Файл: Контрольная работа по дисциплине Социальные и политические институты и процессы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует множество форм проявления и видов общественной власти. В зависимости от различных критериев классификации различают, например:

а) власть родительскую, семейную;

б) власть одного лица или группы лиц, слоя, класса;

в) власть демократическую, либерально-демократическую, диктаторскую;

г) власть государственную, партийную и власть различных общественно-политических объединений;

д) власть экономическую, идеологическую, социально-психологическую и политическую; и др.

Одним из наиболее важных по своему объему и влиянию видов общественной власти является политическая власть. Она понимается как возможность и реальная способность отдельного лица (абсолютизм, фашизм) или группы лиц, социального слоя или класса (аристократическая республика, конституционная монархия, демократическая республика) проводить свою волю и отстаивать свои интересы в политике.

В реальной действительности политическая власть осуществляется всеми составными частями – структурными элементами политической системы общества, включая государство, политические партии, различные общественные объединения. Каждый из субъектов политической системы в соответствии со своими статутными задачами участвует в организации политически значимых общественных отношений, вырабатывает необходимые для этого политические нормы, обеспечивает их при помощи небезразличных с политической точки зрения средств, оказывая тем самым политическое воздействие на соответствующие социальные процессы. В борьбе за политическую власть, в ее осуществлении огромную роль играют политические партии, политические элиты, политическое лидерство.

Однако главенствующую роль в политике всегда играла и продолжает играть особая разновидность власти политической – власть государственная.

Проблемы соотношения публичной политической власти и государственной власти решаются исследователями по-разному. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, однако возможно. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. В частности, В.Е. Чиркин пишет, что публичная политическая власть неразрывно связана с государственной властью, хотя и не идентична ей. Она может сочетаться с ней, может предшествовать государственной власти. С другой стороны,
государственная власть является главным, типичным способом реализации политической власти народа, класса, блока классов в государственных формах, специфическими государственными средствами и методами.

Если исходить из концепции нетождественности государственной и политической власти, то понятие политической власти – шире по объему содержания и включает в себя понятие государственной власти. Главное различие между ними применительно к современному демократическому обществу состоит в том, что они имеют разный состав субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Реально государственная власть принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с законами государства (в этом выражается ее легализация). Субъектами, осуществляющими остальные разновидности политической власти, выступают политические партии, общественные движения, субъекты избирательного процесса. Соответственно они имеют разную сферу реализации своих полномочий. Полем действия политической власти является, в основном, гражданское общество. Полем реализации государственной власти является государство и его органы. Поэтому существует глубокое единство государства и государственной власти. В ряде случае оба понятия употребляются как тождественные, взаимозаменяемые. Например, раньше, когда употреблялось выражение «Советская власть», имелось в виду именно государство, существовавшее на территории СССР. Такое единство заложено в их генезисе, социальной природе, функциональных взаимосвязях, исторических судьбах и некоторых других факторах.

Характеризуясь одинаковыми закономерностями развития и функционирования, они не могут существовать в отрыве друг от друга.

С одной стороны, государственная власть является неотъемлемым свойством (и соответствующим признаком понятия) государства. С другой стороны, само государство – своеобразная форма организации государственной власти, непосредственный институционализированный ее носитель, ее «физическое», материально-предметное и организационное воплощение. Поэтому к вопросу о соотношении государства и государственной власти предлагается подходить с разных точек зрения

1.

Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество.

Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма.

Для обозначения единства государства и государственной власти в юридической литературе предлагается использовать термин «государственность». С. С. Алексеев считает, что государственность – это наиболее широкое государствоведческое понятие, которое охватывает любые проявления, признаки государства и государственной власти независимо от того, сложилось или нет государство, в каком оно находится состоянии (именно такой смысл имеет этот термин, когда речь идет о «возникновении государственности» на начальных стадиях цивилизации или же о «восстановлении государственности»).

Однако это единство не исключает того, что государство и государственная власть хотя и близкие, но не совсем совпадающие явления.

Под государственной властью следует понимать концентрированные и реально воплощенные во всем механизме соответствующего государства организованная воля и организованная сила правящих социальных групп, распространяющиеся через властеотношения на всю территорию и все население данной страны. В этом понятии аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: обусловленная всеми социальными условиями жизни воля правящих кругов, претендующая на признание обязательной для всех членов данного общества, и специфическая универсальная организация тех же социальных групп, способная официально формировать и властно выразить вовне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.

Большинство исследователей (Ф. М. Бурлацкий, А. М. Барнашов, А. М. Витченко, И. Н. Гомеров, Л. И. Загайнов, Д. А. Керимов, А. И. Королев, А. И. Лепешкин, Ю. А. Тихомиров В. Е. Чиркин и др.) исходят из того, что государственная власть исторически возникает как особая разновидность характеризующейся принудительностью социальной власти. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в социально асимметричном обществе существует и функционирует наряду с остальными ее разновидностями, однако принципиально отличается от последних и по своему происхождению, и по содержанию, и по назначению, и по методам осуществления.


Если социальная власть вообще может расцениваться как функциональное свойство любого человеческого сообщества или коллектива, необходимое для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности и руководства ею, то в государственной власти аналогичное свойство переведено особое состояние, где оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение целостности и устойчивости ее политической системы. Она официально действует от имени всего общества, по его уполномочию, хотя на практике она вовсе не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других.

Это связано с тем, что всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп в асимметричном обществе. В этом смысле государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе. Она регулирует отношения социальных, национальных, иных групп населения, не допуская их противоборства до стадий, причиняющих ущерб «общим делам», грозящих анархией и распадом общества. Иная политическая власть такие задачи выполнять не может, у нее нет для этого необходимых средств и инструментария. Да и цели у политической власти класса, социального слоя совсем другие. Они преследуют свои, а не общие интересы.

1.2. Свойства государственной власти


Какими же специфическими свойствами обладает государственная власть, отличающими ее от всех иных видов власти? Основными из них представляются верховенство, единство, всеобщность и универсальность, принудительность и обязательность. Только благодаря этим свойствам, отражающим и конкретизирующим ее социально-политическую природу, государственная власть оказывается в состоянии выступать главным средством управления в обществе.

Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе субъектов, осуществляющих властные полномочия, ее независимость от них, невозможность существования другой такой же власти. Юридическим преломлением этого свойства является государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает. Иногда суверенность государственной власти отвергают под тем предлогом, что на нее оказывается давление. На деле, в данном случае речь идет, скорее, о политической власти и о процессе формирования государственной воли. После того как она сформирована, решения государства (законы и др.) верховны, обязательны и для тех сил, которые оказывали и оказывают на нее давление.

Единство государственной власти корениться в единстве ее социально-политической природы и выражается в ее неделимости ни между различными социальными слоями и группами, ни между различными органами самого государства. Она не может быть разделена по социальным группам в зависимости от силы их давления. Она едина по социальному содержанию, целям, организационной структуре, функциям. Разделение государственной власти на ветви (законодательную, исполнительную, судебную, а иногда и другие) не отменяет этого единства. В Конституции РФ в статье 11 четко говорится: «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»