Файл: поддержка педагогического авторского действия в условиях стандартизации образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
АВТОРСКОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ
СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ».
ЧИГАНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА |
РЕКТОР КК ИПК
СТАНДАРТЫ – ЗАДАННАЯ НОРМА, СИСТЕМА
ОРИЕНТИРОВ ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторское действие
(продуктивное) –
«…хотите получить продуктивное действие
– научитесь выстраивать пробу»
(БД)
Авторское Действие представлено как связность
двух Событий: события преодоления инерции
прошлого опыта и события утверждения другими
нового пространства возможностей — нового поля
действия. Продуктивное Действие, понятое как
связность Событий, выступает как Акт Развития.
Продуктивное действие в своей сущности Пробно.
В нем опробуется, строится и утверждается
смысловое поле действования. Утверждение
смыслового поля есть утверждение пути автора.
Именно так действие вырастает в Деятельность.
(
Поливанова К.Н.)
ПОДДЕРЖКА - ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
ЗАДАННОСТЬ, А ТАКЖЕ СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,
САМОДВИЖЕНИЮ
ПОДДЕРЖКА - ПОМОЩЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРЕОДОЛЕНИИ
ВОЗНИКАЮЩИХ ТРУДНОСТЕЙ
Поддержка - деятельность,
раскрывающая личностный
потенциал, процесс совместного
определения собственных
интересов, целей, возможностей
и путей преодоления препятствий
(О. С. Газман)
СТРУКТУРА ДОКЛАДА
«Величайшую опасность во времена
нестабильности представляет не сама
нестабильность, а действия в
соответствии с логикой вчерашнего дня»
Питер Друкер
▪
АКТУАЛЬНОСТЬ:
вызовы, основные противоречия, исследовательский вопрос, понятия
▪
АНАЛИЗ ДАННЫХ
– что имеем?
К чему стремимся?
▪
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
– что имеет смысл делать?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС
▪
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ (КАКИЕ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ),
ЧТОБЫ СЛУЧИЛАСЬ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
(АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ..) РЕВОЛЮЦИЯ
В ОБРАЗОВАНИИ, ОСНОВАННАЯ
НА АДЕКВАТНЫХ ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНИКАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ?
▪
КАК РАЗВИВАТЬ ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ? ГДЕ
РЕАЛИЗУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
И ИНИЦИАТИВА ПЕДАГОГА?
▪
В обществе быстрее чем в образовании осваиваются технологические изменения
▪
Опережающего развития образовательной практики без достаточной дидактической проверки образовательных решений: учителя действовали и продолжают действовать
«методом проб и ошибок», и далеко не всем удается перестроиться с традиционного
«знаниевого» на деятельностный подход
▪
«Отчужденность» детей от школы
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Чего вперед смотреть, если весь опыт сзади»
М Жванецкий
Мнение родителей об отношении школы к детям, которые не справляются
с программой, по типам населенных пунктов
(в процентах от численности ответивших родителей)
ВЫЗОВЫ
ДИДАКТИКИ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Современная образовательная практика во многом «обходится» без дидактики: решения об отборе
содержания, методов и форм обучения нередко принимаются на разных уровнях и в разных сферах
образования без концептуального обоснования»
Кларин МВ, Осмоловская ИМ
▪
ПЕРЕХОД ОТ КОЛИЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ:
от всеобщего охвата школьным образованием к качественному обучению всех учащихся
▪
СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ:
идея социальной справедливости интегрируется с концепцией человеческого капитала - формирование уникальной личности, коммуникативность, взаимоподдержка, эмпатия
▪
ПЕРЕНОС СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ
