Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведенное обследование показало, что федеральному правительству полностью доверяют 12,1%, в чем-то доверяют
39,6, не очень доверяют 29,6% и совсем не доверяют 28,1%. Государственной Думе полностью доверяют 8,1%, совсем не доверяют 20,4%, в чем-то доверяют 28,1, не очень доверяют 33,6%. Полиции доверяет только 8,1%. Надо учитывать и тот момент, что в России доверие к правительству может подменяться доверием к конкретной личности.
Уровень институционального доверия определяется аналитическим путем посредством оценки эффективности институтов. В качестве таких критериев используют отношение экономических субъектов к деньгам (особенно как к средству хранения богатства), показатели налоговой дисциплины и объем вывоза капитала из страны. В России все эти показатели очень низкие, а если добавить к этому низкую явку российских граждан на выборы как форму политического протеста, положение с доверием очень неблагоприятное.
- 1 2 3 4 5
Сущность теневой экономики как часть теории преступлений и наказаний
Начиная рассматривать теневую экономику, мы сталкиваемся с той же проблемой, которая сопровождает все сложные, многоаспектные явления. Так же, как и в других случаях, нет общепринятого определения сущности теневой экономики, нет единой методики ее анализа и оценки того вреда, который она наносит национальному хозяйству. Теория теневой экономики возникла в рамках теории преступлений и наказаний, которая формировалась еще в XVIII в. Философы того времени считали, что интеллект и рациональное мышление человека является основой его поведения, именно они характеризуют его как человека думающего. В конце XVIII в. английский социолог Иеремия Бентам использовал эти идеи для обоснования тяги к преступлению. Он считал, что решение людей вести преступную деятельность мотивированы тем, что они получают удовольствие от преступления, которое больше потенциальных потерь в случае наказания за эти преступления. Бентам утверждал, что преступление можно сдерживать, если наказание последует быстро и пропорционально нанесенному вреду. Это будет сдерживать оступившегося преступника от повторного преступления, а других людей на его примере отвратит от возможного преступления. Американский экономист Г. Беккер обратил внимание на экономические аспекты проблемы. Он считал, что преступник, как и любой человек, действует совершенно рационально и «некоторые индивиды становятся преступниками из-за финансовой выгодности преступления в сравнении с легальными занятиями с учетом вероятности поимки и осуждения, а также суровости наказания»[1]. Как видно, в основе его взглядов лежала неоклассическая концепция о рациональном поведении человека. В дальнейшем институционалисты подошли к теневой экономике по-новому, и обосновали, что в основе выбора форм поведения предпринимателя находится критерий минимизации трансакционных издержек. Если условия обмена сопряжены со значительными издержками, снижающими получаемую выгоду, то предприниматель будет стремиться к поиску таких форм обмена, при которых взаимовыгодная сделка может состояться. Чаще всего такой выход из создавшегося положения находится при уходе в тень, т.е. при осуществления деятельности в рамках теневой экономики. Практически в настоящее время во всех странах составной частью национальной экономики является так называемая теневая экономика. Это понятие предполагает хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением действующих в данной стране законов, т.е. она осуществляется вне рамок закона. Результаты теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. Теневая экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды вразрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство права участвовать в их распределении. Заключение долгосрочных контрактов представителями теневой экономики также имеет свои трудности. Такие контракты заключаются, как правило, на работы по развитию производства, использованию новой техники и т.д. В них участвуют многие экономические субъекты, вкладывающие свои средства в развитие. Но инвестиции возможны при наличии уверенности в том, что права инвесторов в любом случае будут защищены, одна личная репутация предпринимателя гарантией не является. При необходимости пересмотра контракта или при других обстоятельствах нельзя обратиться в суд или арбитраж, который будет рассматривать все нюансы дела, в чем не заинтересована ни одна сторона. В результате технический прогресс и развитие предприятий искусственно сдерживаются. Все конфликты, возникающие среди представителей теневой экономики, разрешаются через семейно-родственные или мафиозные связи. Использование этих двух институтов требует дополнительных средств и времени. С родственниками и друзьями надо постоянно поддерживать хорошие отношения, т.е. общаться и по мере необходимости дарить подарки или оказывать какие-то услуги. Мафии необходимо выплачивать своеобразный налог, причем он может быть дифференцирован в зависимости от фирмы. Таким образом, трансакционные
издержки в нелегальной экономике тоже есть, но они меньше, чем в легальной экономике, и пока эта ситуация будет сохраняться, теневой бизнес будет процветать.
-
Институциональные особенности теневой экономики в России.
Теневая экономика в России зародилась еще при советской власти. В условиях централизованного распределения товаров и услуг неизбежно возникает дефицит практически всех товаров из-за невозможности производства приспособиться к быстро меняющемуся спросу. В результате в хозяйственной системе возникают трансакционные издержки, связанные с поиском информации, определением величины запасов товаров, высокой степенью оппортунизма, и еще — нужно знать длину очереди, сколько ждать возможного приобретения. Для того чтобы снизить недостаток информации и придать ей более достоверный вид, отношения персонифицировались, т.е. искали знакомых, проверенных людей, которые могли предоставить такую информацию. В таких контактах игнорировались легальные нормы и правила, и создавалась система отношений, работающая на совершенно иных началах: отношения, строились на доверительных связях на личностном уровне, складывался обособленный кругооборот основных и оборотных средств, действовала специфическая система стимулов. Все это сохранилось и при переходе к рынку.
