Файл: Контрольная работа по дисциплине Социальные и политические институты и процессы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии

Контрольная работа по

дисциплине «Социальные и политические институты и процессы»

«Особенности государственной власти»

Выполнила: Драчева Кристина

Проверила: Шумилова О.Е.

Тула 2023

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие сведения о государственной власти 5

1.1. Понятие и свойства государственной власти 5

1.2. Свойства государственной власти 12

1.3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти. Принципы и структура государственной власти 16

Глава 2. Реализация государственной власти 19

2.1. Методы осуществления государственной власти 19

2.2. Концепция разделения властей 22

Заключение 28

Библиографический список 30


Введение


Власть представляет собой способность одних людей оказывать влияние на других людей. В этом раскрывается биологическая и психологическая сущность данного понятия.

В обществе власть проявляется в общественных отношениях, когда один субъект общественных отношений подчиняется другому субъекту общественных отношений. Как правило, общественная власть может поддерживаться авторитетом какого-либо лица или лиц, силой закона или принуждением. Сущность власти заключается в том, что она выступает как средство организации общества и направления его сил на совершение определенных действий (целенаправленность власти). Властным отношениям внутри общества свойственна иерархичность.

Проблемы формирования и функционирования органов государственной власти РФ лежат как в правовой, так и в политической сфере деятельности государства, являясь сторонами единого процесса – процесса эффективного действия государственного механизма на обоих уровнях государственной власти: на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. И правовая и политическая составляющие этого процесса выступают критериями эффективности правового воздействия механизма государства и, одновременно, фактором реализации положений Основного закона – Конституции Российской Федерации. Этот процесс не содержит обязательной целевой составляющей, которая выступает следствием действия принципа «конкретного интереса. Функция целеполагания Российского
государства должна определяться планами, которые поставили перед собою граждане, общество и государство.

Актуальность работы. Целевая составляющая механизма государства общегосударственного уровня интересов позволяет учесть спектр осознанных потребностей и необходимости среди наибольшего числа субъектов права по производству, обмену, распределению и потреблению общественного продукта и интернационализировать их социально-групповые интересы в рамках определенной территории с позиции общегосударственных потребностей. К сожалению, праволиберальная модель общественного развития России совершенно не отвечает современным условиям сущего бытия и не отражает потребности основной массы граждан государства, но не отдельных ее групп. Это фундаментальная проблема для нашего государства, разрешение которой позволит существенно повысить легальность формирования и легитимность функционирования государственной власти в России.

Реализация принципа предполагает не только деление полномочий между органами государственной власти в рамках триады, но и взаимное уравновешивание властей, в том числе с помощью мер конституционно-правовой ответственности. Установленная в государстве форма правления оказывает значительное влияние на реализацию принципа разделения властей, порядок формирования, компетенцию и конституционно-правовую ответственность лиц, занимающих государственные должности.

Цель работы: исследовать государственную власть, ее свойства и особенности. Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:

  • рассмотреть понятие и свойства государственной власти;

  • изучить свойства государственной власти;

  • исследовать экономическую, социальную и нравственно-идеологическую основу государственной власти, а также принципы и структура государственной власти;

  • рассмотреть методы осуществления государственной власти.


Объект исследования: государственная власть как основная категория теории государства и права.

Предмет изучения: государственная власть, ее свойства и формы осуществления.

Глава 1. Общие сведения о государственной власти



1.1. Понятие и свойства государственной власти


В современных научных исследованиях существуют самые разные подходы к пониманию термина «власть», причем, прежде всего, речь идет об общественной, социальной власти. Особенно привлекает внимание исследователей публичная власть. Большинство обобщающих понятий, относящихся к термину «власть», делается, в первую очередь, на основе изучения публичной (политической и государственной) и муниципальной власти1.

В настоящее время еще используется подход к власти как к субстанции (принадлежности, предмету обладания какого-либо действующего субъекта – лица, объединения, государственного органа и др.). Такой подход, в частности, присущ юридическим исследованиям, и он продуктивен при анализе полномочий тех или иных органов государства. Однако более распространены другие подходы. Власть рассматривается как отношение между субъектами, как явление, имеющее свои истоки (в т. ч. – социальные). Есть конфликтная концепция власти, связанная с асимметричным положением субъектов отношений, дистрибутивная концепция, функциональная концепция, когда понятие власти объясняют как функцию, вытекающую из сложного комплекса актов выбора в системных взаимодействиях. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал, что «власть означает господство мнения и взглядов, то есть духа». Французский автор М. Фуко считает, что власть – это множество отношений силы, но она не имеет субъекта: у всех находится какая-то доля власти.

Исследования, специально посвященные общественной власти, также написаны с неодинаковых позиций. В политологии общественная социальная власть рассматривается с позиций телеологической, психологической, бихевиористской, субъектно-объектной, системно-кибернетической, дистрибутивной, структурно-функциональной, юридической и др.

Поскольку речь идет об общественной власти, то есть власти между людьми (их разными группировками), наделенными сознанием и волей, то одним из решающих признаков такой власти является психически волевой характер. Поэтому в науку с теми или иными уточнениями вошло определение, что власть – это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению. Отношения власти всегда асимметричны, они предполагают доминирование одной стороны. Волевой характер отношений, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общностями), – характерная черта власти среди людей. Всякая власть в человеческом коллективе, любое отношение господства – это присвоение чужой воли.


Однако констатации потенциала и волевого отношения еще недостаточно для выделения социальной, общественной власти. Такие отношения присутствуют в родительской власти, в простой, но осознаваемой зависимости одного лица от другого. В основе социальной власти лежит существование социальных общностей, особого рода коллективов. Их социальный аспект выражен в разной степени. Связи внутри таких общностей опираются не на личностные (родственные или иные) отношения, а на иные факторы.

В коллективах всегда возникает необходимость в регуляционной деятельности, установлении порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой, в управлении, что приводит к общественной власти. Власть – существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе. Среди разновидностей общественной власти обычно называют демократию, плутократию (власть богатства), меритократию (власть старейшин, заслуженных людей) и др.

Общественная, социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей властипо самым различным основаниям деления (экономическая, военная, идеологическая, корпоративная, публичная и личная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и др.). Религиозная власть может иметь социальный характер, да и в некоторых других странах религия сильно влияет на общественное сознание. В России деятельность религиозных объединений регулируется отдельно от деятельности других общественных объединений, и, следовательно, нельзя в полной мере говорить о религиозной общественной власти, хотя религия имеет власть над душами, убеждениями верующих1.

В соответствии со сложившимся в научной литературе представлением власть в общеупотребительном смысле понимается как способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью определенных средств, включая насилие и принуждение. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластным. Отсюда проистекает негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.