, которое должно решить проблему сокращения профессий и рабочих мест, найти комфортные способы и средства вхождения молодого человека в жизнь
▪
ИЗМЕНЕНИЕ СТИЛЯ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
, которое превращается в открытое, доступное, гибкое, способное к трансформациям; соответственно, меняется архитектура школьных зданий, дизайн помещений
▪
ПЕРЕСМОТР ОТНОШЕНИЯ К ОТСТАЮЩИМ УЧЕНИКАМ:
школьники рассматриваются как люди с различными потребностями и способностями, которые можно развить, улучшить, вовремя скорректировать, чтобы помочь каждому максимально раскрыть свой потенциал
▪
РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
тематические модули объединяются по проблемам и понятиям, акцентируется внимание на использовании одних и тех же методов в разных дисциплинах
«
Системные»
▪
Классно-урочная система занятий как ведущая форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными
методами и средствами обучения. Работа в группах, работа над проектами не может уложиться в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий
▪
Работа по единственной, жестко регламентированной
программе вызывает однообразие форм, содержания и методов педагогического процесса
▪
Противоречие между все большим отчуждением детей
от школы и инертностью самой школы
Управление профессиональным развитием:
▪
Противоречие между системными вызовами
и индивидуальным характером «ответа» (Противоречие между большим выбором «инициатив», «вызовов» и неспособностью, невозможностью их взаимоувязки)
▪
Поддержка
– командная, где команда как сообщество людей с общей целью и индивидуальная
ПРОТИВОРЕЧИЯ
«Главные проблемы у нас в головах»….
Поддержка
Авторская проба 1
Авторская деятельность
ГИПОТЕЗА
КОЛЛЕКТИВНЫЙ
ЗАМЫСЕЛ
АДе
АДе
АДе
АДе
Авторская проба 2
Авторская проба N
….
ЧАСТЬ 2 - ЧТО ИМЕЕМ? ВАРИАНТЫ ПОДДЕРЖКИ
«1. Не говорите: «У меня нет для этого времени. Спросите себя: «Как распределить время
наилучшим образом»? 2. Не говорите: «Это я уже пробовал! Спросите себя: «А нет ли еще более
оригинального (оптимального, лучшего) решения?» Спросите себя: «Что из этого может быть? Когда?
И при каких условиях?»»
▪
Техники и технологии «Педагогического марафона» – 2022
▪
Техники и технологии, в тематике базовых площадок КК ИПК
▪
Техники и технологии в деятельности РМА
▪
Техники и технологии в задачах ИОМ педагогов края
▪
Техники и технологии в «продуктах» выпускников треков ЦНППМ
▪
Техники и технологии в обеспечении цифровой трансформации
▪
Техники и технологии по результатам заявочной компании «РАОП-2023»
▪
Данные исследований по основным затруднениям педагогов
ЧТО ИМЕЕМ? МАРАФОН «ОБЩИЕ ИТОГИ»
Более
1300 участников
2022
ПРЕДСТАВЛЕНО 417 МЕРОПРИЯТИЙ
РАЗНЫХ ФОРМАТОВ :
▪
94 открытых урока
▪
58 мастер-классов
▪
111 презентационных площадок
Спикеры марафона – из 35 муниципальных образования
Площадки марафона – в 11 муниципальных образований
«Дидактика» -
33
заявки на проведение мастер-классов
и площадок, из них 18 прошли этап краевого педмарафона
2022
▪
39 круглых столов
▪
68 внеурочных мероприятия
ЧТО ИМЕЕМ? МАРАФОН – ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ
▪
СПОСОБ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО
- г. Дивногорск
▪
КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
- г. Минусинск, Пировский, Шушенский районы
▪
ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФГ
-
Северо-Енисейский район, г. Енисейск (инициированы РМА)
▪
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
- г. Красноярск - Лицей 9
▪
ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД (ПРОЕКТ «ПУТЬ К УСПЕХУ»)
- пгт. Балахта
▪
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
- г. Лесосибирск, г. Красноярск – «Универс»
▪
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
-
Форум учителей математики
▪
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- г. Красноярск
▪
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
-
Красноярск СОШ 7
ЧТО ИМЕЕМ? – БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ КК ИПК, ТРЕКИ ЦНППМ
Количество базовых площадок ККИПК – 51.
