Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.

Институционализм как самостоятельное течение возник в США в начале ХХ века. Основоположник институционализма - крупный американский экономист, социолог Т. Веблен (1857-1929). Основные исследования Веблена связаны с теорией общественной эволюции. Социально-правовое направление раннего институционализма представлено в работах известного американского экономиста Джона Р. Коммонса (1862-1945). Лидером эмпирического направления раннего институционализма стал известный американский экономист Уэлси К. Митчелл (1874-1948).

Институционализм возник в США, а затем получил широкое распространение во многих странах мира. Название этого направления произошло от латинского слова институция - образ действия, обычай, порядок, установление. Под институтами понимаются не только тенденции и обычаи, но и результаты их, выраженные в форме государственных и политических учреждений и организаций, законодательных норм, организационно-правовых форм предпринимательства. К институтам относят также экономические явления как государство, семья, нравы, право, частную собственность и др. Сущность институционализма как направление экономической теории состоит в обосновании необходимости использования различных институтов (государства, права, стоимости, цены и т.д.) для государственного контроля над экономикой. Институционалисты одними из первых выступили с идеей государственного контроля над экономикой и в теоретическом плане подготовили определенную платформу для последующего распространения кейнсианства. На формирование и развитие этого направления существенное влияние оказали условия экономического развития конца 19 и начала 20 века. Это процесс перехода экономики свободной конкуренции в монополистическую стадию. Усилились концентрация производства и капитала, централизация банковского капитала. В результате капиталистическая система, прежде всего американская, как наиболее развитая, породила острые социальные противоречия. Экономику стали потрясать периодические кризисы и старые традиционные теории не могли дать ответа на меры, необходимые для выхода из кризиса. Поэтому представители нового направления ставили задачу: выступить оппонентом монополистическому капиталу, разработать концепцию защиты "среднего класса” посредством реформирования в первую очередь экономики, поиск различных вариантов государственного контроля над экономикой, усиления экономической роли государства.


Этапы развития институционализма

Институционализм в своем развитии прошел 3 этапа. Родоначальники первого этапа институционализма - Т. Веблен, Джон Коммонс, Уэлси Митчелл. Это ранний период институционализма и его представители предложили различные способы "социального контроля”. Так, Т. Веблен выступил с программой передачи власти инженерно-технической интеллигенции, считая ее самостоятельной движущей силой социально-экономического роста. Д. Коммонс считал, что с повышением роли государства и его вмешательством в экономику, правительство сможет обеспечить баланс интересов различных слоев общества. У. Митчелл отстаивал возможность устранения кризисов за счет использования государственных расходов, выступал за организацию национального планирования.Они считали, что прошел период "рыночного равновесия” и "гармонии интересов” и призывали к новым практическим результатам в теории и изучении социально-экономических процессов на макроуровне. Второй этап развитияинституционализма- послевоенный период до середины 60-70-х годов ХХ века..

Второй этап - 20-30-е годы ХХ века - характеризуется широким распространением институционализма и его значительным влиянием на развитие общества. Это период усиления экономической роли государства, подготовка условий для последующего распространения кейнсианства. Во втором этапе развития институционализма можно выделить период 40-50х годов, когда влияние этого направления несколько уменьшилось в связи с активным развитием кейнсианства и разработки конкретных практических рекомендаций государственного регулирования экономики.

