Файл: Фосфор и его соединения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бурбело Ирина Александровна
Урок по химии в 9 классе на тему: «Фосфор и его соединения»
Цель урока:

 Познакомить учащихся с историей открытия фосфора, его аллотропными модификациями и химическими свойствами, рассмотреть соединения фосфора, значение фосфора.

Задачи:

1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

2. Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.

3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.

Оборудование и реактивы:  ПСХЭ, коллекция минералов, красный фосфор, ложечка для сжигания, горелка, раствор фосфорной кислоты, нитрат серебра, чистые пробирки, презентация, компьютер, медиапроектор, экран.

Учебник: автор - О.С. Габриелян Химия, 9 класс.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока:
I. Организационный момент

II.  Проверка знаний учащихся.

Устный опрос:

1. Как называют соли азотной кислоты?

2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная? 

3. Как переводится название элемента «азот» и почему он так называется?

4. Каково латинское название элемента азота?

5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?

6. Какие соединения называют селитрами?

7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?

8. Как «по – химически» называется нашатырный спирт?

9. В каком из перечисленных соединений азота степень окисления равна +3:

1. NH3                  2. HNO3               3. HNO2 4. NO2


10. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию газа:

1. NO2 2. N2O                  3. NO                         4. NH3

11. С какими веществами аммиак вступает в реакции соединения:

1. кислоты 2. кислород

3. щелочи              4. соли

Карточки : Закончить уравнения реакций:

a) N2 + Ba =                                      a) NH4Cl + AgNO3 =

    N2 + O2 =                                          (NH4)2S =

                                                               NH4NO3 + NaOH =

б) N2 + H2 =                                        б)  NH4Cl + KOH =

    N2 + K =                                              (NH4)2CO3 =

                                                                 (NH4)2CO3 + HBr =

С классом: Осуществить следующие превращения:

N 2        NO       NO2           HNO3          NH4NO3           NH3

III. Изучение нового материала

УЧИТЕЛЬ:  Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева, и вас ждут новые открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже  «понять что-либо значит открыть вновь». Сегодня  на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем  в детективной истории, отрывок из которой я вам сейчас прочту.

УЧИТЕЛЬ: (читает отрывок из книги)   «…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался  мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившие на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу.  Чудовище лежало перед нами…

Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте».



Узнали? Что же это за произведение?

(Ответ учащихся)

Да, вы правы. Это отрывок из произведения  Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей». Назовите химический элемент, который замешан   в этой истории.

УЧАЩИЕСЯ: Фосфор.

УЧИТЕЛЬ: Правильно! Действительно, тема сегодняшнего урока «Фосфор». Откройте тетради и запишите тему урока.   Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, охарактеризуйте фосфор как химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева по плану:

1. Порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;

2. Заряд ядра, электронная формула;

3. Валентность;

4. Формула летучего водородного соединения и высшего оксида.

УЧИТЕЛЬ:  При подготовке к уроку несколько ребят получили задание подготовить устные сообщения.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 1 «История открытия фосфора»:

Из всех древних  элементов только фосфор имеет точную дату открытия

1669 год.

В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетия Геннинг Бранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха.

В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте.

Интерес к новому веществу был огромный, и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль: недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние.

Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора.

Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий.


В России термин фосфор введен в 1746 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 2 «Нахождении фосфора в природе»:

Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежи не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане.

Одно из природных соединений фосфора - газообразный фосфористый водород, особенность которого состоит в том, что он легко воспламеняется на воздухе. Это свойство фосфористого водорода объясняет появление болотных, блуждающих или могильных огней. Огни на болотах и свежих могилах действительно бывают. Это не фантазия и не выдумка. В теплые темные ночи на свежих могилах иногда наблюдаются бледно-голубоватые, слабо мерцающие огоньки. Это "горит" фосфористый водород. Образуется он при гниении отмерших растительных и животных организмов. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода, который, выйдя на поверхность, воспламеняется. Таким образом, огни на могилах и болотах - не "чудо", не следы таинственных духов, не привидения, не признак святости или греховности умершего, а результат химической реакции.

Запишите, что фосфор в природе встречается в соединениях, его природные минералы – фосфориты и апатиты.

УЧИТЕЛЬ: Поговорим о физических свойствах фосфора
Аллотропные модификации

- Ребята, что называется аллотропией?

- С какими аллотропными модификациями мы уже знакомы? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.
Индивидуальная работа учащихся с учебником.

Задание: дайте характеристику:

1 ряд – белому фосфору

2 ряд – красному фосфору

3 ряд –
черному фосфору
По следующему плану:


Характер особенности

Белый

Красный

Черный

1. Тип кристаллической решетки







2. Внешний вид







3. Ядовит (или нет)







4. В чем растворяется







5. Летучесть







6. t воспламенения








Обмен полученной информацией и обсуждение.

Ребята,  вы видите, что свойства белого, красного и черного  фосфора различны, хотя они образованы одним химическим элементом. Как вы думаете, почему различны их свойства?

УЧИТЕЛЬ:  Правильно.  Различие заключается в строении этих веществ. Белый фосфор – кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный фосфор имеет полимерное строение, то есть тетраэдры Р4 связаны друг с другом в длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.

УЧИТЕЛЬ: А теперь мы с вами рассмотрим

Химические свойства фосфора:

  1. Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)

   2Р + 3Са = Са3Р2  (фосфид кальция)           P + 3Na = Na3P  (фосфид натрия)

  1. Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)

4Р + 5О2 = 2 Р2О5

Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор?

(один учащийся работает у доски)

  1. 5KCLO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCL (с бертолетовой солью)

Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.

Соединения фосфора

РН3 – фосфин. Бесцветный ядовитый газ с запахом гнилой рыбы, легко самовоспламеняется на воздухе. Образуется  при гидролизе фосфидов:

Mg3P2 + 6 H2O = 3 Mg(OH)2   + 2 PH3  

Р2О5 – оксид фосфора (V