Файл: Введение с xviii века происходит неуклонное развитие капитализма в странах Европы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ученые степени получало и какое-то число малообеспеченных лиц, которые случайно прорывались через экзаменационные препоны, поддерживая тем самым иллюзию о равных возможностях для представителей всех социальных слоев.
Большая часть шэньши не занимала никаких чиновничьих постов, оставалась дома, пользовалась привилегиями, связанными с принадлежностью к ученому сословию, вершила местными общественными делами и являла собой влиятельную силу, на которую опирались власти.
Шэньши были важной составной частью господствующего класса феодалов, наследниками и хранителями его традиций. Хотя привилегированное положение открывало им широкие возможности для обогащения, тем не менее, подобно другим сословиям, они были неоднородны в имущественном отношении.
Верхушку класса феодалов составляла маньчжурская феодальная аристократия во главе с императором.
Маньчжуры- небольшая по численности народность, заселявшая северо-восточную часть территории современного Китая,- в середине XVII века завоевали Китай. Войдя в союз с китайскими феодалами, они подавили народные восстания, в результате которых была свергнута китайская династия Мин ( 1368-1644), и установили собственную династию Цин (1644- 1911). Маньчжуры по праву завоевателей обеспечили себе привилегированное положение. Им предоставлялось предпочтительные возможности в различных областях деятельности. Многие из них получали в той или иной форме подачки от казны. За одно и то же преступление они несли более легкие наказания, чем китайцы и представители других народностей. К тому же их дела рассматривали специальные суда, которые могли судить и китайцев, тогда как обычные суды, где разбирались дела китайцев, не имели права судить маньчжуров.
Хотя формально признавался паритет в распределении чиновничьих должностей между маньчжурами и китайцами, однако фактические наиболее важные посты в центральном государственном аппарате, состоявшем из шести палат-министерств и ряда других ведомств, занимали представители маньчжурской знати. Они же преобладали в высших совещательных органах при особое императора- в государственном и военном советах. Высшие посты на местах- наместники, военные и гражданские губернаторы провинций, провинциальные казначеи и т.д. Они большей частью также замещались представителями маньчжурской династии.
Главное военной опорой Цинской династии были восьмизнаменные войска, состоявшие из маньчжуров, монголов и потомков тех китайцев, которые в свое время деятельно помогали маньчжурам в завоевании Китая. Эти войска насчитывали 262 тыс. человек. Примерно половина их размещалась в районе Пекина, а остальные располагались гарнизонами в провинциальных центрах и важных стратегических пунктах. Служба в них была наследственной. Восьмизнаменные войска обеспечивались всем необходимым гораздо лучше, чем другие. Их офицеры и солдаты наделялись из казны довольно крупными земельными участками, которые они обычно сдавали в аренду китайским крестьянам. Будучи привилегированной паразитической кастой, офицеры и солдаты
восьмизнаменных войск проводили время в праздности, попойках, азартных играх и разврате, что не могло не сказываться самым отрицательным образом на их дисциплине и боеспособности. Кроме того, во всех провинциях имелись так называемые войска зеленого знамени (всего 660 тыс. человек). Их рядовой состав состоял из наемников-китайцев, а командный- из маньчжуров и китайцев.
Они не получали из казны земельных наделов, вооружались и снабжались хуже, чем восьмизнаменные войска, и также не отличались высокой дисциплиной и боеспособностью. И наконец, в сельских районах шэньши и помещики нередко создавали по своей инициативе вооруженные дружины (туань лянь) для поддержания порядка и оказания помощи цинским властям в борьбе против народных восстаний. Вместе с тем правящая маньчжурская верхушка всячески использовала для освещения и увековечения своей власти широко распространенную в старом Китае конфуцианскую идеологию.
Привилегированное положение маньчжуров, сосредоточение государственной власти в руках маньчжурской знати, введение некоторых унизительных для китайцев обычаев (выбривание у мужчин передней части черепа и ношение косы), а также беспощадные расправы цинских властей с китайскими патриотами не могли не вызывать справедливое недовольство и возмущение в массах китайского народа. Тем более что еще не были забыты чудовищные зверства, которыми сопровождалось маньчжурское завоевание Китая.
Китай во времена Цинской династии по-прежнему оставался тюрьмой для многочисленных малых народностей, населявших страну.
Эксплуатируемые своей феодальной верхушкой, эти народности одновременно подвергались гнету и притеснениям китайских помещиков и цинских властей и не раз поднимались на вооруженную борьбу против национальных угнетателей.
Что же касается системы власти Цинской империи, то она была построена по образцу государственных учреждений династии Мин. Основой политики маньчжуров являлся союз с китайскими феодалами-изменниками (принадлежавшими к чиновной бюрократии) в целях совместного угнетения народных масс. Хоть они на словах постоянно твердили, что китайцы и маньчжуры «являются членами одной семьи», в действительности маньчжуры повсюду имели преимущество над китайцами.
В Цинской империи можно различить две важнейшие категории государственных учреждений: центральная власть и местные власти.
Центральная власть
В первые годы после воцарения династии Цин наибольшей властью обладало Собрание князей и министров, возникшее из имевшегося прежде у маньчжур совета родовой знати. Собрание князей и министров находилось в руках маньчжурской аристократии, китайцам в нем не было места. В 30-х годах XVIII века военные и административные права перешли к Цзюньцзичу (Управление военных и политических дел) и маньчжурские министры и князья ведали важными и тайными делами, занимая места цзюньцзидачэнь (министров военных и гражданских дел).
