ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все основные идеи, высказанные за последние годы (дискуссии о путях социально-экономического развития страны в середине 50-х гг.), были включены в реформу. Это децентрализация управления, создание условий для обеспечения контролируемости работы хозяйственных органов снизу, обеспечение комплексного развития территорий, сокращение управленческого аппарата и др. Такая реорганизация системы управления дала импульс развитию экономики за счет снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления, усиления специализации и кооперирования в масштабах административно-экономических районов.Этот период интересен тем, что специалисты сделали любопытное наблюдение: в период, когда министерства фактически сложили свои полномочия, а совнархозы еще не оформились, т. е. в период, когда предприятия остались «бесхозными», большинство из них (предприятий) не только не сбились с производственного ритма, но стали работать значительно лучше.
Эффект сказался на всей промышленности. По оценкам некоторых исследователей, темпы роста промышленного производства и национального дохода были в 50-е гг. наивысшими за всю советскую историю. Рост промышленности в стране в этот период был выше, чем в ведущих капиталистических странах (кроме Японии).
Резкое падение темпов производства произойдет лишь в конце 60-х гг.
В целом эффект реформы все же оказался непродолжительным. Он проявлялся до тех пор, пока не оформились новые органы управления. При сохранении административно-командного механизма на место недостатков, присущих прежним формам управления, пришли новые, заявившие о себе, как только новые управленцы почувствовали себя «в своей тарелке». Так что вскоре пороки территориальной системы соединились с отраслевой несбалансированностью и местническими тенденциями совнархозов.
После неоднократных укрупнений совнархозов, после создания в центре многочисленных отраслевых комитетов возникла необходимость в их вертикальной централизации. В конечном итоге определяющей тенденцией стало восстановление ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления. Углубление процессов централизации и механический рост однородных организационных единиц в начале 60-х гг., сопровождавшийся падением темпов роста промышленности, и говорили о кризисе реформы 1957 г.
Но вернемся к вопросу о сельском хозяйстве. Время, о котором идет речь, известно более всего аграрными реформами Н. С. Хрущева.
2. Личные подсобные хозяйства и принципиальная позиция Н. С. Хрущева.
Проблемы личных подсобных хозяйств граждан - колхозников, рабочих совхозов, горожан - в аграрной политике Н. С. Хрущева занимали одно из центральных мест. Следуя известному марксистскому положению о преимуществе крупного общественного производства в сельском хозяйстве и неперспективности мелкособственнического производства, Хрущев отрицательно относился к тому, чтобы крестьянин-колхозник и, тем более, рабочий совхоза или горожанин вели личное подсобное хозяйство. Эта позиция была для Хрущева принципиальной, и свое мнение он убежденно отстаивал, неоднократно цитируя Ленина, который в условиях гражданской войны предложил ввести закон о социалистическом землеустройстве. По существу, закон этот категорически запрещал рабочим и служащим совхозов иметь собственных животных, птицу и огороды.
Голодающим сельским рабочим Петроградской губернии на вопрос «Зачем эта статья вошла в закон?» он (Ленин) объяснял так: «Чтобы создавать общий труд в общем хозяйстве. А если снова заводить огороды, отдельных животных, птиц и т. д., то, пожалуй, все вернется к мелкому хозяйству, как было до сих пор».
По личному указанию Сталина (особенно в последние годы его жизни) значительно было увеличено налоговое обложение крестьянских дворов. Наиболее разорительными для крестьян стали поставки государству натуральной продукции. Эти поборы были настолько обременительны, что владельцы приусадебных хозяйств вынуждены были забивать скот, вырубать деревья, каждое из которых облагалось налогом, даже если оно переставало плодоносить.
После смерти Сталина Наркомфин СССР осмелился представить новому главе правительства Маленкову (в 1953 г.) докладную записку о крайне обременительных для крестьян обложениях личных подсобных хозяйств: за период с 1949 по 1952 гг. общая сума налогов возросла с 8 645 млн. до 9 996 млн рублей, а по расчету на один Исходя из такой вот сложной ситуации с личными хозяйствами граждан, пришедший к власти Н. С. Хрущев проводит политику бережного отношения к деревне. На протяжении ряда лет (вплоть до 1958 г.), вопреки своим личным взглядам, он выступает с позиции активного защитника личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих совхозов и горожан.
Решением Пленума ЦК 1953 г. крестьянские приусадебные хозяйства были освобождены от мясопоставок; с них (ЛПХ) списали задолженности прошлых лет по ним. Таким образом были созданы условия для приобретения личного скота.
А 4 июня 1957 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о полной отмене обязательных поставок сельхозпродуктов государству подсобными хозяйствами колхозников, рабочих совхозов и горожан. Это был короткий период процветания личных подворий.
Вместе с тем это было время, когда началось разложение колхозного строя. Выдача паспортов крестьянам позволила им быть свободными и двинуться в города, где уровень жизни был гораздо выше. Ликвидация сталинской системы репрессий позволила крестьянам не бояться, что за невыполнение установленного числа «трудодней» последует серьезное наказание. Так был подорван важный стимул труда в общественном хозяйстве, а поскольку труд на личном подворье быстрее окупался и был гораздо выгоднее, значит, крестьяне с большим энтузиазмом работали на своем участке, а не в колхозах.
Такое положение дел в деревне не устраивало лидера партии, принципиальная позиция которого состояла в том, чтобы как можно скорее приблизиться к полностью обобществленному коммунистическому хозяйству. Это подтолкнуло Хрущева к активным действиям против личных крестьянских подворий.
