Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
установлению новых параметров согласия, в рамках которых будут строиться взаимоотношения.
Так как согласие возможно при условии отказа индивидов от некоторой части своих личных интересов, то это становится основой развития противоречий в рамках института. Противоречие между общим и частным интересом может проявляться как конфликт между требованиями институционального субъекта и потребностями институционального агента, институтом и его организациями. Обособление подавляемых частных интересов проявится как конфликт между формальными и неформальными институтами.
Противоречия, принимая форму конфликтов, разрешаются посредством регламентации взаимодействий и обеспечения возможностей достижения целей всеми участниками институционального процесса. Но если конфликт и преодолен, то это не означает, что между сторонами установилось равновесие и наблюдается гармонизация интересов. Институт, отражая в нормах и правилах групповые предпочтения субъектов, не может принуждать некоторых субъектов к их соблюдению. Принуждение, заставляя их подчиняться, не снимает противоречий, лежащих в основе конфликта. Разрешение одного противоречия порождает другие, и процесс превращается в процесс постоянного поиска согласия, компромиссов, взаимных уступок всех участников. Консервативность институтов позволяет осуществляться переменам в обществе лишь в том случае, когда новые представления овладевают умами большинства индивидов или станут преобладающими в ведущей социальной группе. В противном случае утверждение новых институтов общества не найдет поддержки большинства индивидов, и произойдет регресс во взглядах, возвращение к той позиции, которая была понятна в течение долгого времени.
Траектория институциональных изменений - это последовательность изменений, которые претерпевает базовый институт. Изменяются правила и привычки, появляются изменения и поправки к действующим законам. Понятие, траектория институциональных изменений, было введено в экономическую теорию Полом Дэвидом и Брайаном Артуром. Данное понятие имеет значение, как в общетеоретическом, так и в практическом плане, как инструмент для выработки практических рекомендаций. Возникающие изменения носят не произвольный характер и подчиняются определенной институциональной инерции, которая существенно может зависеть от общей траектории предыдущего развития. В качестве примера можно привести Англию и Испанию. В XVI-XVII веках обе страны обладали стабильным равенством потенциалов, однако к XIX веку Англия занимает первое место среди развитых стран мира, в то время как Испания становится одной из отстающих стран Европы. Главную роль в этом сыграли взаимоотношения королевской власти и дворянства. Парламент Англии, представляющий интересы активного дворянства, ограничил власть короля в распоряжении доходами и имуществом страны, что позволило осуществлять выгодные инвестиции в развитии экономики. Сами по себе институты не являются способами государственного регулирования экономики, но они могут, как стимулировать, так и подавлять деловую активность.
Так как согласие возможно при условии отказа индивидов от некоторой части своих личных интересов, то это становится основой развития противоречий в рамках института. Противоречие между общим и частным интересом может проявляться как конфликт между требованиями институционального субъекта и потребностями институционального агента, институтом и его организациями. Обособление подавляемых частных интересов проявится как конфликт между формальными и неформальными институтами.
Противоречия, принимая форму конфликтов, разрешаются посредством регламентации взаимодействий и обеспечения возможностей достижения целей всеми участниками институционального процесса. Но если конфликт и преодолен, то это не означает, что между сторонами установилось равновесие и наблюдается гармонизация интересов. Институт, отражая в нормах и правилах групповые предпочтения субъектов, не может принуждать некоторых субъектов к их соблюдению. Принуждение, заставляя их подчиняться, не снимает противоречий, лежащих в основе конфликта. Разрешение одного противоречия порождает другие, и процесс превращается в процесс постоянного поиска согласия, компромиссов, взаимных уступок всех участников. Консервативность институтов позволяет осуществляться переменам в обществе лишь в том случае, когда новые представления овладевают умами большинства индивидов или станут преобладающими в ведущей социальной группе. В противном случае утверждение новых институтов общества не найдет поддержки большинства индивидов, и произойдет регресс во взглядах, возвращение к той позиции, которая была понятна в течение долгого времени.
-
Траектория институциональных изменений
Траектория институциональных изменений - это последовательность изменений, которые претерпевает базовый институт. Изменяются правила и привычки, появляются изменения и поправки к действующим законам. Понятие, траектория институциональных изменений, было введено в экономическую теорию Полом Дэвидом и Брайаном Артуром. Данное понятие имеет значение, как в общетеоретическом, так и в практическом плане, как инструмент для выработки практических рекомендаций. Возникающие изменения носят не произвольный характер и подчиняются определенной институциональной инерции, которая существенно может зависеть от общей траектории предыдущего развития. В качестве примера можно привести Англию и Испанию. В XVI-XVII веках обе страны обладали стабильным равенством потенциалов, однако к XIX веку Англия занимает первое место среди развитых стран мира, в то время как Испания становится одной из отстающих стран Европы. Главную роль в этом сыграли взаимоотношения королевской власти и дворянства. Парламент Англии, представляющий интересы активного дворянства, ограничил власть короля в распоряжении доходами и имуществом страны, что позволило осуществлять выгодные инвестиции в развитии экономики. Сами по себе институты не являются способами государственного регулирования экономики, но они могут, как стимулировать, так и подавлять деловую активность.