Файл: Введение с xviii века происходит неуклонное развитие капитализма в странах Европы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем, будучи представителем класса китайских феодалов, Линь Цзэ-сюй не смог преодолеть своей ограниченности, являвшейся порождением традиционной системы конфуцианского образования и длительной изоляции цинского Китая от внешнего мира: у него отсутствовало реальное представление о международных отношениях и действительной роли Китая в мировой политике. Как и большинство современных ему государственных деятелей Китая, Линь Цзэ-сюй верой и правдой служил цинскому двору.
В 1838 году, находясь на посту наместника провинций Хунань и Хубэй, Линь Цзэ-сюй последовательно проводил политику запрещения торговли и курения опиума. У населения Учана, Ханькоу и других городов этих провинций были конфискованы опиум, опиумные трубки и прочие принадлежности для опиумокурения. Линь Цзэ-сюй неоднократно докладывал цинскому двору о губительном влиянии опиумной торговли на все слои китайского общества и о принятых им мерах по пресечению курения опиума. В докладах трону он обращал внимание императора на необходимость полного искоренения опиумокурения в масштабе всей страны. Изучив предложения Линь Цзэ-сюя, император вызвал его в Пекин и дал ему аудиенцию, а 31декабря 1838 года назначил Линь Цзэ-сюя императорским особоуполномоченным в провинции Гуандун с широкими полномочиями для проведения расследования и принятия неотложных мер по борьбе с контрабандой торговлей опиумом. Находясь в Пекине, Линь Цзэ-сюй ознакомился с докладами, поступавшими от гуандунских чиновников, чтобы лучше уяснить обстановку на юге страны.
В январе 1839 года власти этой провинции специальным уведомлением сообщили иностранным торговцам о скором прибытии туда императорского особоуполномоченного по борьбе с опиумом. Иностранные опиумоторговцы, предупрежденные заранее и полагавшие, что меры Линь Цзэ-сюя буду носить лишь временный характер, решили выждать: с 26 января по 10 марта 1839 года, то есть до приезда императорского особоуполномоченного в Гуанчжоу, 22 иностранных торговых судна, груженных контрабандным опиумом, снялись с якоря и ушли в открытое море.
Прибыв в Гуандун, Линь Цзэ-сюй энергично взялся за проведение в жизнь мероприятий по запрещению опиума. План его действий сводился к двум основным моментам: уничтожить весь имевшийся запас опиума и впредь не допустить его ввоза в страну. Прежде всего императорский особоуполномоченный приказал выявить все гуандунские опиекурильни и их хозяев, а также китайских опиумоторговцев. Затем он принял решение конфисковать опиум у иностранных контрабандистов, так как основные запасы его находились на судах и складах иностранных купцов. Линь Цзэ- сюй считал, что, если ограничиться только изгнанием иностранных кораблей с гуандунских рейдов, это не даст желаемого результата, так как через китайских посредников, которые станут на своих судах выходить в открытое море и там вступать в торг с иностранцами, опиум по-прежнему будет проникать в страну. 18 марта 1839 года он объявил китайским и иностранным купцам о том, что весь опиум, находящийся на территории провинции или в китайских водах, надлежит сдать местным властям.
Одновременно, чтобы воспрепятствовать контрабандной торговле этим наркотиком, Линь Цзэ-сюй потребовал от всех иностранных купцов подписать обязательство об отказе торговать опиумом в Китае. В случае его нарушения нелегальный товар подлежал конфискации, а лицо, ответственное за это- наказанию. Временно была приостановлена вся внешняя торговля.
Иностранным купцам, находившимся в Гуанчжоу, запрещался выезд из города до сдачи всех запасов опиума. Были приняты меры, пресекавшие общение иностранцев с местным населением.
марта английские купцы согласились выдать лишь 1037 ящиков опиума. Однако Линь Цзэ-сюй отказался принять их, настаивая на передаче всех запасов наркотика. Китайским служащим и прислуге было велено покинуть иностранные фактории, которые по приказу императорского особоуполномоченного с 23 марта 1838 года подверглись блокаде. 24 марта из Аомэня в Гуанчжоу прибыл главный инспектор (суперинтендант) английской торговли в Китае Чарльз Эллиот. На все его просьбы разрешить британским купцам выехать из Гуанчжоу Линь Цзэ-сюй отвечал категорическим отказом, и тот был вынужден пойти на уступки, заставив английских купцов сдать опиум гуандунским властям. 28 марта Чарльз Эллиот официально заявил об этом императорскому особоуполномоченному.
В апреле 1839 года Линь Цзэ-сюй в своем послании английской королеве сообщил ей о запрещении потребления опиума в Китае и потребовал прекращения производства этого наркотика как в самой Англии, так и в землях, находящихся в ее подчинении.
Линь Цзэ-сюй, наместник Лянгуана Дэн Тин-чжэнь, командующий морскими силами провинции Гуандун адмирал Гуань Тянь-пэй и другие высшие провинциальные чины приняли личное участие в акте конфискации иностранного опиума, сдача которого происходила с 13 апреля по 21 мая
года близ Хумэня, где были сосредоточены китайские военные корабли. Туда же перебросили отряды войск из нескольких уездов Гуандуна. Для приема опиума в Хумэнь прибыли специально уполномоченные чиновники. Всего было конфисковано 19187 ящиков и 2119 тюков опиума, за каждый ящик или тюк которого Линь Цзэ-сюй предложил иностранным купцам компенсацию в размере 5 цзиней (т.е. около 3 кг) чайного листа.
