Файл: Глава Анализ рынка, классификация и ассортимент бытовых.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И ЭКСПЕРТИЗА
КАЧЕСТВА БЫТОВЫХ ПЫЛЕСОСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО
«М.ВИДЕО»
2.1 Характеристика ассортимента бытовых приборов на примере
ООО «М.Видео»
ООО «М.Видео» – лидер среди розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, ООО «М.Видео» – единственная публичная российская непродуктовая сеть. С ноября 2007 года торговля акциями ПАО «М.видео» идѐт на ведущих российских биржевых площадках
– РТС и ММВБ [25].
Сеть «М.Видео» основана в марте 1993 года. Она насчитывает 400 магазинов в 165 городах по всей России от Калининграда до Владивостока.
По данным за 2012 год занимала первое место в России как по продажам на рынке бытовой техники и электроники (12,2% рынка), так и по доле занимаемых торговых площадей (24%).
Основным видом деятельности является торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах.
Главной задачей организационной структуры магазина является взаимоотношения, которые выстраиваются между руководителем и сотрудниками. Для эффективности работы всего магазина, руководство распределило обязанности между сотрудниками, поставив пред каждым конкретные цели и задачи согласно должностным обязанностям, и ввело специальные подразделения.
Для магазинов компании «М.Видео» характерна линейная организационная структура. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель – линейный руководитель – исполнители. В обычных же организациях отдельные (специальные) подразделения отсутствуют.

24
Организационная структура управления магазином ООО «М.Видео» представлена на рисунке 4.
Cайт ООО «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: https://www.mvideo.ru (дата обращения 09.10.2018).
Рис. 4. Организационная структура магазина ООО «М.Видео»
На основании рисунка 4 можно сделать вывод о том, что организационная структура управления магазином «М.Видео» состоит из 3 основных блоков:
– управление – обеспечение деятельности и функционирования организации в целом (кадры, финансы, отделы магазина, маркетинг и бухгалтерия, соблюдение законодательных требований к функционированию магазина, а так же контроль за их исполнением, формирование необходимой документации);
– продажи – обеспечение коммерческой деятельности и торгового процесса;
– сервисное обслуживание – включает размещение и выполнение заказов клиентов, а так же решение тех или иных вопросов, возникающих по поводу товаров магазина.
Подобная организационная структура магазинов позволяет компании
«М.Видео» широко и в полном объеме формировать и развивать оба основных направления своей деятельности - такие как продажи и сервисное обслуживание.
Директор
Отдел бытовой техники
Кассир
Отдел аудио- и видеотехники
Отдел проверки и выдачи товара
Сервисный центр
Специалисты по продажам
Продавец- консультант
Отдел по работе с возражениями


25
В таблице 4 проведен анализ результатов экономической деятельности магазина ООО «М.Видео».
Таблица 4
Анализ результатов экономической деятельности ООО «М.Видео», тыс.
руб.
Наименование
2016 г.
2017 г.
Отклонение
(+,-)
2017г. в % к
2016г.
Выручка
344198163 333095519
-11102644 96,8
Себестоимость продаж
264706596 253378597 11327999 95,7
Валовая прибыль
79491567 79716922 225355 100,3
Коммерческие расходы
62506108 63572428
-1066320 101,7
Прибыль (убыток) от продаж
16985459 16144494
-840965 95,0
Проценты к получению
642395 952992 310597 148,3
Проценты к уплате
2534225 2578580
-44355 101,8
Прочие доходы
9946869 4244518
-5702351 42,7
Прочие расходы
10041949 4836128 5205821 48,2
Прибыль
(убыток) до налогообложения
14998549 13927296
-1071253 92,9
В т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
361653 232042
-129611 64,2
Изменение отложенных налоговых обязательств
-118314 537309 655623
-454,1
Изменение отложенных налоговых активов
-45833
-461713
-415880 1007,4
Прочее
-221855 11029 232884
-5,0
Чистая прибыль (убыток)
11884546 10911648
-972898 91,8
*Cайт ООО «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: https://www.mvideo.ru (дата обращения 09.10.2018).
Данные таблицы 4 показывают, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом, выручка магазина снизилась на 11102644 тыс. руб., что в процентном выражении составило 3,2%, себестоимость продаж также снизилась на
11327999 (4,3%).
Валовая прибыль увеличилась на 225355 тыс. руб. или же на 0,3%.
Стоит отметить, что увеличению данного показателя, прежде всего, способствовал опережающий темпа роста выручки над себестоимостью.
Прибыль, полученная от продаж, снизилась на 840965 тыс. руб. или на
5%. Такому изменению показателя поспособствовал рост коммерческих расходов организации. Прибыль до налогообложении снизилась на 7,1%, что