Начиная с 60-70-х годов вновь усилилось влияние институционализма и в настоящее время он является одной из теоретических основ государственной экономической политики многих стран мира. Его представителями являются американские экономисты Дж. Гэлбрейт, Джеймс Бью Кеннен, Дж. Кларк, Минз и др. Отдельные идеи институционализма встречаются у У. Ростоу, Дж. Робинсон. На формирование идей неоинституционализма середины 60-х годов существенное влияние оказало развертывание научно-технической революции. Современные институционалисты рассматривают НТР как средство обеспечения бескризисного развития и трансформации капитализма, преодоления имеющихся противоречий. На основе этих взглядов развились идеи "стадии экономического роста”, "нового индустриального” и "постиндустриального общества”. Представителем этого современного направления является американский экономист Дж. Гэлбрейт, автор работ "Новое индустриальное общество”, "Общество изобилия” и др. Эволюцию техники Гэлбрейт считает главным источником развития общества, она ведет к трансформированию индустриальной системы, основу которой представляет крупная корпорация. Благодаря наличию зрелой корпорации современная экономика делится на 2 неравнозначных сектора: "планирующую систему” и "рыночную систему”. Он считал, что существуют глубокие различия между предприятием, находящимся полностью под контролем отдельного лица и фирмой, которая не может существовать без организации. Эти различия стеной отделяют "двенадцать миллионов мелких фирм (то есть рыночную систему) от тысячи гигантов, входящих в планирующую систему.Он большое внимание уделяет категории экономической власти, то есть контролю над ценами, издержками, потребителями, экономической средой. Он считает, что такая власть в современных условиях существует только в крупных корпорациях. Рыночная система, включающая в себя мелкие фирмы, несовершенна по сравнению с планирующей системой. Она не может влиять на цены или на политику правительства, здесь нет мощных профсоюзов, рабочие получают здесь низкую зарплату.



Главным в концепции Гэлбрейта является анализ планирующей системы и её основного звена - "зрелой корпорации”. Основой ее служит "соединение передовой техники с массированным применением капитала”. Со временем отдельные предприниматели постепенно теряют единоличный контроль над корпоративной собственностью. Власть в корпорации неизбежно переходит к специальной группе людей, которые направляют деятельность предприятия, являются его мозгом. Такую группу людей Гэлбрейт называет техноструктурой. Техноструктура — это целая совокупность ученых, инженеров и техников, менеджеров, экономистов, маркетологов, специалистов по финансам и рекламе, адвокатов, управляющих, администраторов. Гэлбрейт приходит к выводу, что планирование - объективная потребность современной промышленности. Идея замены рыночной стихии промышленным планированием широко используется Гэлбрейтом в обосновании процесса трансформации капитализма в новое индустриальное общество. Необходимо проведение в нем регулирования цен, обеспечить гарантированный минимум дохода, поддержку организации рабочих профсоюзов, увеличить зарплату, проводить льготную политику в обеспечении рыночной системы капиталом, новой техникой. Таким образом, Гэлбрейт конкретизировал содержание своей реформаторской программы,рассматривая понятие "социализм” как средство управления и контроля (без коренной и насильственной ломки современной системы западной экономики).

  1. Методология институционного исследования

Основу методологии институционализма составляет расширенная трактовка предмета политической экономию. Предполагается расширение рамок экономической теории, и она тесно связывается с другими общественными дисциплинами - социологией, политологией, психологией, правом и др. В предмет экономической науки институционализм включает и поведение человека, и политику, и право.

К «институтам» идеологии институционалисты относят самые разнообразные категории и явления. Например, государство, семья, предпринимательство, монополии, профсоюзы, религию, нравы, эволюцию экономики. Они выдвинули методологический принцип - принцип историзма, который выражается в стремлении выявить движущие силы и факторы развития, основные тенденции общественной эволюции. Если представители классической школы придерживались "чисто экономической науки”, то институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными затратами считают также духовные, моральные, правовые и др. Другими словами институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. Методология институционализма вытекает из критического взгляда предшествующей буржуазной экономической науке, неудовлетворительностью высоким уровнем абстракции, за анализ капитализма в статике, а не в динамике, с критикой идеи "гармонии интересов”.институционализм родоначальник детерминизм


Институционалисты призвали к изучению конкретной действительности, микроэкономических процессов, к изучению и обобщению фактов. Это связано со стремлением институционализма не просто констатировать факты, а дать конкретные практические рекомендации по решению социально-экономических проблем государства. Характерной чертой институционализма является признание противоречий капитализма, противоречий между интересами общества и интересами бизнеса. Разрешение этих противоречий они связывали с деятельностью государственных институтов, с развитием науки и техники.

