Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 769
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)
Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.
Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.
Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.
Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.
Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.
Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.
Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.
Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КАФЕДРА при АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. И.И. ПОЛЗУНОВА
СБОРНИК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
КНИГА IV
Методическая подготовка.
Основы безопасности военной службы. Экологическая подготовка. Противопожарная подготовка.
Барнаул
АлтГТУ
2018 г.
Аннотация
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам в подготовке к занятиям по дисциплинам методическая подготовка, основы безопасности военной службы, экологическая подготовка, противопожарная подготовка.
Учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом под общей редакцией начальника цикла кандидата педагогических наук, доцента Г.В. Четырешникова, в составе: доцента А.А. Гурова, преподавателей В.В. Камольцева и В.В.Кузнецова.
Оглавление
Раздел № 1 | Методическая подготовка. | 4 |
Глава № 1 | Общие положения по организации и проведению занятий. | 4 |
Глава № 2 | Методика тактической подготовки. | 32 |
Глава № 3 | Методика тактико-специальной (специальной) подготовки. | 36 |
Глава № 4 | Методика огневой подготовки. | 51 |
Глава № 5 | Методика РХБ защиты. | 59 |
Глава № 6 | Методика строевой подготовки. | 62 |
Глава № 7 | Методика физической подготовки | 73 |
Глава № 8 | Содержание работы младших командиров по воспитанию воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности. | 95 |
Глава № 9 | Формы и методы изучения личности воина и его индивидуальных особенностей. Методика проведения индивидуальной беседы. | 117 |
Раздел № 2 | Основы обеспечения безопасности военной службы. | 132 |
Глава № 1 | Основы обеспечения безопасности военной службы. | 132 |
Глава № 2 | Требования безопасности при несении боевого дежурства, караульной и внутренней служб, эксплуатации вооружения и военной техники. | 144 |
Глава № 3 | Требования безопасности личного состава при проведении ремонтно-строительных и хозяйственных работ. | 153 |
Глава № 4 | Требования безопасности личного состава в полевых условиях | 169 |
Раздел № 3 | Экологическая подготовка. | 206 |
Глава № 1 | Общие понятия об экологии. Требования экологической безопасности в повседневной деятельности воинских частей. Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения. | 206 |
Глава № 2 | Реализация требований экологической безопасности в воинской части. | 227 |
Раздел № 4 | Противопожарная подготовка. | 240 |
Глава № 1 | Требования пожарной безопасности. Организация противопожарной защиты в воинской части. | 240 |
Глава № 2 | Требования пожарной безопасности при проведении тактических учений, стрельб и других занятий по боевой подготовке, а также в полевых условиях. | 262 |
| Список литературы. | 267 |
Раздел № 1 Методическая подготовка
Глава № 1 Общие положения по организации и проведению занятий
1. Цели, задачи и принципы подготовки
Боевая подготовка – один из основных видов подготовки Вооруженных Сил, представляющий собой комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, слаживанию (боевому слаживанию) подразделений, частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предназначением.
Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства в качественно подготовленных военнослужащих, подразделениях, воинских частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.
Боевая подготовка организуется и проводится на основании требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и Боевого устава Сухопутных войск (БУСВ); приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказов главнокомандующего Сухопутными войсками; Организационно-методических указаний по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке Сухопутных войск; тематических планов общественно-государственной подготовки и организационно-методических указаний Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации; приказов и директив командующего войсками оперативно-стратегического командования (военного округа), командующего оперативным командованием (армией); наставлений, курсов, руководств, методических рекомендаций и программ боевой подготовки.
Целями обучения являются: подготовка военнослужащих, боевых групп (экипажей, расчетов) и подразделений, к успешному выполнению боевых задач в современном общевойсковом бою; формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств.
Основными задачами боевой подготовки являются:
поддержание высокой постоянной боевой готовности подразделений к выполнению боевых задач (задач по предназначению);
привитие сержантам твердых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств, педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных, а также навыков по управлению экипажами, расчетами, подразделениями и огнем при выполнении поставленных задач и их дальнейшее совершенствование;
подготовка военнослужащих к выполнению своих должностных и специальных обязанностей как самостоятельно, так и в составе экипажей, расчетов, подразделений в ходе выполнения боевых (специальных) задач и умелому применению штатного вооружения и военной техники по боевому предназначению;
слаживание экипажей, расчетов, подразделений, совершенствование полевой;
освоение новых образцов вооружения и военной техники (ВВТ), привитие личному составу знаний и навыков в проведении их технического обслуживания и поддержанию в готовности к боевому применению, выполнении требований безопасности;
проверка в ходе обучения существующих уставных положений по организации и ведению боя (тактических действий), выработка новых способов ведения боевых действий;
обучение военнослужащих строгому и точному выполнению требований законов РФ и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
воспитание у личного состава высоких морально-боевых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, бдительности, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества;
выработка у личного состава высокой психологической устойчивости, смелости и решительности, физической выносливости и ловкости, смекалки, умения преодолевать трудности общевойскового боя, способности переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки;
обучение военнослужащих выполнению норм международного гуманитарного права и правил поведения при ведении войны (в ходе вооруженных конфликтов).
