Файл: Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы...7

1.1 Содержание и понятие экологического образования дошкольников……..7

1.2 Роль экологического образования детей дошкольного возраста…………15

1.3 Методы и приемы экологического образования дошкольников…………17

Глава 2 Пути и средства формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста…………………………….25

2.1 Выявление уровня экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...25

2.2 Организация работы по формированию экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста……………………………28

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………….40

Список используемой литературы……………………………………………...42

Приложения……………………………………………………………………...45


Введение

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского, В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников.


Актуальность темы в том, что экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. 

Дошкольная организация сегодня призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольной организации в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. Воспитывая детей, должно уделяться особое внимание следующим вопросам:

– пониманию самоценности природы;

– осознанию ребенком себя как части природы;

– воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

– формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

– пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

– формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

– формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Целью выпускной квалификационной работы является формирование средств экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста.

Исходя, из цели поставлены следующие задачи:

– Изучить теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы;

– Выявить уровень экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста;

– Провести работу по формированию экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста;

– Проанализировать результаты опытно-практической работы с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс по формированию экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы и приемы осуществления экологического образования детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач в работе использовались такие методы исследования:

– анализ и обобщение данных педагогической литературы;

– педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы педагогического контроля.

Практическая значимость: Полученные результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе педагогической работы.



Глава 1 Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы

1.1 Содержание и понятие экологического образования дошкольников
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [7] Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И.Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». [8] Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.

Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н.Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:


– целостность живого, являющуюся следствием взаимодействия структуры и функций и важнейшим условием существования живого организма;

– системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству, представленных в росте, развитии и размножении живых существ; приспособленность живого к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;

– детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живое при этом должно рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

– системную организованность живого: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности [8].

Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.

Рассмотрим основные понятия, связанные с проблемой экологического образования детей дошкольного возраста.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.[7]

«Методика экологического образования дошкольников - это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению» [8]

Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования. [10]

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:


– углубить и расширить экологические знания;

– привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные;

– развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

– сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.

Термин «экологическая культура» в одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни [1].

Образование – это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков - необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих - нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания. Экологическое образование также заключает познавательную составляющую. Успешное формирование экологической культуры возможно лишь как следствие единого - познавательно-воспитательного процесса экологического образования. Экологическое образование дошкольника способно выполнить эту свою ведущую роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни ребенка.[12]