Файл: Контрольная работа по дисциплине Социальные и политические институты и процессы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Так или иначе, государственная власть осуществляется комплексно, в ней участвуют все органы государства. В настоящее время о социальном единстве власти и организационно-правовом разделении властей говорится почти во всех конституциях. В обществе не может быть двух государственных властей, преследующих неодинаковые цели в развитии общества2.
Всеобщность и универсальность государственной власти – взаимообусловленные ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц (как юридических, так и физических), носит всеобъемлющий характер как по объекту (сферам общественной жизни), так и по способам воздействия. Государственная власть как официальный представитель общества охватывает все социальные слои общества, представляет всю страну как во внутренних, так и во внешних отношениях. Не существует форм, методов и средств воздействия, в отношении которых можно было бы вне зависимости от конкретной исторической ситуации сказать, что они не могут применяться этой властью. Наоборот, государственная власть в зависимости от ее исторического типа и характера может проявляться в формах господства и подчинения, принуждения или убеждения, контроля, организации и управления, т.е. в самых различных формах. Основными средствами реализации государственной власти являются средства политического и идеологического воздействия (лозунги, призывы, официально закрепленные политические и идеологические установки, и пр.), экономические и финансовые рычаги, средства психологического, физического и иного воздействия. Однако в отличие от всех иных видов власти государственная власть обладает монополией на два специфических способа своего осуществления, о которых следует сказать отдельно.
Общеобязательность и принудительность государственной власти заключаются в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и должны осуществляться всеми, кому они адресованы, даже при не согласии с ними. В случае уклонения от исполнения принятых государственной властью решений к виновному применяются меры государственного принуждения. Поскольку государственная власть обладает исключительными правами на официальное использование средств правового воздействия на население, на организацию общественной жизни на правовых началах (метод законности), постольку только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
Средства, приемы и способы реализации государственной власти принято называть общим понятием «политический режим». Он характеризует общий, внутренний порядок отношений между субъектами и объектами государственной власти.
Ресурсы государственной власти представляет собой конкретные факторы, благодаря которым реализуются государственно-властные полномочия1.
Таким образом, государственная власть – публичное явление социально-политического характера. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, класса и др.), обладающая указанными выше свойствами, которые в реальной действительности тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы и только в своем единстве раскрывают существенное отличие государственной власти от иных видов. Что касается легальности и легитимности государственной власти, то они заслуживают отдельного рассмотрения.
Государственная власть является сложным и многомерным является, которая затрагивает и влияет на все аспекты жизни общества.
Сущность государственной власти раскрывается в ее социальной, политической, идеологической и нормативно-правовой природе.
Так, социальная природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия осуществляются в конкретно закрепленной форме: органов, учреждений, должностных лиц. Единственным источником государственной власти является легитимные и легальные институты управления обществом в рамках государства.
Политическая природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия в данном случае публичны, затрагивающие интересы и распространяющиеся на всех и каждого.
Идеологическая природа государственной власти отражает ее внутренний образ, именно она оправдывает и объясняет монопольное право государства на социальное насилие.
Нормативно-правовая природа государственной власти заключается в наличие иерархии нормативно-правовых актов, закрепляющих легальность, легитимность и порядок осуществления властных полномочий.
Осуществление государственной власти реализуется на основе принципов государственной власти, которые предопределяют функционирование основных институтов и органов власти.
Основополагающие принципы государственной власти:
1. Принцип суверенитета, который закрепляет верховенство, единство и независимость государственной власти.
2. Принцип легитимности, который закрепляет связь между народом и властью на основе согласия. Низкий уровень легитимности неукоснительно ведет к усилению силового блока и принятию решений с позиции силы.
3. Принцип легальности, который определяет необходимость четкого и неукоснительного соблюдения норм права со стороны государственных органов.
4. Принцип законности, который закрепляет такой политико-правовой режим
, при котором основой общественного бытия является строгое соблюдение предписаний нормативно-правовых актов со стороны всех участников общественных отношений.
5. Принцип иерархии, закрепляющий такую систему организации государственной власти, при которой властные институты находятся в позиции соподчинения.
6. Принцип разделения властей является одним из основных принципов осуществления государственной власти современных демократических государств, при котором ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) независимы друг от друга.
7. Принцип выборности и коллегиальности закрепляет базис, на основе которого наиболее важные государственные должности должны быть выборными, а значимые решения должны приниматься с учетом мнения общественной и на основе заключения экспертного сообщества.
8. Принцип профессионализма определяет позицию государственной власти к собственным кадрам, иными словами кадровый состав органов государственной власти должен обладать необходимыми знаниями и квалификацией, которая позволила бы решать им поставленные задачи.
Структура государственной власти раскрывает ее внутренние строение и иерархию, она может значительно различаться в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и формы правления.
В наиболее общем виде, в соответствии с принципом разделения властей мы можем выделить следующую структуру государственной власти большинства современных государства:
Законодательная власть – выборная власть, осуществляемая высшим законодательным органом на основе принципа профессионализма и коллегиальности.
Исполнительная власть – назначаемая власть, осуществляемая высшим должностным лицом государства, правительством и иными органами государственной власти.
Судебная власть – независимая власть, осуществляемая на основе принципа профессионализма специально уполномоченными на то органами и лицами. Судебная власть играет важную роль в системе сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти, выступает в качестве гаранта законности и справедливости в государстве.