И наконец ключевым методологическим принципом институционализма является принцип технологического детерминизма, предполагающий непосредственную взаимосвязь сущности и направлений эволюции общественных институтов развитием техники и технологии. Они считают, что существующие противоречия связаны с недостаточным развитием техники и порождаются существующим ее уровнем. И по мере дальнейшей эволюции техники эти противоречия разрешаются, взамен их возникают новые, отражающие более высокий уровень технического развития. Так происходит экономический рост, развитие экономики и общества в целом.

  1. Сущность института его роль в экономике

До настоящего времени не существует общепринятого определения института. К их числу относят такие явления как государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, мораль, право и другое. Веблен например относил к институтам традиции и нормы поведения основанные на обычаях, а так же порядки закрепленные в законах и в деятельности различных учреждений. Наиболее распространенное определение институтов предложил Дуглас Норд, согласно которому институты это создаваемые людьми рамки, структурирующие отношения между ними. Основными элементами институциональной среды являются: неформальные ограничения, формальные правила и механизмы принуждения обеспечивающие их соблюдение. Основой институциональной среды является норма, которая предписывает как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение нормативного предписания может быть добровольным или основанным на санкциях. Санкции в свою очередь бывают юридическими и связанные с остратизмом со стороны социального окружения.

Различают три вида норм: совместные стратегии, неявные соглашения и правила.


Совместные стратегии – это спонтанно выбираемые всеми индивидами вариант поведения в конкретной ситуации. Такой вариант в свою очередь предполагает наличие так называемой фокальной точки. Пример: люди потерявшиеся в большом магазине обычно надеются встретится у выхода.

Неявные соглашения – общеизвестные варианты поведения. Пример: принятый порядок общения между попутчиками в вагоне поезда.

Правила – это рамки имеющие обязательным характер, их не соблюдение влечет применение санкций.

Происхождение институтов связанно с закреплением норм и правил обеспечивающих рациональные варианты поведения в конкретных ситуациях. Институты можно разделить на группы в зависимости от типа ситуации. Всего выделяют три типа ситуации: 1) Ситуации выбора, в них институты призваны минимизировать потери группы партнеров. 2) Ситуации координации (Пример: правила ПДД). 3) Ситуации закрепляющие неравенство (Пример: спецификация прав собственности).

Роль институтов в экономике состоит в улучшении процессов взаимодействия экономических агентов. Хорошо отлаженная система экономических институтов ведет к снижению неопределенности и риска и соответственно к экономии издержек и как следствие ускоряет оборот капитала, улучшает инвестиционный климат, повышает производительность труда и стимулирует экономический рост.

  1. Институт как предмет анализа. Правила и нормы

Понятие «институт» не имеет четкого общепризнанного определения.

Считается, что к основам возникновения института можно относить все: обычаи, привычки, традиции, обряды, мифы, сказания, образ мыслей, преставления и проч., которые существуют у определенной группы людей. Под институтом понимают особый способ существования общества, закрепленный обычаями способ регулирования жизненных процессов, предписанные образцы согласованного поведения, правила и механизмы их выполнения и многое другое.

Для того чтобы понять, что такое институт, нужно прежде всего начать с простейшего отношения, породившего эту категорию. О. Уильямсон (1932) выдвинул концепцию о роли послушания и оппортунизма в становлении институциональных правил, требований. Послушание, или выраженное индивидами согласие соблюдать установленные ограничения, способствует реализации институциональных правил в хозяйственной жизни субъектов. Оппортунизм, или преследование личного интереса с использованием коварства, обеспечивает накопление изменений в институциональных требованиях Увеличение частоты этих изменений, исключений из правила в итоге способно повлиять на изменение института в целом и привести к установлению новых правил. Таким образом, исходным для понимания сути института является отношение согласия, устанавливающееся между субъектами в процессе их жизнедеятельности. Привычки, обычая лишь тогда будут служить объединению людей, когда их разделяет, поддерживает большинство, т.е. когда их использование согласовано между определенным числом субъектов.