Площадки, деятельность которых основана на
реализации какой-либо технологии – 11
2022
1.Развивающее обучение
Современные образовательные технологии в начальной школе (РО Л.В. Занкова, РО Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, ЛОРО, КРО)
МАОУ Лицей № 8 г.
Красноярска
Базовая образовательная площадка
Реализация требований ФГОС НОО. Технология развивающего обучения Л.В. Занкова
МБОУ СОШ №19 г.
Красноярска
2.Смешанное обучение
Смешанное обучение: от теории — к практике применения в образовательном процессе
МБОУ «Ужурская СОШ
№ 6»
Базовая площадка стажерских практик
3. Способ диалектического обучения (СДО)
ФГОС: формирование и развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий
МАОУ Гимназия № 10 г. Дивногорска
Базовая образовательная площадка
4. Технология тьюторского сопровождения
Технология тьюторского сопровождения обучающихся в процессе профессиональной ориентации и самоопределения
МБОУ «Гимназия № 164» г. Зеленогорска
Базовая образовательная площадка
5. Технология профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся
Ранняя профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: обзор управленческих, методических и технологических инструментов сопровождения на примере актуальных образовательных практик МБУ ДО «ЦО
«Перспектива»
Центр образования
«Перспектива» г. Зеленогорска
Базовая образовательная площадка
6. Коллективный способ обучения
(КСО)
Разработка и реализация варианта коллективного обучения по индивидуальным программам в разновозрастной группе пенитенциарного учреждения
ФКОУ «СОШ Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по
Красноярскому краю»
Базовая образовательная площадка
Трек
1 модуль 2 модуль 3 модуль
ЕНГ
112 34 34
СТВ
166 68 40
НП
36 16 7
КМ
94 39 25
МГ
169 49 20
ПО
142 93 28
ФГ
151 70 42
ЧГ
188 93 76
ЦГ
134 89 53
ЗГ
206 84 37
ВСЕГО
1398 635 362
процент
100%
45,50%
26%
ЧТО ИМЕЕМ? РМА – ФОРМИРОВАНИЕ ФГ ЧЕРЕЗ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ на основе задачного подхода
▪
Отбирать главное для проектируемого урока
(конкретизация содержания в контексте формирования мышления в зависимости от предметной области: математическое мышление, естественно-научное мышление, гуманитарное и художественно-эстетическое сознание).
Самостоятельно подбирать содержание урока
под тему / идею / задачу урока
▪
Формулировать цель урока от планируемых результатов
обучающихся, которые они должны достичь на уроке
▪
Формулировать проблемные вопросы
(учебные задачи), мотивирующие учеников и запускающие деятельность на уроке
▪
Составлять задания и вопросы, исходя из запланированных
предметных и метапредметных
результатов,
возраста и интересов учащихся
▪
Производить самооценку и взаимооценку разработанных проектов
учебных занятий/реально проведенных уроков по заранее оговоренным критериям
▪
Анализировать текстовый потенциал предмета с точки зрения целей
(результатов) его преподавания
(какие тексты «окружают» ученика на предмете в реальности? Какие тексты специфичны только для этого предмета? Какие тексты лучше помогают понять и узнать предмет? Какие возможности предоставляют различные типы текстов в плане формирования предметных результатов / результатов по ЧГ? Какие тексты и задания требуют особых форм работы? (Дебаты, изложения, практических действий и т.д.))