В основе боевой подготовки лежат принципы обучения:
соответствие направленности обучения государственной политике – предполагает направленность боевойподготовки на реализацию общенациональных интересов государства; отражение в организации
и содержании обучения положений военной доктрины; выработку
у обучаемых высоких морально-боевых и психологических качеств;
учить войска (силы) тому, что необходимо на войне – требует, чтобы боевая подготовка осуществлялась в соответствии с основными положениями военного искусства, средствами и способами вооруженной борьбы, театром военных действий и боевым предназначением войск (сил);
обеспечение постоянной боевой готовности войск (сил) – предполагает такое построение боевой подготовки, при котором готовность войск (сил) к выполнению задач по боевому предназначению обеспечивается независимо от того, начало ли это периода обучения или его окончание;
научность обучения – предполагает построение боевой подготовки
в соответствии с закономерностями теории и практики воинского обучения
и воспитания;
наглядность обучения, максимальное его приближение к обстановке реального боя – предполагает воссоздание в процессе проведения мероприятий военной подготовки условий современных боевых действий, максимально соответствующих его физическому восприятию, информационной среде и психологическому напряжению;
сознательность и активность обучаемых – предполагает создание обстановки, благоприятной для осознанного восприятия учебного материала, и формирование заинтересованности обучаемых в усвоении знаний,
в выработке умений и навыков;
системность и последовательность обучения – предполагает: взаимосвязь построения учебного процесса различных категорий обучаемых; согласованность изучения предметов боевой подготовки; формирование новых знаний, умений и навыков на основе полученных ранее;
прочность усвоения знаний, выработки умения и навыков - предполагает периодичность проведения мероприятий боевой подготовки, которая обеспечивает поддержание и непрерывное наращивание уровней обученности и слаженности;
индивидуальный и коллективный подход в обучении – требует осуществления мероприятий боевой подготовки на доступном уровне трудности с учётом индивидуальных особенностей обучаемых и опорой на коллектив;
единство обучения и воинского воспитания – предполагает неразрывность получения знаний, выработки умений и навыков
с формированием высоких морально-боевых качеств и психологической устойчивости обучаемых.
Форма обучения - организационная сторона учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль
и специфику деятельности руководителя, его помощника и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, учебной и боевой техники.
Формы обучения подразделяются на пять групп:
По степени управления, по организации обучаемых, по месту проведения, по целевому назначению, по характеру учебной деятельности (рисунок 1).
По степени управления формы обучения подразделяются на: проводимые под руководством обучающего и самостоятельную подготовку. Основным методом обучения, используемым при проведении занятий
в форме самостоятельной подготовки, является метод самостоятельной работы.
По организации обучаемых формы обучения подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные.
Индивидуальные формы обучения предполагают персональную работу обучающего с обучаемым (например, тренировка по отработке индивидуального норматива) или работу обучаемого в составе группы, но по индивидуальному заданию.
Рисунок 1. Формы обучения
Групповые формы обучения применяются при проведении занятий
в составе подразделения – взвода (отделения), отрабатывающего единые учебные вопросы и учебные задачи (нормативы).
По месту проведения формы обучения подразделяются на проводимые на местности (объектах полевой учебно-материальной базы, в поле); на объектах стационарной учебной базы; в учебных классах; на ВВСТ.
В учебных классах, как правило, проводятся теоретические формы обучения.
Если учебные классы оборудованы учебно-тренировочными средствами, то в них могут отрабатываться отдельные практические действия.
По целевому назначению формы обучения подразделяются на учебно-плановые и контрольно-проверочные.
Учебно-плановые формы обучения применяются для отработки программ (курсов) боевой подготовки, выполнения планов подготовки (планов боевой подготовки).
Контрольно-проверочные формы обучения применяются командирами (начальниками) с целью определения уровня обученности подчиненного личного состава, войск (сил), их способности выполнить боевые задачи (задачи по предназначению).
По характеру учебной деятельности формы обучения подразделяются на теоретические, практические и смешанные.
Цель теоретических форм обучения:
- усвоение общевоенных и специальных знаний, теоретических основ тактики современного боя, физических основ и принципов работы ВВСТ,
- изучение теории стрельбы и материальной части оружия и т.п.
К ним относятся: Л е к ц и я, рассказ, беседа (рассказ-беседа), семинар, инструктаж.
Цель практических форм обучения:
освоение приемов и действий с оружием и при оружии, использования индивидуальных и коллективных средств защиты;
отработка требований уставов и наставлений Вооруженных Сил Российской Федерации;
формирование и совершенствование практических навыков обучаемых в ходе выполнения задач по предназначению;
самостоятельной работе на ВВСТ;