ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот:
Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н2РО4
Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворима в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Реагирует ли фосфорная кислота с металлами? Почему?
Качественная реакция на фосфат-ион.
Лабораторный опыт: К3РО4+АgNO3 =
Напишите уравнение в ионно-молекулярном виде.
Соли. Средние – фосфаты Na3PO4; Кислые – гидрофосфаты Na2HPO4; дигидрофосфаты NaH2PO4
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 3 «Получение фосфора»:
Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Мы запишем суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса:
Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t = 3CаSiО3 +2Р + 5СО
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 4 «Применение фосфора»:
Ежегодное производство фосфора велико. Большая часть его расходуется на получение термической фосфорной кислоты, из которой производят фосфорные удобрения. Довольно много фосфора перерабатывается в полифосфаты, применяемые в синтетических моющих средствах в качестве умягчителей воды. Ещё один важный потребитель фосфора – спичечное производство. Первые безопасные спички появились в конце 19 века в Швеции, поэтому их часто называли шведскими спичками.
Во время первой и второй мировых войн белым фосфором снаряжали зажигательные бомбы и артиллерийские снаряды; кроме того, он использовался в специальных бомбах для образования дымовых завес.
В металлургии фосфор применяется как компонент некоторых сплавов (оловянные бронзы).
Фосфорорганические производные применяются как инсектициды (вещества, применяемые для борьбы с насекомыми) – хлорофос, тиофос, карбофос.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 5 «История создания спичек»:
Мы каждый день встречаемся с чудом. С тем самым чудом, которое титан Прометей принес людям, за что был наказан разгневанными богами. Чудо это хранится в скромной деревянной коробочке и называется спичками. В 1806 году французский химик К.Бертолле обнаружил, что полученная им соль энергично реагирует с H
2SO4 и в этот момент может воспламенится горючее вещество. Современник К.Бертолле Шансель нашел этому открытию неожиданное применение - он создал первую “макательную” спичку. Это была лучинка с головкой из бертолетовой соли, сахара, серы и клея. Если такую головку смочить серной кислотой, бертолетовая соль начинает разлагаться:
2KClO3 =2 KCl+3O2
Выделяющийся кислород воспламеняет серу, сахар и спичка загорается.
1848 год стал годом рождения современных спичек. Итак, я чиркнула спичкой. Что же при этом произошло?
Прежде всего, воспламеняется коробок. В состав коричневой намазки входит красный фосфор (под действием тепла происходит аллотропное превращение: красный – белый) и мелкоизмельченное стекло (для трения). Чтобы коробок не воспламенился используют флегматизаторы. Спичечная головка, как и много лет назад состоит из бертолетовой соли и серы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 6 «Роль фосфора в жизни живых организмов»:
Знаменитый минеролог один из основоположников науки геохимии академик
А.Е. Ферсман назвал фосфор “элементом жизни и мысли”. Содержание фосфора в организме человека массой тела 70 кг составляет 780 г. Суточная норма потребления для взрослых 1 г.
Фосфор входит в состав скелета в виде ортофосфата Са3(РО4)2 и гидроксиапатита ЗСа3(РО4)2 • Са(ОН)2. Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(РО4)2 • CaF2.
Из фосфора строится АТФ, которая является универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке. Наиболее интенсивно АТФ расходуется в активно работающих органах тела: печени, мышцах, мозгу. Остатки фосфорной кислоты присутствуют в составе молекул ДНК и РНК.
Фосфор необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности.
В наш организм фосфор поступает с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой.
При недостатке фосфора в организме: развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.
Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.
Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.
- я знал…
-я хотел узнать…
-я узнал…
Выставляем оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание: § 27 упр. 1-3, творческое задание: написать сказку или составить ребус, кроссворд, или рекламный плакат по изученной теме.
Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н2РО4
Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворима в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Реагирует ли фосфорная кислота с металлами? Почему?
Качественная реакция на фосфат-ион.
Лабораторный опыт: К3РО4+АgNO3 =
Напишите уравнение в ионно-молекулярном виде.
Соли. Средние – фосфаты Na3PO4; Кислые – гидрофосфаты Na2HPO4; дигидрофосфаты NaH2PO4
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 3 «Получение фосфора»:
Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Мы запишем суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса:
Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t = 3CаSiО3 +2Р + 5СО
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 4 «Применение фосфора»:
Ежегодное производство фосфора велико. Большая часть его расходуется на получение термической фосфорной кислоты, из которой производят фосфорные удобрения. Довольно много фосфора перерабатывается в полифосфаты, применяемые в синтетических моющих средствах в качестве умягчителей воды. Ещё один важный потребитель фосфора – спичечное производство. Первые безопасные спички появились в конце 19 века в Швеции, поэтому их часто называли шведскими спичками.
Во время первой и второй мировых войн белым фосфором снаряжали зажигательные бомбы и артиллерийские снаряды; кроме того, он использовался в специальных бомбах для образования дымовых завес.
В металлургии фосфор применяется как компонент некоторых сплавов (оловянные бронзы).
Фосфорорганические производные применяются как инсектициды (вещества, применяемые для борьбы с насекомыми) – хлорофос, тиофос, карбофос.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 5 «История создания спичек»:
Мы каждый день встречаемся с чудом. С тем самым чудом, которое титан Прометей принес людям, за что был наказан разгневанными богами. Чудо это хранится в скромной деревянной коробочке и называется спичками. В 1806 году французский химик К.Бертолле обнаружил, что полученная им соль энергично реагирует с H
2SO4 и в этот момент может воспламенится горючее вещество. Современник К.Бертолле Шансель нашел этому открытию неожиданное применение - он создал первую “макательную” спичку. Это была лучинка с головкой из бертолетовой соли, сахара, серы и клея. Если такую головку смочить серной кислотой, бертолетовая соль начинает разлагаться:
2KClO3 =2 KCl+3O2
Выделяющийся кислород воспламеняет серу, сахар и спичка загорается.
1848 год стал годом рождения современных спичек. Итак, я чиркнула спичкой. Что же при этом произошло?
Прежде всего, воспламеняется коробок. В состав коричневой намазки входит красный фосфор (под действием тепла происходит аллотропное превращение: красный – белый) и мелкоизмельченное стекло (для трения). Чтобы коробок не воспламенился используют флегматизаторы. Спичечная головка, как и много лет назад состоит из бертолетовой соли и серы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ № 6 «Роль фосфора в жизни живых организмов»:
Знаменитый минеролог один из основоположников науки геохимии академик
А.Е. Ферсман назвал фосфор “элементом жизни и мысли”. Содержание фосфора в организме человека массой тела 70 кг составляет 780 г. Суточная норма потребления для взрослых 1 г.
Фосфор входит в состав скелета в виде ортофосфата Са3(РО4)2 и гидроксиапатита ЗСа3(РО4)2 • Са(ОН)2. Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(РО4)2 • CaF2.
Из фосфора строится АТФ, которая является универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке. Наиболее интенсивно АТФ расходуется в активно работающих органах тела: печени, мышцах, мозгу. Остатки фосфорной кислоты присутствуют в составе молекул ДНК и РНК.
Фосфор необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности.
В наш организм фосфор поступает с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой.
При недостатке фосфора в организме: развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.
Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.
Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.
- я знал…
-я хотел узнать…
-я узнал…
Выставляем оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание: § 27 упр. 1-3, творческое задание: написать сказку или составить ребус, кроссворд, или рекламный плакат по изученной теме.