Роль кабинета министров играл «любу» («шесть министерств»):
1)министерство личного состава и аттестаций
2)министерство финансов
3)министерство церемоний
4)военное министерство
5)министерство юстиции
6)министерство общественных работ.
Это были высшие административные органы. Каждое министерство возглавляли министр и два его заместителя. Хотя должности эти замещались на равных началах маньчжурами и китайцами, однако вся реальная власть находилась в руках маньчжур.
Контролем и юстицией ведали главный ревизор (дучаюань) и верховный суд (далисы). Палата по делам вассальных территорий (лифаньюань) управляла районами национальных меньшинств. В этих органах власти высшие чиновные должности поровну занимали либо маньчжуры и китайцы, либо маньчжуры и монголы. Реальная власть также принадлежала маньчжурам.
Местные власти
Вся страна была разделена на 18 провинций. Провинции были разделены на более мелкие административные районы: фу (область), чжоу (округ), сянь (уезд), и т.д. Во главе каждой провинции должны были стоять сюньфу (военный губернатор) и бучжэнци (гражданский губернатор). Над ними стоял цзунду (наместник), который, совмещая управление военными и гражданскими делами, возглавлял несколько провинций. Например, провинции Цзянсу, Цзянси и Аньхуэй составляли область Лянцзян, подчиненную одному наместнику; провинции Гуандун и Гуанси объединялись в область Лянгуан под властью одного наместника. Наместник столичной провинции Чжили управлял только одной провинцией. В местных органах власти средние и низшие должности обычно занимали китайцы, а высшие- маньчжуры.
Цинское правительство разделило все должности по степени их важности на 4 разряда: места для маньчжур, места для монголов
, места для
«ханьцзюнь» (китайцев, зачисленных в состав маньчжурских войск) и места для китайцев. Самые выгодные места (например, должности кассиров в государственных учреждениях- ямынях) полностью замещались маньчжурами. Монголам предоставлялись второстепенные должности, ханьцзюнь- третьестепенные, а прочим китайцам- самые плохие. Иногда разрешалось места, предназначенные для маньчжур, занимать монголам или ханьцзюнь, прочие же китайцы, как правило, не допускались к занятию этих должностей. Что же касается провинциальных должностей, то здесь маньчжурам и монголам разрешалось занимать места, предназначенные для китайцев, однако китайцам категорически воспрещалось занимать места маньчжур и монголов.
Таким образом, классовое и национальное угнетение, переплетаясь, опутало китайский народ сетью жестокой эксплуатации и репрессий. В условиях господства черной реакции в Китае долгое время не имелось возможности для сколько-нибудь значительного развития капиталистических отношений. Именно поэтому иностранные капиталисты смогли проникнуть в Китай и, объединившись с господствующими в Китае феодалами, стали еще более жестоко угнетать китайский народ. Но с этим не мог примириться китайский народ, обогащенный революционными традициями. Поэтому, начиная с первой «опиумной» войны он развернул упорную, прогрессивную борьбу против иностранной агрессии и феодализма.
ЛАВА II. ПЕРВАЯ ОПИУМНАЯ ВОЙНА: ПРЕДПОСЫЛКИ, ХОД И ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
2.1Попытки проникновения западных держав
В начале Цинской эпохи торговые позиции Португалии, Испании и Голландии в Китае постепенно ослабели. Главную агрессивную роль в Китае стали играть Англия, а за ней США и Франция.
В конце XVIII-начале XIX века капитализм утвердился в ряде стран Европы и Америки, что оказало большое влияние и на Китай. Развивавшаяся с каждым днем машинная индустрия нуждалась в сбыте своих дешевых промышленных товаров. Наиболее развитый в экономическом отношении английский капитализм лихорадочно ищет новые рынки. Английские колонизаторы, захватившие Индию, обращают жадные взоры на богатства Китая, на его обширный рынок. Английская Ост-Индская компания, монополизировавшая торговлю с Востоком, была основной организацией, развертывавшей английскую экспансию в Азии и потому пользовалась максимальной поддержкой своего правительства.
Маньчжурское правительство со своей строгостью проводило политику изоляции, капиталистические же государства во главе с Англией с еще большей настойчивостью стремились открыть двери Китая, чтобы сбывать там свои товары, а затем поработить китайский народ.
И вот, в 1792 году буржуазное правительство Англии направляет в Китай миссию лорда Джорджа Маккартни, чтобы для начала попытаться добиться торговых привилегий методами дипломатии. На другой год миссия Маккартни прибыла в Пекин. Маньчжурское правительство отвергло его требование об «открытии торговли», имевшее агрессивный характер.
Лорд Джордж Маккартни выдвинул от имени английского правительства следующие требования:
1)учредить в Пекине торговое представительство
2)открыть помимо Гуанчжоу, другие порты для торговли с англичанами (Нинбо, Динхай, Тяньцзинь)
3)построить на отдельном острове близ архипелага Чжоушань склад для хранения английских товаров
4)снизить таможенные тарифы и прекратить взимание пограничных пошлин в районе Макао и Гуанчжоу
5)разрешить англичанам свободу передвижений и поселений в каком- либо пункте Гуандуна или в Макао
6)ликвидировать Гунхан (китайская купеческая корпорация, учрежденная правительством в 1720 году в Гуанчжоу. Только через Гунхан должны были осуществляться все деловые связи европейцев с Китаем).