▪
Анализировать предлагаемые текстовые задачи по математике с точки зрения реалистичности
предлагаемой ситуации и наличия в ней проблемы
, требующей решения с помощью математических знаний и умений
▪
Типология умений и уровни достижения ЧГ, МГ, ЕНГ
▪
Разграничение заданий:
формирующие и оценивающие уровни сформированности ФГ
▪
Технология учебного исследования
как ведущая для формирования ЕНГ, основы
математического
моделирования
ЧТО ИМЕЕМ? ТОП ТЕМ В ИОМ-АХ ПЕДАГОГОВ
▪
Методы и приемы формирования различных видов
функциональной грамотности
в соответствии с требованиями обновленных ФГОС (за исключением развития глобальных компетенций)
▪
Организация эффективной работы по подготовке учащихся 9,11 классов к прохождению ГИА в форме
ОГЭ и ЕГЭ
по различным учебным дисциплинам
▪
Формирование
цифровой грамотности
педагогов для использования в профессиональной деятельности, в том числе, организации проведения уроков (консультаций), внеучебной деятельности
▪
Внедрение в практику технологий
дифференцированного обучения
в условиях реализации
ФГОС нового поколения
▪
Изучение моделей
смешанного обучения
▪
Организация деятельности по формированию
креативного мышления
у обучающихся, в условиях реализации обновленного ФГОС
▪
Составление
индивидуального плана развития для учащихся с ОВЗ
▪
Освоение и использование в практической образовательной деятельности
метода проектов
▪
Освоение технологий
системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании
▪
Изучение, разработка способов и
критериев оценивания образовательных результатов
обучающихся
ПРАКТИКИ РАОП – 2023 ПРИЕНЕСЕЙСКИЙ ОКРУГ
№
Наименование
Направления
Кол-во
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 1
г. Енисейск 18 0
0 1
0 1
3 1
1 1
0 1
1 0
0 2
12 2
г. Лесосибирск 25 0
2 6
4 4
4 3
4 3
0 1
0 0
2 0
33 3
Енисейский район 8 0
2 17 1
1 1
3 0
1 0
0 2
0 0
1 29 4
Казачинский район - 1 0
0 0
0 0
0 0
0 1
0 0
0 0
0 0
1 5
Мотыгинский район 0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 1
0 0
0 3
4 6
Пировский район 4 1
0 2
0 0
1 1
0 0
0 0
0 0
0 0
5 7
Северо-Енисейский район 10 1
0 2
0 1
0 2
0 2
0 0
2 0
0 1
11
ИТОГО
95
ПРИМЕЧАНИЕ
1 -
Развитие школьной системы оценки качества образования:
практики управления по результатам
2 -
Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности
3 -
Современные образовательные технологии для достижения
образовательных результатов
4 -
Практики инклюзивного образования на муниципальном уровне и уровне образовательной организации
5 -
Практики работы специалистов с детьми с ОВЗ
6 -
Организация и развитие системы воспитания в образовательной организации
7 -
Обновление содержания и технологий дополнительного образования
8 -
Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников
9 -
Современные практики по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации
10 -
Современные практики здоровьясбережения на муниципальном уровне и уровне образовательной организации
11 -
Создание условий для профессионального развития педагогических работников
12 -
Современные практики методического сопровождения педагога на муниципальном уровне и уровне образовательной организации
13 -
Становление и развитие психологической службы на муниципальном уровне и уровне образовательной организации
14 -
Формирование и развитие цифровой образовательной среды
15 -
Современные практики реализации региональной Концепции развития ДОО
ЧТО ИМЕЕМ? ВАРИАНТЫ ПОДДЕРЖКИ: СОПРОВОЖДЕНИЕ ИОМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ФИОКО
ФИОКО - оценка предметных и методических компетенций учителей
по 13 предметам
2020
2022
ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:
▪
В оценке приняли участие 1741 учитель Красноярского края -
32% участников
выполняют данную диагностическую работу
на минимальном и низком уровне
▪
Приняли участие и завершили работу в качестве тьюторанта
29 человек
из 12 муниципалитетов края
▪
Средний
прирост 46%
▪
Тьюторы ИПК – 51%, муниципальные - 42%
Проведен набор новых участников сопровождения ИОМ по предметам:
начальные классы, английский язык, информатика
2023
АКТИВНОСТЬ ВОЗРОСЛА:
Приняты
заявки от 46 тьюторантов
из 22 муниципалитетов края, в качестве тьюторов
готовы к работе 15 учителей
края