Первоначально весь изъятый опиум предполагалось отправить его в Пекин, но потом было решено уничтожить его на месте, в Гуандуне. Такая мера диктовалась не только трудностями, связанными с транспортировкой большого количества грузов: по мнению сторонников запрещения опиума, сам акт его уничтожения на глазах у населения провинции, наиболее подверженной опиумокурению и развращенной доходами от опиумной контрабанды, а также иностранцев, незаконно доставлявших этот товар в Китай, должен был иметь большое моральное воздействие.
В Хумэне были вырыты огромные ямы, и 3 июня 1839 года по приказу Линь Цзэ-сюя началось уничтожение конфискованного опиума. В заполненные водой ямы высыпали большое количество соли, затем туда выбросили из ящиков и тюков опиум. В течение нескольких часов он пропитывался соленой водой, после чего был сверху засыпан негашеной известью. Оставшийся опиум сожгли. При этом акте присутствовали: Линь Цзэ-сюй, Дэн Тин-чжэнь, Гуань Тянь-пэй, губернатор Гуандуна И Лян, начальник области Гуанчжоу Юй Бао-чунь и другие представители гуандунских властей. По распоряжению Линь Цзэ-сюя местные чиновники поочередно приезжали в Хумэнь, чтобы собственными глазами увидеть это необычайное зрелище. Жители прилегавших районов и иностранцы также имели возможность наблюдать процесс уничтожения опиума, закончившийся
Затем Линь Цзэ-сюй опубликовал правила досмотра китайскими чиновниками всех иностранных торговых судов, прибывавших в воды провинции Гуандун. К торговле допускались только те корабли, на которых запрещенный наркотик не был обнаружен.
Однако требование Линь Цзэ-сюя о том, чтобы капитаны иностранных судов подписали обязательства впредь не торговать опиумом, было категорически отвергнуто Чарльзом Эллиотом. После сдачи опиума все британские подданные во главе с суперинтендантом переехали из Гуанчжоу в Аомэнь.
Взаимоотношения гуандунских властей с англичанами еще более обострились после инциндента, происшедшего 7 июля 1839 года на полуострове Цзюлун (Коулун). В тот день группа английских моряков затеяла драку с китайцами и ранила несколько человек, один из которых, крестьянин по имени Линь Вэй-си, вскоре скончался. Чарльз Эллиот, выступив в роли главного судьи, инсценировал суд над виновниками убийства. Пять моряков были приговорены к незначительному штрафу и нескольким месяцам тюремного заключения, которое они должны были отбыть по возвращении на родину. Гуандунские же власти потребовали, чтобы виновные предстали перед китайским судом, поскольку убийство
было совершено на территории Китая, где английские законы не имели силы. Эллиот отклонил это требование. Тогда 15 августа Линь Цзэ-сюй приказал отозвать китайскую прислугу, состоявшую на службе у англичан, бойкотировать британские товары и прекратить доставку продовольствия англичанам, которые после 25 августа были вынуждены покинуть Аомэнь и, перебравшись на свои корабли, уйти в открытое море.
2.3 Развязывание Англией военных действий в Китае. Англо-китайские переговоры в Гуанчжоу
Конфискация контрабандного опиума, по мнению английского правительства и стоявшей за ним торгово-промышленной буржуазии, была достаточным предлогом для развязывания войны против Китая. Английская буржуазия развернула широкую петиционную кампанию, ратуя за отправку в Китай военной эскадры. Около 300 торговых фирм Манчестера, Лондона, Лидса, Ливерпуля, Блэкбурна и Бристоля, связанных с текстильной промышленностью, имели своих агентов и товары в Гуанчжоу. Они потребовали от Пальмерстона немедленного вмешательства в торговые дела
с Китаем. В петиции правительству, составленной 30 сентября 1839 года 39 фирмами Манчестера, говорилось о важности китайского рынка для английской промышленности.
В начале октября с подобными требованиями обратились к Пальмерстону 96 торговых домов Лондона, то есть большинство торговцев Сити, связанных с китайским рынком, 52 фирмы Ливерпуля и торговые круги городов Лидс и Бристоль.
Еще более энергично действовали английские купцы, находившиеся в Гуанчжоу. Через своего лондонского представителя Дж. Абеля Смита они поставляли министерству иностранных дел Великобритании информацию о положении в Китае и таким образом значительно влияли на политику, проводимую английским правительством по отношению к этой стране.
Вскоре после конфискации опиума они направили в Англию депутацию, которая должна была убедить правительство в том, чтобы оно потребовало от китайцев компенсации в размере стоимости уничтоженного опиума (20 млн. долларов).
В конце сентября 1839 года Уильям Джардин, владелец одной из самых крупных торговых компаний в Китае, был принят Пальмерстоном.
октября он предложил министру иностранных дел Великобритании план вооруженной блокады наиболее важных портов китайского побережья и дипломатического нажима на Китай путем предъявления цинскому правительству следующих требований:
1)принести извинения за оскорбления, нанесенные английским подданным в Гуанчжоу
2)выплатить компенсацию за опиум, конфискованный Линь Цзэ-сюем у английских купцов
3)заключить с Англией торговый договор
4)открыть для внешней торговли четыре морских порта: Фучжоу, Нинбо, Шанхай и Цзяочжоу
5)до принятия китайской стороной перечисленных выше условий английские войска временно оккупируют Чжоушаньский архипелаг и остров Сямэнь (Амой).