Файл: Рабочая программа по учебному предмету Ручной труд для обучающихся 4 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение №
к АООП НОО МБОУ ООШ №3
утв. Приказом директора МБОУ ООШ №3
от 30.08.2022 №187
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Ручной труд»
для обучающихся 4 класса
c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Составитель: Баклаженко О.С.
учитель начальных классов
рассмотрено на заседании методического объединения протокол №1 от 31.08.2022
г. Полярные Зори
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 февраля 2015 года и Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШ №3 им. Д.К. Булганина и учебным планом на 2022 – 2023 учебный год.
Программа реализуется через учебник: Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», Москва, «Просвещение», 2021г.)
Программа рассчитана на 34 учебных недель, 68 уроков, 2 часа в неделю.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так как в нём заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
-
Личностных; -
Предметных.
Личностные результаты освоения программы включают:
-
индивидуально-личностные качества -
социальные (жизненные ) компетенции обучающейся -
социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, ку3рсов коррекционно-развивающей области,
курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам | Индикаторы достижения требований личностных результатов (содержание показателя) |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; | Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание: дежурство, поручения). |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, | Уметь выслушать иное мнение. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях | Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.). |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. |
Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах. | |
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). |
Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.). | |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия | Участвовать в повседневной жизни класса и школы. |
Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми | |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Уметь корректно привлечь к себе внимание. |
Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу | |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. |
Формирование мотивации к обучению | |
Знать и выполнять правила учебного поведения. | |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое. Адекватно оценивать свою работу и работу других |
Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться и реагировать на замечания. | |
Развитие этических чувств, доброжелательности | Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. |
Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:
-
минимальный -
достаточный.
Достаточный уровень не является обязательным.
Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей обучающихся.
усвоения предметных результатов по предмету «Ручной труд» в 4 классе
Уровень освоения предметных результатов | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
|
|
Содержание учебного предмета
Вводный урок. Правила ТБ на уроках Ручного труда.-1ч.
Работа с бумагой- 25 ч.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.Приемы разметки: разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Вырезание ножницами из бумаги.Инструменты для резания бумаги.Правила обращенияножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму».
Обрывание бумаги.Отрывание мелких кусочков отлиста бумаги (бумажная мозаика).
Складывание фигурок из бумаги (оригами).Приемы сгибания бумаги:
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей;на основе геометрическихтел (цилиндра, конуса)
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Работа с текстильными материалами – 30ч.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку(плоские игрушки,кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды,фигурки человечком,цветы).
Шитье.Инструменты для швейных работ.Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание.Что делают из ниток.Приемы вышивания:вышивка«прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится;). Цвет ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.
Шитье.Завязывание узелка на нитке.Соединение деталей,выкроенных из ткани,прямойстрочкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Скручивание ткани.Историко-культурологические сведения(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани.Аппликация на ткани.
Ремонт одежды.Виды ремонта одежды(пришивание пуговиц.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Пришивание вешалки.
Работа с металлом и проволокой -8ч.
Элементарные сведения о металле (откуда берутся нитки). Применение металла. Свойства металла. Как работать с металлом. Виды работы с металлом. Уметь выполнять простые изделия из проволоки (сгибание, скручивание).
Работа с древесиной- 4 ч
Элементарные сведения о древесине. Применение древесины. Свойства древесины. Как работать с древесиной. Инструментарий при обработке древесины. . Виды работы с древесиной. Аппликация из «древесины».
Национально-региональный компонент
Включение национально-регионального компонента в образовательный процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Учащиеся узнают о своем родном крае: животном и растительном мире; историческом прошлом коми – пермяков; фольклоре (пословицы, поговорки, народные песни, былины, легенды, сказки); о жизни и быте; коми – пермяцком языке; символике своего края; памятниках архитектуры; декоративно-прикладном искусстве; народных традициях и обычаях; знаменитых людях своего края (композиторы, поэты, писатели).
Тематическое планирование
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1 | Повторение Вводный урок | 1 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 25 |
3 | Работа с текстильными материалами и нитками | 30 |
4 | Работа с металлом и проволокой | 8 |
5 | Работа с древесиной | 4 |
| Итого: | 68 |