Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 665

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)

Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.

Загрязнение окружающей среды.

Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.

Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.

Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.

Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.

Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим.

Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.



МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА при АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. И.И. ПОЛЗУНОВА






СБОРНИК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
КНИГА IV


Методическая подготовка.

Основы безопасности военной службы. Экологическая подготовка. Противопожарная подготовка.

Барнаул

АлтГТУ

2018 г.

Аннотация

Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам в подготовке к занятиям по дисциплинам методическая подготовка, основы безопасности военной службы, экологическая подготовка, противопожарная подготовка.

Учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом под общей редакцией начальника цикла кандидата педагогических наук, доцента Г.В. Четырешникова, в составе: доцента А.А. Гурова, преподавателей В.В. Камольцева и В.В.Кузнецова.

Оглавление

Раздел № 1

Методическая подготовка.


4

Глава № 1

Общие положения по организации и проведению занятий.

4

Глава № 2

Методика тактической подготовки.

32

Глава № 3

Методика тактико-специальной (специальной) подготовки.

36

Глава № 4

Методика огневой подготовки.

51

Глава № 5

Методика РХБ защиты.

59

Глава № 6

Методика строевой подготовки.

62

Глава № 7

Методика физической подготовки

73

Глава № 8

Содержание работы младших командиров по воспитанию воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности.

95


Глава № 9

Формы и методы изучения личности воина и его индивидуальных особенностей. Методика проведения индивидуальной беседы.

117



Раздел № 2

Основы обеспечения безопасности военной службы.

132

Глава № 1

Основы обеспечения безопасности военной службы.

132

Глава № 2

Требования безопасности при несении боевого дежурства, караульной и внутренней служб, эксплуатации вооружения и военной техники.

144



Глава № 3

Требования безопасности личного состава при проведении ремонтно-строительных и хозяйственных работ.

153


Глава № 4

Требования безопасности личного состава в полевых условиях

169

Раздел № 3

Экологическая подготовка.

206

Глава № 1

Общие понятия об экологии. Требования экологической безопасности в повседневной деятельности воинских частей. Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

206


Глава № 2

Реализация требований экологической безопасности в воинской части.

227


Раздел № 4

Противопожарная подготовка.

240

Глава № 1

Требования пожарной безопасности. Организация противопожарной защиты в воинской части.

240

Глава № 2

Требования пожарной безопасности при проведении тактических учений, стрельб и других занятий по боевой подготовке, а также в полевых условиях.

262






Список литературы.

267



Раздел № 1 Методическая подготовка
Глава № 1 Общие положения по организации и проведению занятий
1. Цели, задачи и принципы подготовки

Боевая подготовка – один из основных видов подготовки Вооруженных Сил, представляющий собой комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, слаживанию (боевому слаживанию) подразделений, частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с их предназначением.

Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства в качественно подготовленных военнослужащих, подразделениях, воинских частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.

Боевая подготовка организуется и проводится на основании требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и Боевого устава Сухопутных войск (БУСВ); приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказов главнокомандующего Сухопутными войсками; Организационно-методических указаний по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке Сухопутных войск; тематических планов общественно-государственной подготовки и организационно-методических указаний Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации; приказов и директив командующего войсками оперативно-стратегического командования (военного округа), командующего оперативным командованием (армией); наставлений, курсов, руководств, методических рекомендаций и программ боевой подготовки.

Целями обучения являются: подготовка военнослужащих, боевых групп (экипажей, расчетов) и подразделений, к успешному выполнению боевых задач в современном общевойсковом бою; формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств.

Основными задачами боевой подготовки являются:

поддержание высокой постоянной боевой готовности подразделений к выполнению боевых задач (задач по предназначению);

привитие сержантам твердых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств, педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных, а также навыков по управлению экипажами, расчетами, подразделениями и огнем при выполнении поставленных задач и их дальнейшее совершенствование;



подготовка военнослужащих к выполнению своих должностных и специальных обязанностей как самостоятельно, так и в составе экипажей, расчетов, подразделений в ходе выполнения боевых (специальных) задач и умелому применению штатного вооружения и военной техники по боевому предназначению;

слаживание экипажей, расчетов, подразделений, совершенствование полевой;

освоение новых образцов вооружения и военной техники (ВВТ), привитие личному составу знаний и навыков в проведении их технического обслуживания и поддержанию в готовности к боевому применению, выполнении требований безопасности;

проверка в ходе обучения существующих уставных положений по организации и ведению боя (тактических действий), выработка новых способов ведения боевых действий;

обучение военнослужащих строгому и точному выполнению требований законов РФ и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

воспитание у личного состава высоких морально-боевых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, бдительности, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества;

выработка у личного состава высокой психологической устойчивости, смелости и решительности, физической выносливости и ловкости, смекалки, умения преодолевать трудности общевойскового боя, способности переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки;

обучение военнослужащих выполнению норм международного гуманитарного права и правил поведения при ведении войны (в ходе вооруженных конфликтов).