Институционалисты считают, что в рыночной экономике основной причиной существования теневого сектора являются противоречия, возникающими между формальными и неформальными правилами. Как правило, они связаны с величиной издержек заключения контракта, защитой прав собственности и борьбой с оппортунизмом. Формирование и стабильность существования теневого сектора обусловлены и выполняемыми им функциями по стабилизации экономической системы. Нелегальная экономика играет стабилизирующую роль в развитии общества, смягчая последствия экономического кризиса, уменьшая безработицу, сохраняя социальные связи, прежде всего на местном уровне. Помимо этого, теневая экономика позволяет реализовать предпринимательский потенциал части граждан, которые из-за высоких издержек доступа в легальную систему не могут участвовать в ее деятельности.
-
Институциональные равновесие экономики
Понятие равновесия является одним из фундаментальных в экономической теории. Не менее значимую роль оно играет и в изучении институтов в целом и институциональных изменений, в частности.
Согласно определению Д. Норта148,
Институциональное равновесие — это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений
Иначе говоря, институциональное равновесие, согласно Норту, представляет собой отправную точку всякого институционального изменения, то есть то исходное состояние, по отношению к которому рассматриваются институциональные изменения.
В терминах модели рынка для институтов приведенное общее определение институционального равновесия означает ситуацию, в которой величина спроса на услуги гарантов определенного правила равна величине их предложения. В этих условиях расширение соответствующих мощностей действующих гарантов или выход на рынок нового, «дополнительного» гаранта приведет не к увеличению числа субъектов, использующих рассматриваемое правило, а к снижению цены на услуги гарантов.
Понятие институционального равновесия может трактоваться и как локальное, относящееся к некоторой ограниченной группе индивидов и правил, и как глобальное, имеющее место в рамках всей экономики.
Наибольший теоретический и прикладной интерес представляют собой ситуации множественного институционального равновесия, когда отсутствие стимулов к пересмотру правил хозяйствования у экономических агентов может быть связано с правилами, как способствующими, так и не способствующими созданию стоимости. Рассмотренный выше эффект блокировки представляет собой пример «замыкания» агентов на неэффективных правилах вследствие создания частными выгод получателями отрицательных стимулов для остальных экономических агентов к изменению действующих правил.
-
Причины нарушения институциональной нестабильности
Экономическая деятельность субъектов осуществляется в определенной иерархической системе формальных и неформальных норм и правил, являющихся отражением их хозяйственного опыта. Поэтому причины, обусловившие изменения форм и инструментов взаимодействий, можно разделить на объективные (порождаемые системой) и субъективные (связанные с представлениями людей о моделях взаимодействия). К объективным причинам относят накопление производственного опыта, появление новых знаний о товарах, услугах и потребностях, развитие возможностей обмена информацией. Субъективные причины основываются на идеологических взглядах и морально-нравственных воззрениях, идеях и предрассудках людей. Индивид в каждый определенный момент располагает широким набором альтернатив использования имеющихся у него ресурсов при помощи различных методов и инструментов. Выбор единственного варианта определяется представлением о правильном или неправильном, справедливом или несправедливом использовании, т.е. определяется представлениями, которые господствуют в обществе и умах людей. Субъективный фактор институциональных изменений оказывает решающее воздействие на выбор пути развития в переломных, кризисных условиях существования общества, когда особую важность приобретает формулирование национальной идеи и поиск ее носителей.
Еще Т. Веблен отмечал, что представления человека о том, как надо делать, не остаются постоянными, а постоянно меняются под влиянием научно-технического прогресса, изменений численности населения, объемов спроса и предложения товаров и услуг. Таким образом, изменение степени полноты наших знаний об окружающем мире становится условиям и предпосылкой институциональных изменений в будущем.
Источником институциональных изменений являются меняющиеся предпочтения людей, отражающиеся в соотношении относительных цен. Институциональная теория рассматривает взаимоотношения людей в форме контрактных отношений. В контрактах фиксируются те цены, которые сложились на момент заключения сделки. Накапливающийся опыт, продуцируемая информация и знания приводят к изменению способов и приемов переработки ресурсов, что способствует технологическим новшествам. Изменения в технологии сопряжены с меняющимися издержками, которые отражаются в ценах. Складывается ситуация, требующая уточнения оценки обмениваемых благ в соответствующем контракте. В свою очередь новые цены меняют величину и направления спроса и предложения, появляются новые стимулы, предпочтения, а вместе с ними и ограничения хозяйственных взаимодействий, используемых в новых формах контрактов. Таким образом, возникает цепочка взаимосвязанных изменений: изменения в технологиях ведет к изменению цен, а изменение цен меняет правила обмена. Кто выступает субъектом институциональных изменений? Непосредственным лицом, реагирующим на происходящие изменения в соотношении цен, являются предприниматели: они вырабатывают новые или меняют имеющиеся ограничения и стимулы к действиям. В сложноорганизованных обществах деятельность экономических агентов осуществляется через организации, которые можно рассматривать как агентов институциональных изменений, выполняющих функции продвижения, закрепления и накопления изменений в институциональных требованиях. Особую роль в становлении и изменении институциональных требований играет послушание и оппортунизм. Послушание, или выраженное индивидами согласие соблюдать установленные ограничения, способствует реализации, закреплению и превращению их в рутины. Оппортунизм способствует появлению отклонений от общепринятых рутин, что в итоге обеспечивает накопление изменений в институциональных требованиях. Увеличение частоты применения этих изменений, отклонений, исключений из правил в результате способно повлиять на изменение содержания института в целом и привести к