споров, иных мнений;

- объективная истина– знание, не зависящее от познающего субъекта. К примеру, математическая истина 2 + 2 = 4 не зависит от мнения людей и оспорить эту истину невозможно.

Критериями истины являются:

  1. Соответствие логическим законам.

  2. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

  3. Простота, общедоступность формулировки.

  4. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

  5. Парадоксальность.

  6. Практика.




Антропосоциогенез

Трудовая концепция (Ф.Энгельс)

Источником формирования человека как социального существа является труд.

Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях.

Отношения, складывающиеся в процессе труда и в результате присвоения и распределения продуктов труда, лежали в основе первых норм морали и первых форм социальной организации.

Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.

Игровая концепция (Й.Хёйзинга)

Источником формирования человека как социального существа является игра.

Игра рассматривается как форма свободной творческой активности в отличие от труда и повседневности, подчиненных требованиям практической целесообразности.

Обязательными признаками игры выступают особые правила и пространство, в пределах которого действуют эти правила.

Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра- состязание и т.д.).

Психоаналитическая концепция (З. Фрейд):

Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность.

Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности.

Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс)

Источником формирования человека как социального существа является язык.

Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком. Человек воспринимает действительность только при помощи языка.

Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи.


Соотношение биологического и социального в человеке

3 подхода к решению проблемы:

Биологизаторский: Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.

Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.

Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.

Сферы жизни общества. Концепции понимания жизни общества.





В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни. В этой связи интересны идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

В средневековье на смену понятию «общество», приходит понятие «государство», сущность и структура которого рассматривалась с исключительно христианских позиций.

Представления об обществе как самостоятельной сфере бытия, которое обладает собственными характерными чертами существования, отличными от существования природы и человека сформировалось только в Новое время. Тогда были преодолены узкоантропологические проблемы, а также доминирование либо этических, либо политических, либо экономических аспектов в исследовании общества.

Только в 18 веке история общества стала рассматриваться не как простая последовательность событий, а как закономерное течение взаимообусловленных процессов.

С начала 19 века общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Г.В.Ф. Гегеля, который рассматривал общество как сферу всестороннего переплетения зависимостей. Тогда же возникла особая наука – социология, основоположником которой был О. Конт, отстаивавший необходимость объективности социальных исследований. Он разделил социологию на две части: в первой части изучались законы и условия функционирования социальных систем; во второй части – законы развития и изменения общества. О. Конт выделяет такие важные институты как семья, религия, государство. Им были сформулированы три основные стадии общественного развития: теологическая (с древних времен до 13 века), метафизическая (с 14 века по 18 век) и позитивная (с 19 века).