В основе боевой подготовки лежат принципы обучения:

соответствие направленности обучения государственной политике – предполагает направленность боевойподготовки на реализацию общенациональных интересов государства; отражение в организации
и содержании обучения положений военной доктрины; выработку
у обучаемых высоких морально-боевых и психологических качеств;

учить войска (силы) тому, что необходимо на войне – требует, чтобы боевая подготовка осуществлялась в соответствии с основными положениями военного искусства, средствами и способами вооруженной борьбы, театром военных действий и боевым предназначением войск (сил);

обеспечение постоянной боевой готовности войск (сил) – предполагает такое построение боевой подготовки, при котором готовность войск (сил) к выполнению задач по боевому предназначению обеспечивается независимо от того, начало ли это периода обучения или его окончание;


научность обучения – предполагает построение боевой подготовки
в соответствии с закономерностями теории и практики воинского обучения
и воспитания;

наглядность обучения, максимальное его приближение к обстановке реального боя – предполагает воссоздание в процессе проведения мероприятий военной подготовки условий современных боевых действий, максимально соответствующих его физическому восприятию, информационной среде и психологическому напряжению;

сознательность и активность обучаемых – предполагает создание обстановки, благоприятной для осознанного восприятия учебного материала, и формирование заинтересованности обучаемых в усвоении знаний,
в выработке умений и навыков;

системность и последовательность обучения – предполагает: взаимосвязь построения учебного процесса различных категорий обучаемых; согласованность изучения предметов боевой подготовки; формирование новых знаний, умений и навыков на основе полученных ранее;

прочность усвоения знаний, выработки умения и навыков - предполагает периодичность проведения мероприятий боевой подготовки, которая обеспечивает поддержание и непрерывное наращивание уровней обученности и слаженности;

индивидуальный и коллективный подход в обучении – требует осуществления мероприятий боевой подготовки на доступном уровне трудности с учётом индивидуальных особенностей обучаемых и опорой на коллектив;

единство обучения и воинского воспитания – предполагает неразрывность получения знаний, выработки умений и навыков
с формированием высоких морально-боевых качеств и психологической устойчивости обучаемых.

Форма обучения - организационная сторона учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль
и специфику деятельности руководителя, его помощника и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, учебной и боевой техники.

Формы обучения подразделяются на пять групп:

По степени управления, по организации обучаемых, по месту проведения, по целевому назначению, по характеру учебной деятельности (рисунок 1).

По степени управления формы обучения подразделяются на: проводимые под руководством обучающего и самостоятельную подготовку. Основным методом обучения, используемым при проведении занятий

в форме самостоятельной подготовки, является метод самостоятельной работы.

По организации обучаемых формы обучения подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные формы обучения предполагают персональную работу обучающего с обучаемым (например, тренировка по отработке индивидуального норматива) или работу обучаемого в составе группы, но по индивидуальному заданию.
Рисунок 1. Формы обучения
Групповые формы обучения применяются при проведении занятий
в составе подразделения – взвода (отделения), отрабатывающего единые учебные вопросы и учебные задачи (нормативы).

По месту проведения формы обучения подразделяются на проводимые на местности (объектах полевой учебно-материальной базы, в поле); на объектах стационарной учебной базы; в учебных классах; на ВВСТ.

В учебных классах, как правило, проводятся теоретические формы обучения.

Если учебные классы оборудованы учебно-тренировочными средствами, то в них могут отрабатываться отдельные практические действия.

По целевому назначению формы обучения подразделяются на учебно-плановые и контрольно-проверочные.

Учебно-плановые формы обучения применяются для отработки программ (курсов) боевой подготовки, выполнения планов подготовки (планов боевой подготовки).

Контрольно-проверочные формы обучения применяются командирами (начальниками) с целью определения уровня обученности подчиненного личного состава, войск (сил), их способности выполнить боевые задачи (задачи по предназначению).

По характеру учебной деятельности формы обучения подразделяются на теоретические, практические и смешанные.

Цель теоретических форм обучения:

- усвоение общевоенных и специальных знаний, теоретических основ тактики современного боя, физических основ и принципов работы ВВСТ,

- изучение теории стрельбы и материальной части оружия и т.п.

К ним относятся: Л е к ц и я, рассказ, беседа (рассказ-беседа), семинар, инструктаж.

Цель практических форм обучения:

освоение приемов и действий с оружием и при оружии, использования индивидуальных и коллективных средств защиты;

отработка требований уставов и наставлений Вооруженных Сил Российской Федерации;

формирование и совершенствование практических навыков обучаемых в ходе выполнения задач по предназначению;

самостоятельной работе на ВВСТ;