Файл: Рабочая программа по учебному предмету Ручной труд для обучающихся 4 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Приложение №

к АООП НОО МБОУ ООШ №3

утв. Приказом директора МБОУ ООШ №3

от 30.08.2022 №187

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Ручной труд»

для обучающихся 4 класса

c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 1
Составитель: Баклаженко О.С.

учитель начальных классов

рассмотрено на заседании методического объединения протокол №1 от 31.08.2022

г. Полярные Зори

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 февраля 2015 года и Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШ №3 им. Д.К. Булганина и учебным планом на 2022 – 2023 учебный год.

Программа реализуется через учебник: Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», Москва, «Просвещение», 2021г.)

Программа рассчитана на 34 учебных недель, 68 уроков, 2 часа в неделю.

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так как в нём заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:

  • Личностных;

  • Предметных.



Личностные результаты освоения программы включают:

  • индивидуально-личностные качества

  • социальные (жизненные ) компетенции обучающейся

  • социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, ку3рсов коррекционно-развивающей области,
курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

Личностные результаты освоения программы:

Требования ФГОС образования обучающихся с УО

(интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам

Индикаторы достижения требований личностных результатов

(содержание показателя)


Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание: дежурство, поручения).


Формирование уважительного отношения к иному мнению,

Уметь выслушать иное мнение.


Развитие адекватных

представлений о собственных возможностях

Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях.

Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах.

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Выполнять поручения в школе ( выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»).

Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Участвовать в повседневной жизни класса и школы.

Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Уметь корректно привлечь к себе внимание.

Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу


Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями.

Формирование мотивации к обучению

Знать и выполнять правила учебного поведения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое. Адекватно оценивать свою работу и работу других

Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться и реагировать на замечания.

Развитие этических чувств, доброжелательности

Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.


Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:

  • минимальный

  • достаточный.

Достаточный уровень не является обязательным.

Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей обучающихся.

усвоения предметных результатов по предмету «Ручной труд» в 4 классе

Уровень освоения предметных результатов

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (с помощью учителя);

  • знание названий материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил при работе с ними;

  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • знание приемов работы, используемые на уроках ручного труда;

  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей (с помощью наводящих вопросов учителя);

  • пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

  • составление стандартного плана работы по пунктам ( коллективно с направляющей помощью учителя);

  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

  • использование в работе доступных материалов;

  • выполнение несложного орнамента самостоятельно.




  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

  • знание видов художественных ремесел;

  • нахождение необходимой информации в материалах учебника;

  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

  • использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.


Содержание учебного предмета

Вводный урок. Правила ТБ на уроках Ручного труда.-1ч.

Работа с бумагой- 25 ч.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.Приемы разметки: разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.

Вырезание ножницами из бумаги.Инструменты для резания бумаги.Правила обращенияножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму».

Обрывание бумаги.Отрывание мелких кусочков отлиста бумаги (бумажная мозаика).

Складывание фигурок из бумаги (оригами).Приемы сгибания бумаги:

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей;на основе геометрическихтел (цилиндра, конуса)

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

Работа с текстильными материалами – 30ч.

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку(плоские игрушки,кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды,фигурки человечком,цветы).

Шитье.Инструменты для швейных работ.Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание.Что делают из ниток.Приемы вышивания:вышивка«прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится;). Цвет ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.


Шитье.Завязывание узелка на нитке.Соединение деталей,выкроенных из ткани,прямойстрочкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Скручивание ткани.Историко-культурологические сведения(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани.Аппликация на ткани.

Ремонт одежды.Виды ремонта одежды(пришивание пуговиц.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Пришивание вешалки.

Работа с металлом и проволокой -8ч.

Элементарные сведения о металле (откуда берутся нитки). Применение металла. Свойства металла. Как работать с металлом. Виды работы с металлом. Уметь выполнять простые изделия из проволоки (сгибание, скручивание).

Работа с древесиной- 4 ч

Элементарные сведения о древесине. Применение древесины. Свойства древесины. Как работать с древесиной. Инструментарий при обработке древесины. . Виды работы с древесиной. Аппликация из «древесины».

Национально-региональный компонент

Включение национально-регионального компонента в образовательный процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Учащиеся узнают о своем родном крае: животном и растительном мире; историческом прошлом коми – пермяков; фольклоре (пословицы, поговорки, народные песни, былины, легенды, сказки); о жизни и быте; коми – пермяцком языке; символике своего края; памятниках архитектуры; декоративно-прикладном искусстве; народных традициях и обычаях; знаменитых людях своего края (композиторы, поэты, писатели).

Тематическое планирование



Раздел программы

Кол-во часов

1

Повторение Вводный урок

1

2

Работа с бумагой и картоном

25

3

Работа с текстильными материалами и нитками

30

4

Работа с металлом и проволокой

8

5

Работа с древесиной

4




Итого:

68