26
в абсолютном выражении составляет 1071253 тыс. руб. – подобное снижение, главным образом, произошло за счет резкого снижения прочих доходов компании на 5702351 тыс. руб., что составило 57,3%.
Чистая прибыль магазина в 2017 г. по сравнению с 2016 г. снизилась на
972898 тыс. руб., что в процентном выражении составило 8,2%.
Таким образом, продажи магазина ООО «М.Видео» сократились к 2017 г. по сравнению с 2016 г. - это было обусловлено переходом потребителей на сберегательную модель поведения и отсутствием у них реальных доходов.
Анализируя результаты экономической деятельности, можно сделать вывод о том, что в целом предприятие ООО «М.Видео» является прибыльным, наблюдается тенденция к росту основных экономических показателей организации, таких как: выручка, прибыль, рентабельность - что является основными предпосылками ее эффективной деятельности.
Товарный ассортимент ООО «М.Видео» превышает 20 тыс. наименований техники: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения и аксессуаров.
Ассортимент товаров, реализуемых ООО «М.Видео» представлен на рисунке 5.
Cайт ООО «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: https://www.mvideo.ru (дата обращения 09.10.2018).
Рис. 5. Структура ассортимента товаров, реализуемых ООО
«М.Видео»,%
27%
16%
14%
22%
10%
5% 6%
Компьютеры
Ноутбуки
Смартфоны
Бытовая техника
Телевизоры
Фотоаппаратура
Прочее


27
Бытовые пылесосы в выбранном магазине представлены достаточно широким ассортиментом товаров, которые различаются по категории, цене, производителям, техническим параметрам, степени комфортности, числу ступеней очисти воздуха и другим признакам.
Структура ассортимента бытовых пылесосов ООО «М.Видео» в зависимости от категории представлена на рисунке 6.
Cайт ООО «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: https://www.mvideo.ru (дата обращения 09.10.2018).
Рис.6. Структура ассортимента бытовых пылесосов ООО
«М.Видео» в зависимости от их категории, %
В соответствии с рисунком 6 можно сделать вывод о том, что в магазине «М.Видео» в реализации наиболее широко представлены такие виды бытовых пылесосов, как пылесосы с пылесборником, пылесосы с контейнером для пыли и вертикальные пылесосы, что в процентном выражении составляет 24%, 23% и 19% соответственно.
Немаловажным аспектом является анализ ассортимента бытовых пылесосов в зависимости от их стоимости. Стоимость пылесосов, реализуемых магазином ООО «М.Видео» варьируется в диапазоне от 2,6 до
34,4 тыс. руб.
Структура ассортимента бытовых пылесосов в магазине «М.Видео» в зависимости от их стоимостной категории представлена на рисунке 7.
24%
23%
19%
18%
9%
7%
Пылесосы с пылесборником
Пылесосы с контейнером для пыли
Пылесосы вертикальные
Моющие пылесосы
Роботы-пылесосы
Аккумуляторные пылесосы