И на декабрьском Пленуме ЦК КПСС 1958 г., обсуждавшем итоги развития сельского хозяйства за пять лет, в докладе Хрущева был поставлен вопрос о сокращении размеров приусадебных участков и численности индивидуального скота работников совхозов. «Наличие больших приусадебных участков и скота в личной собственности стало серьезным препятствием на пути развития производства», - сказал Н. С. Хрущев.
По мнению лидера партии, совхозы настолько окрепли, что имеют возможность обеспечить всех работников сельскохозяйственными продуктами. Поэтому он предложил совхозам (ссылаясь на инициативу рабочих и служащих передовых хозяйств) «постепенно, в течение ближайших лет, купить скот у своих рабочих и служащих».
Партийная директива установила конкретные сроки продажи скота - 2—3 г.
Говоря (в том же докладе) о личных подсобных хозяйствах колхозников, Хрущев сказал, что «доход, получаемый от личного подсобного хозяйства, составляет пока еще значительную долю в бюджете колхозной семьи
», но в то же время заметил, что «с ростом общественного хозяйства колхозов личное хозяйство постепенно утрачивает силу». При этом он сослался на пример колхозников из Курской области, которые по совету своего знаменитого земляка продали личный скот колхозу, а в результате стали жить лучше, и колхоз от этого тоже только выиграл.
«Но эту работу, - подчеркнул Хрущев, - надо проводить умело, не административным путем, не предписыванием сверху», а когда колхозники сами убедятся, что с продажей коров их материальное положение не ухудшится, а улучшится. Рекомендаций по этому вопросу постановление Пленума не содержало.
В результате особенно рьяные руководители некоторых колхозов встали на путь массовой скупки коров у колхозников. В феврале 1959 г., выступая перед партийными работниками и руководителями хозяйств (г. Рязань), Хрущев решительно осудил подобные действия руководителей «общественных хозяйств». «Это неправильно, - сказал он, - на такое мероприятие можно пойти лишь в тех колхозах, где хорошо развито общественное животноводство, где можно удовлетворить потребности колхозников в молоке».
Проблемы в сельском хозяйстве были настолько болезненны, так много занимали Н. С. Хрущева, что даже на совещаниях, собираемых по другому поводу, по другим проблемам, всегда затрагивались вопросы, имеющие отношение к сельскому хозяйству. Так, на июньском Пленуме ЦК КПСС 1959 г., когда предстояло обсуждение вопросов об ускорении технического прогресса в промышленности и строительстве, Хрущев посчитал нужным высказаться по вопросам сельского хозяйства, «имеющим весьма важное значение», по которым состоялся «обмен мнениями в президиуме ЦК». Он предложил принять закон, который запрещал горожанам содержать скот - коров, коз, свиней.
Освобожденные от обязательных поставок государству своей продукции, владельцы личных подворий в городах и поселках увеличили поголовье скота. Хрущев увидел в этом большую опасность. «...Были открыты каналы для скармливания горожанами огромного количества хлеба скоту», - сказал он.
Полагая, что повышение цен на хлеб - мера политически неправильная, поскольку затрагивает интересы миллионов трудящихся, - он стремился убедить всех в необходимости принятия того закона, о котором говорил.
Хрущев выразил уверенность в том, что удовлетворить потребности государства в продуктах животноводства можно за счет колхозов и совхозов, т. е. обойтись без скота горожан. Особо было сказано о козах, которые, по его мнению, являлись «врагами городских парков». Таким образом Н. С. Хрущев предложил принять закон, Несколько позднее, в первой половине августа 1959 г., были приняты Указы Президиумов Верховных Советов Союзных Республик о запрещении содержания скота в личной собственности горожан, проживающих в городах и рабочих поселках.
Еще не были приняты соответствующие законодательные акты, а реализация директив уже началась, причем с грубейшим нарушением даже тех указаний, которые содержались в докладе Н. С. Хрущева на декабрьском Пленуме ЦК КПСС 1958 г. «Закупки» у колхозников производились таким образом, что фактически скот из личных подсобных хозяйств скупался за бесценок и сдавался в счет выполнения обязательств колхозов по мясозаготовкам. А от рабочих совхозов вообще требовали сдать скот в течение нескольких месяцев, угрожая в случае отказа лишить их выпасов.
Вскоре от рабочих совхозов посыпались письма с жалобами на самоуправство местных властей и руководителей хозяйств. Последовавшие за тем «принятые меры» носили характер формальный: с жалобами разбирались те, на кого жаловались. Но ЦК партии получил заверение (а фактически - отписки «нужного содержания») в том, что меры к устранению недостатков приняты.Заведующий сельхозотделом ЦК по Союзным Республикам Ф. Крестьянинов уведомил Хрущева в том, что «в большинстве писем трудящихся горячо одобряются» его планы по запрещению владения скотом в городах и поселках.Однако это было мнение лишь тех граждан, кто не имел личного скота и подворий. В письмах трудящихся были, разумеется, и другие отклики, но о них решено было умолчать. Это, безусловно, было серьезной ошибкой. Хрущев поддался гипнозу самообмана, убеждая себя и других в том, что личные подсобные хозяйства быстро теряют свое значение, уступая место общественному хозяйству. Для этого у него были данные о товарном производстве общественных хозяйств, о росте удельного веса колхозов и совхозов в поставках продукции государству, о роли социалистического сектора в снабжении страны продуктами; сведения о валовой продукции личных подсобных хозяйств, между тем, игнорировались.