Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.



  1. Бюрократическая модель управления

Исторически и логически переход государства от простейших форм государств-полисов к развитым формам представительной бюрократии предполагает изменение, усложнение и расширение властных структур управления деятельностью государства как сообщества людей на определенной территории. В современном мире управление осуществляется как неперсо- нифицированный процесс через властные структуры государственного управления. Такая форма управленческой организации получила название бюрократической, или «власти бюро» (стола, должностных функций). Исторически современная бюрократия сформировалась во второй половине XIX в. и характеризовалась отделением чиновника от собственности на средства производства, созданием четкой административной структуры, требующей строгой иерархии в выполнении функций, господства принципа единоначалия, отделения личности чиновника от выполняемых функций и проч. Исторически бюрократизация сменила патриархальную средневековую администрацию, основанную на персонифицированных отношениях, личных и родственных связях. Патриархальная форма власти характеризуется тем, что формальные нормы, регулирующие взаимоотношения власти и субъекта, уступали место дружеским, статусным, протекционистским отношениям, формой выражения которых служили взятки, распределение должностей, получение статусов. Современная бюрократическая организация предполагает господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых неперсонифицировано. Унификация прав субъектов по отношению к властным структурам, обязательность выполнения процедур безотносительно к личности человека являются основными характеристиками бюрократической организации как эволюционно нового этапа в развитии форм государственного управления.

Рациональность бюрократической организации проявляется в четкой регламентации ее обязанностей, определенных принципах должностной субординации, фиксировании информации, компетенции работников. Бюрократическая организация, опирающаяся на формальные процедуры, работающие от лица общества, предполагает принятие представителями этого общества указаний в качестве основы, регулирующей взаимодействия. Данная ситуация ограничивает произвол и монопольную власть правителя. Она призвана отделять управление от политики, обеспечивать стабильность в обществе, осуществлять мониторинг соблюдения законов, обеспечивать господство объективности над субъективностью. Постоянное наблюдение, которое осуществлял государственной аппарат за деятельностью предприятий и фирм, привело в итоге к тому, что чиновники начали вмешиваться во внутрихозяйственное управление предприятий, подавляя его мелочной опекой и вступая в противоречие с требованиями рыночной экономики.


Развитие бюрократии было связано с представлением о ней как о наиболее рациональной системе управления. Но эффект такой деятельности во многом зависит от компетентности и добросовестности чиновников и нередко приводит к нарушению нормальных связей между различными слоями общества. Кроме того, в самой системе бюрократического управления возникает тенденция к монополизму, которая выражается в стремлении индивида сохранить завоеванное место, ограничить доступ других лиц к сфере его деятельности и возможность их влияния на принимаемые решения.

Эпоха становления бюрократического управления выдвигала свои требования к чиновнику: он должен был избегать риска, заниматься рутинной деятельностью, избегать ошибок, не любил изменений и не имел никакого желания переучиваться. Между тем изменение условий социальной жизни общества требует принципиально новых качеств от профессиональных государственных служащих и руководителей. Они должны владеть современными методами и средствами реформирования государственных организаций, максимально использовать инновации в производстве и управлении, преодолевать инертность бюрократического аппарата. Современный чиновник должен идти на риск, постоянно использовать новшества, концентрировать внимание на появившихся возможностях, учиться на собственных и чужих ошибках, стремиться повышать свою квалификацию. В то же время в современных обществах модели государственного управления не существуют в чистом виде, и в зависимости от национальных традиций, распределения власти между общественными группами, сложившейся институциональной структуры присутствуют различные сочетания персонифицированных и неперсонифицированных, субъективных и объективных, компетентных и профессиональных черт в деятельности государства. Происходящее в результате разделения и специализации труда отделение аппарата управления от общества, формирование бюрократической группы с выраженными интересами воспроизводственного характера превращает чиновников в самостоятельную властную структуру, ограничением действий которой может служить законодательный контроль общества над ними. Разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную призвано ограничить действия бюрократической организации и обеспечить контроль над ней через систему прямых и обратных связей. Еще Шарль-Луи Монтескьё отмечал, что все погибло бы, если в одном и том же лице или в одном учреждении соединить три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления и власть судить преступления.



  1. Институт доверия в структуре государства

Институт доверия очень важен для установления хозяйственных связей как между субъектами, так и внутри фирм и организаций, между фирмами и государством, и особенно при заключении контрактов. В чем смысл доверия? В том, что члены данного сообщества будут вести себя честно, в соответствии общепринятыми нормами. Речь идет об ожидаемых и о еще неизвестных действиях партнеров. Если в прошлом партнеры вели себя добросовестно, то и в будущем можно рассчитывать на такое же поведение.
Доверие имеет большое значение для экономического развития. Оно способствует экономическому росту, повышению эффективности, развитию социального партнерства и стабильности в обществе. Особое значение приобретает доверие в периоды социально-экономических преобразований, в том числе и при переходе к рынку. Считается, что одна из главных причин неудач российских реформ заключается в недостатке доверия россиян к нововведениям и к правительству. Состояние доверия выступает одним из условий конкретного устройства общества, поэтому многие недостатки в общественном устройстве России можно рассматривать как следствие приспособления субъектов к дефициту доверия.
При установлении контактов в экономике учитывают влияние доверия на экономическое развитие, которое проявляется:
• в облегчении согласования интересов участников экономических взаимодействий;

• уменьшении инвестиционных рисков (снижается неопределенность действий и ослабляется угроза оппортунизма);

• сокращении трансакционных издержек (затраты на мониторинг, контроль, защиту прав собственности и проч.).

