Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 677

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)

Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.

Загрязнение окружающей среды.

Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.

Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.

Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.

Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.

Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим.

Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.



совершенствование полевой выучки.

К ним относятся: тренировка, инструкторско-методическое занятие, тактико-строевое занятие, тактическое (тактико-специальное) занятие, занятие по боевой готовности, проигрыш (ситуационный проигрыш) действий, тактическая летучка, Г р у п п о в о е упражнение, комплексное занятие, полевая поездка (рекогносцировочный поход), тактическое (тактико-специальное) учение.

Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка учебных задач (нормативов) в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.

К смешанным формам обучения, то есть проводимым как теоретически, так и практически, относятся: классно-групповое занятие, показное занятие, выход подразделения на полигон, полевой выход, индивидуальная подготовка, комплексная подготовка, методическое совещание (конференция), контрольное занятие, зачетное занятие (зачет), конкурс (состязание).

Л е к ц и я - форма теоретических занятий. Л е к ц и я проводится
с целью устного изложения основных, наиболее сложных положений темы или разделов программы. Главное назначение лекции - дать материал обучаемым для их последующей самостоятельной работы.

Рассказ - форма теоретических занятий, повествовательное изложение учебного материала. Также применяется при практических формах обучения в ходе доведения алгоритма (порядка) работы (например, алгоритм отработки норматива – рассказ, показ, тренировка).

Беседа (рассказ-беседа) - форма теоретических занятий. Беседа проводится с целью передачи знаний руководителя занятия обучаемым именно по тем вопросам, по которым обучаемые недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам. В ходе беседы главным для руководителя занятия является установление личного психологического контакта с обучаемыми, изучение личности обучаемых, поиск индивидуального подхода к каждому из них. Беседа имеет максимальную результативность, если она проводится с одним военнослужащим или группой, имеющей небольшую численность.

Семинар - форма теоретических занятий. Семинар проводится с целью обсуждения и выработки единого понимания, изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях
и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления.


Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.

Инструктаж - форма теоретических занятий. Инструктаж проводится с целью доведения (напоминания) руководителям (помощникам руководителей) занятий методики проведения занятий, а военнослужащим: порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей
в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач.

Инструктажи с руководителями (помощниками руководителей) занятий проводятся заблаговременно по темам, по которым не организуются инструкторско-методические занятия.

Тренировка - форма практических занятий. Тренировки проводятся
с целью выработки, поддержания и совершенствования, необходимых для выполнения должностных и специальных обязанностей, практических навыков у студентов и слаженных действий по выполнению (обеспечению выполнения) боевых задач подразделениями.

Инструкторско-методическое занятие – форма практической подготовки сержантов (старшин) к обучению подчиненных. Инструкторско-методические занятия проводятся с целью овладения обучаемыми правильной методикой подготовки и проведения занятия по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы
в качестве руководителей предстоящих занятий. Одновременно на них проверяется теоретическая и практическая подготовленность руководителей занятий (руководителей на учебных местах) к проведению занятий по данной теме, уточняются отдельные вопросы содержания темы и материально-техническое обеспечение занятий.

Тактико-строевое занятие - наиболее эффективная форма практического обучения подразделений и воинских частей при их слаживании (боевом слаживании). Оно предназначено для отработки тактических приемов и способов действий солдат и подразделений
со строгим соблюдением принципа «от простого к сложному».

В ходе тактико-строевых занятий учебные вопросы (задачи, действия) отрабатываются сначала по элементам в медленном темпе, а затем слитно
в пределах установленного нормативами времени; вначале без оружия, экипировки, техники («пеший – по-машинному»), затем на машинах при полной экипировке; в начале в простых условиях, затем на сложном: тактическом фоне с обозначением действий противника; вначале днем, затем ночью. Отработка приемов и способов действий или учебного вопроса
в целом повторяется до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в нужном темпе. Только после этого отрабатывается следующий учебный вопрос.



Тактическое (тактико-специальное) занятие – является высшей формой обучения подразделений по тактической (тактико-специальной) подготовке, одной из форм обучения воинских частей, обеспечивающей полевую выучку личного состава. Тактические (тактико-специальные) занятия предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений).

Тактическими также могут называться занятия, проводимые
с батареями (взводами), если их целью является отработка задач тактики ведения общевойскового боя. На тактическом (тактико-специальном) занятии отрабатываются учебные задачи в условиях, максимально приближенных
к боевым, без пауз и перерывов, в полном составе со штатным вооружением, средствами управления и связи, необходимым количеством боевой техники, обеспечивающими качественную отработку учебных вопросов.