Таким образом, с одной стороны, государственная власть является неотъемлемым свойством (и соответствующим признаком понятия) государства. С другой стороны, само государство – своеобразная форма организации государственной власти, непосредственный институционализированный ее носитель, ее «физическое», материально-предметное и организационное воплощение.
Всеобщность и универсальность государственной власти – взаимообусловленные ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц (как юридических, так и физических), носит всеобъемлющий характер как по объекту (сферам общественной жизни), так и по способам воздействия. Государственная власть как официальный представитель общества охватывает все социальные слои общества, представляет всю страну как во внутренних, так и во внешних отношениях. Не существует форм, методов и средств воздействия, в отношении которых можно было бы вне зависимости от конкретной исторической ситуации сказать, что они не могут применяться этой властью. Наоборот, государственная власть в зависимости от ее исторического типа и характера может проявляться в формах господства и подчинения, принуждения или убеждения, контроля, организации и управления, т.е. в самых различных формах. Основными средствами реализации государственной власти являются средства политического и идеологического воздействия (лозунги, призывы, официально закрепленные политические и идеологические установки, и пр.), экономические и финансовые рычаги, средства психологического, физического и иного воздействия. Однако в отличие от всех иных видов власти государственная власть обладает монополией на два специфических способа своего осуществления, о которых следует сказать отдельно.
Общеобязательность и принудительность государственной власти заключаются в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и должны осуществляться всеми, кому они адресованы, даже при не согласии с ними. В случае уклонения от исполнения принятых государственной властью решений к виновному применяются меры государственного принуждения. Поскольку государственная власть обладает исключительными правами на официальное использование средств правового воздействия на население, на организацию общественной жизни на правовых началах (метод законности), постольку только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
Средства, приемы и способы реализации государственной власти принято называть общим понятием «политический режим». Он характеризует общий, внутренний порядок отношений между субъектами и объектами государственной власти.
Ресурсы государственной власти представляет собой конкретные факторы, благодаря которым реализуются государственно-властные полномочия1.
Таким образом, государственная власть – публичное явление социально-политического характера. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, класса и др.), обладающая указанными выше свойствами, которые в реальной действительности тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы и только в своем единстве раскрывают существенное отличие государственной власти от иных видов. Что касается легальности и легитимности государственной власти, то они заслуживают отдельного рассмотрения.
1.3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти. Принципы и структура государственной власти
Государственная власть является сложным и многомерным является, которая затрагивает и влияет на все аспекты жизни общества.
Сущность государственной власти раскрывается в ее социальной, политической, идеологической и нормативно-правовой природе.
Так, социальная природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия осуществляются в конкретно закрепленной форме: органов, учреждений, должностных лиц. Единственным источником государственной власти является легитимные и легальные институты управления обществом в рамках государства.
Политическая природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия в данном случае публичны, затрагивающие интересы и распространяющиеся на всех и каждого.
Идеологическая природа государственной власти отражает ее внутренний образ, именно она оправдывает и объясняет монопольное право государства на социальное насилие.
Нормативно-правовая природа государственной власти заключается в наличие иерархии нормативно-правовых актов, закрепляющих легальность, легитимность и порядок осуществления властных полномочий.
Осуществление государственной власти реализуется на основе принципов государственной власти, которые предопределяют функционирование основных институтов и органов власти.
Основополагающие принципы государственной власти:
1. Принцип суверенитета, который закрепляет верховенство, единство и независимость государственной власти.
2. Принцип легитимности, который закрепляет связь между народом и властью на основе согласия. Низкий уровень легитимности неукоснительно ведет к усилению силового блока и принятию решений с позиции силы.
3. Принцип легальности, который определяет необходимость четкого и неукоснительного соблюдения норм права со стороны государственных органов.
4. Принцип законности, который закрепляет такой политико-правовой режим
, при котором основой общественного бытия является строгое соблюдение предписаний нормативно-правовых актов со стороны всех участников общественных отношений.
5. Принцип иерархии, закрепляющий такую систему организации государственной власти, при которой властные институты находятся в позиции соподчинения.
6. Принцип разделения властей является одним из основных принципов осуществления государственной власти современных демократических государств, при котором ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) независимы друг от друга.
7. Принцип выборности и коллегиальности закрепляет базис, на основе которого наиболее важные государственные должности должны быть выборными, а значимые решения должны приниматься с учетом мнения общественной и на основе заключения экспертного сообщества.
8. Принцип профессионализма определяет позицию государственной власти к собственным кадрам, иными словами кадровый состав органов государственной власти должен обладать необходимыми знаниями и квалификацией, которая позволила бы решать им поставленные задачи.
Структура государственной власти раскрывает ее внутренние строение и иерархию, она может значительно различаться в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и формы правления.
В наиболее общем виде, в соответствии с принципом разделения властей мы можем выделить следующую структуру государственной власти большинства современных государства:
Законодательная власть – выборная власть, осуществляемая высшим законодательным органом на основе принципа профессионализма и коллегиальности.
Исполнительная власть – назначаемая власть, осуществляемая высшим должностным лицом государства, правительством и иными органами государственной власти.
Судебная власть – независимая власть, осуществляемая на основе принципа профессионализма специально уполномоченными на то органами и лицами. Судебная власть играет важную роль в системе сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти, выступает в качестве гаранта законности и справедливости в государстве.
Таким образом, с одной стороны, государственная власть является неотъемлемым свойством (и соответствующим признаком понятия) государства. С другой стороны, само государство – своеобразная форма организации государственной власти, непосредственный институционализированный ее носитель, ее «физическое», материально-предметное и организационное воплощение.