В 1990-е гг. начала формироваться теория социального (общественного) капитала, которая анализировала внешнее окружение человека и внешнюю среду организаций. Социальный капитал характеризует отношения между людьми (социальные сети) и нормы взаимного доверия, которые возникают на этой основе, поэтому доверие является составной частью общественного капитала.
Социальный капитал создается и передается посредством культурного механизма (через религию, традиции, обычаи) и имеет эффект храповика — легко идет в одну сторону и практически невозможно его повернуть. Растратить этот капитал очень просто, а вот восстановить его очень сложно.
Различают доверие отдельных людей друг к другу и институциональное доверие, т.е. доверие к действующим институтам, организациям, субъектам, но прежде всего — к государству. По сути, это обезличенное доверие к официально установленным нормам, правилам и предписаниям. Доверие к правилам отражает и формирует доверие к тем организациям, которые эти правила реализуют, доверие к организациям распространяется и на их руководителей. Но институциональное доверие оказывается не конкретным лицам, а некоторым правилам и организациям, которые лица представляют. Поэтому доверие к институтам — это опосредованная человеческими отношениями форма доверия.

Институты могут стать реальным базисом для установления нравственных межличностных отношений, создания благоприятного климата для эффективной экономической системы. И, наоборот, они могут подавлять человека, мешать нормальному хозяйственному процессу, так как оказывают влияние на становление человека как полноценной личности. Общественный труд должен предоставлять человеку возможности принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, иначе он превращается в простой придаток машины.
Между межличностным и институциональным доверием существуют определенные связи. Доверие между людьми возникает, когда совершаемые ими поступки понятны и ожидаемы другими. Когда один человек доверяет другому, он ожидает от него нормального, благоприятного поведения, даже если оно не контролируется. Каждый человек должен быть уверен, что его партнер будет вести себя честно, проявлять готовность к взаимопомощи. Но для этого необходимо, чтобы субъекты не просто принимали правила поведения, но и хотели им следовать.
В случае институционального доверия также нужно, чтобы субъекты принимали правила и хотели им следовать, это относится и к отдельным институтам, организациям и руководящим лицам. Доверие к институтам определяется тем, насколько они отвечают ожиданиям субъектов, т.е. тем, как они устроены с точки зрения эффективности и справедливости. Поэтому доверие, особенно к государству, возникает, когда институты устроены максимально эффективно и справедливо. Фактически это определяет два основных фактора формирования доверия к государству: его действия должны приносить эффект обществу и быть справедливыми, с точки зрения населения. Оба эти фактора взаимосвязаны: без учета эффективности нельзя добиться желаемого результата, а игнорирование вопросов справедливости мешает добиться желаемой экономической эффективности.
То же относится и к межличностному доверию. Посредством только правовых норм, расчетов и принуждения нельзя вызвать доверие между людьми, оно формируется на основе всей имеющейся системы человеческих ценностей. И не последнюю роль играет готовность каждого субъекта по внутреннему убеждению следовать общепринятым нормам. Высокий уровень межличностного доверия, с одной стороны, способствует созданию институтов, пользующихся доверием людей, а с другой — институциональное доверие стимулирует доверие между людьми. Точно так же кризис доверия к существующим институтам снижает общий уровень доверия в обществе, в том числе и между людьми. А там, где нет доверительных отношений между людьми, не может быть доверия и к институтам, и к государству.

Идет не только развитие институтов за счет внутренних факторов, но и создаются или внедряются новые институты. Речь идет об импорте институтов из одной институциональной среды в другую. Как показывает практика, такие опыты часто бывают неудачными. Уровень доверия к таким институтам зависит от оценки их работоспособности в новой среде и от оценки последствий для социальной среды. Причем чем тяжелее социальная обстановка в стране, тем больше ожиданий возлагают на импортируемые институты. И часто они не оправдываются, поэтому к будущим изменениям общество относится с недоверием, и тем боле меняется отношение к новаторам таких изменений. Если начальный уровень доверия к новому зависит от выбора заимствованных институтов, сохранение такого доверия во многом зависит от технологии их внедрения и от меры корыстолюбия реформаторов. Для того чтобы получить положительные результаты, нужно провести своеобразную апробацию, притирку новых институтов к существующей среде в ограниченных масштабах. Если получены положительные результаты, институт может претендовать на широкое распространение. Возникающие сомнения в эффективности какого-то института создают основу для попыток извлечения выгод при различных сбоях. И главное, еще в самом начале отбора новых институтов нужно сделать все возможное, чтобы не допустить их деформации в пользу реформаторов или узких групп общества. Если этого не удается достичь, в обществе усиливается оппортунистическая активность в отношении и этого, и других институтов. Рост массового недоверия к институтам заставляет увеличивать расходы по внедрению и поддержке их существования. Резко возрастают трансакционные издержки, направленные на усиление контроля и предотвращения оппортунизма. Таким образом, низкое доверие оборачивается высокими издержками. Одним из условий функционирования рынка на основе доверия является наличие еще одной нормы—эмпатии, т.е. способности поставить себя на место контрагента и понять его ощущения, интересы и намерения. Доступность для понимания и предсказуемость действий контрагента позволяют индивиду доверять ему. Причем важны не личные симпатии к агенту (поэтому личное знакомство не обязательно), а выяснение позиции контрагента, понимание того, как он поведет себя в конкретной ситуации.

В России уровень доверия, как межличностного, так и институционального, находится на низком уровне. Уровень общего доверия к правительству составляет 32%, в то время как в Нидерландах и Швеции 57-66%, а в Китае — 78%. Даже в Мексике правительству доверяют 47% населения, а в Индии — 48%.