В ходе тактических (тактико-специальных) занятий командир,
не только получает практику управления подчиненными, но
и совершенствует свои навыки в организации выполнения задачи по предназначению. Поэтому в содержание тактических (тактико-специальных) занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, разведки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого обеспечения.

Занятие по боевой готовности - практическая форма обучения военнослужащих, слаживания подразделений, порядку выполнения основных или некоторых мероприятий перевода с мирного на военное время.

Основными методами обучения, используемыми при проведении занятия по боевой готовности, являются тренировка и практическая работа. Дополнительно могут использоваться методы объяснения учебного материала, показа и демонстрации.

Комплексное занятие – основная форма практической подготовки по выполнению всего объема должностных и специальных обязанностей
в мирное и военное время.

В ходе комплексного занятия все обучаемые на тактическом фоне, по единому замыслу обучаются по различным предметам обучения правильному и однообразному выполнению действий (приемов, нормативов, упражнений). На комплексных занятиях обучение идет в комплексе по всем учебным вопросам, независимо к каким предметам они относятся. Это позволяет интенсифицировать процесс обучения и добиться результатов

в более короткое время. Например, на занятии по тактической (тактико-специальной) подготовке можно отработать в комплексе вопросы огневой, инженерной, военно-медицинской, физической подготовки, РХБ защиты и т.д.

На комплексном занятии практические действия отрабатываются последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Контрольное занятие проводится с целью определения уровня обученности по предмету обучения, слаженности подразделения, знаний
и умений обучаемых выполнять свои должностные и специальные обязанности.

При проведении контрольного занятия руководитель может избрать любые подходящие метод и форму обучения. Главное, чтобы в процессе занятия обеспечивалась максимальная загрузка обучаемых, для чего организуется необходимое количество учебных мест, и назначаются помощники руководителя на учебных местах. Контрольное занятие всегда должно преследовать и методическую цель – показ образцовой методики проведения занятий для обучения командиров подразделений. Контрольные занятия могут проводиться в ходе тактико-специальных занятий.

Зачетное занятие (зачет) проводится в ходе учебного процесса для определения уровня подготовки обучаемых по отдельным предметам военной подготовки.

Состязания проводятся с целью повышения выучки обучаемых, определения лучших по своей специальности.

Самостоятельная подготовка – форма теоретических и практических занятий. Самостоятельная подготовка организуется для обучения всех категорий обучаемых. Порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки для обучаемых, проходящих обучение па факультете военного обучения (военной кафедре), определяет преподаватель военной кафедры.

В ходе подготовки могут применяться, кроме перечисленных, такие формы проведения занятий, как открытые занятия и взаимные посещения занятий.

Открытое занятие имеет целью проверить правильность методики обучения, применяемой руководителями занятий, преподавателями по наиболее сложным темам, оказать им помощь в обучении и воспитании обучаемых, обменяться опытом и выработать единство взглядов на методику организации и проведения занятий.

Взаимные посещения занятий преподавателями являются одной их форм повышения методической подготовки преподавателей-руководителей занятий и их помощников, а также обмена педагогическим опытом

в организации и методике проведения занятий. Эта форма обучения рекомендуется, в первую очередь, начинающим руководителям занятий, преподавателям.

Каждая форма проведения занятий предусматривает один или несколько методов обучения.

Методы обучения – это приемы и способы, с помощью которых достигаются передача и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых качеств обучаемых.

По степени управления методы обучения подразделяются на методы под руководством обучающего и самостоятельную работу. Основной метод обучения - обучение под руководством обучающего.

Самостоятельная работа – это деятельность обучаемых по овладению теоретическими знаниями или практическими навыками без непосредственного участия обучающего.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа
с печатными источниками, самостоятельное изучение техники, самостоятельный просмотр и прослушивание учебных теле- и радиопередач, видеоматериалов.

Методы обучения под руководством обучающего по источникам получения знаний подразделяются на три основные группы:

  1. словесные методы;

  2. наглядные методы;

  3. практические методы.

Различают следующие словесные методы: устное изложение учебного материала, объяснение учебного материала и обсуждение учебного материала.

Устное изложение учебного материала предполагает устное повествовательное изложение новых знаний в определенной логической последовательности. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах обучения. С его помощью осуществляется образное изложение фактов, событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. В чистом виде используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах – сочетается с другими методами обучения.

Объяснение учебного материала предполагает словесное изложение понятий и положений, закономерностей, существенных свойств, принципов действия приборов и механизмов, протекания процессов. Это метод научных доказательств. Применяется при раскрытии значения слов и понятий, объяснении принципов действия различных устройств, при построении системы научных рассуждений и доказательств, раскрытии причинно-следственных связей, причин и следствий