28
Cайт ООО «М.Видео» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: https://www.mvideo.ru (дата обращения 09.10.2018).
Рис. 7. Структура ассортимента бытовых пылесосов в
зависимости от их стоимостной категории, руб.
Таким образом, целесообразно говорить о том, что в магазине
«М.Видео» в большей степени преобладают бытовые пылесосы в ценовой категории от 5000 руб. до 20000 руб.
В целом ассортимент товаров любого магазина характеризуется следующими показателями: широта, полнота, глубина, структура, устойчивость и новизна.
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и полноты. Широта и полнота ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади и состояние предложения на потребительском рынке [12, с. 10].
Ассортимент широты - это количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Коэффициент широты определяется как отношение фактического количества товарных групп к базовому. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле (1):
К
ш
Шф
Шб
, (1)
16%
40%
25%
15%
10% до 5 000 руб.
5000 - 10000 руб. более 30 000 руб.
10 000 - 20 000 руб.
20 000 - 30 000 руб.


29
где, Ш
ф
– фактическое количество групп товаров, имеющихся в продаже, а Ш
б

количество подгрупп и видов товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Под полнотой ассортимента понимается соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню магазина, существующим потребностям [12, с. 18].
Коэффициент полноты рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.
Данный показатель рассчитывается по формуле (2):
К
п
Пб
Пф
, (2) где, П
ф
– фактическое количество разновидностей товара на момент проверки, а П
б
– количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
В таблице 5 проведен анализ коэффициентов полноты и широты ассортимента ООО «М.Видео».
Таблица 5
Анализ коэффициентов широты и полноты ассортимента бытовых
пылесосов в магазине ООО «М.Видео»
Подгруппа товаров по функциональному назначению
Количество разновидностей товаров в группе, шт.
Показатели оценки ассортимента
Возможное
Фактическое
Широта
Полнота
Пылесосы с пылесборником
20 19 0,84 1,18
Пылесосы с контейнером для пыли
9 16
Пылесосы вертикальные handstick
11 10
Роботы пылесосы
12 0
Моющие пылесосы
13 9
Аккумуляторные пылесосы
6 7
Пароочистители
7 5
Итого
78 66

30
Коэффициент показателя широты ассортимента составил 0,84, что является достаточно благоприятным значением, так как он приближен к оптимальному значению, которое равно 1.
Коэффициент показателя полноты составил 1,18 – это означает, что весь товар из возможного ассортиментного перечня представлен в магазине
«М.Видео» фактически. Показатель полноты находится довольно на высоком уровне.
Устойчивость характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже.
Коэффициент устойчивости определяется по формуле (3):
К
у
, (3) где, t – число дней, в течение которых товар определенного наименования находится в продаже, а T – общее число рабочих дней торгового предприятия за определенный период времени [11, с. 105].
Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом обновляемости.
Коэффициент новизны рассчитывается по формуле (4):
О
а
Шн
Шф
, (4) где, Ш
н
– число новых образцов товаров, а Ш
ф
– общее число (широта ассортимента фактическая).
В таблице 6 определены коэффициенты показателя устойчивости ассортимента товаров магазина «М.Видео».
Таблица 6
Анализ коэффициента устойчивости бытовых пылесосов в
магазине ООО «М.Видео» за 2018 год
Подгруппа товаров по назначению
Общее число рабочих дней
Число дней наличия товара в продаже
Коэффициент устойчивости ассортимента
Пылесосы с пылесборником
28 26 0,93
Пылесосы с контейнером для пыли
27 26 0,96


31
Продолжение таблицы 6
Подгруппа товаров по назначению
Общее число рабочих дней
Число дней наличия товара в продаже
Коэффициент устойчивости ассортимента
Пылесосы вертикальные handstick
25 24 0,96
Роботы пылесосы
28 26 0,93
Моющие пылесосы
28 28 1
Аккумуляторные пылесосы
28 26 0,93
Пароочистители
23 24 0,96
Среднее значение
0,95
В таблице
6 для выявления коэффициента устойчивости использовались показатели: общее число рабочих дней и число дней наличия товара в продаже. Основываясь на расчетах, произведенных с этими показателями, можно сделать вывод, что товары, находящиеся в продаже магазина пользуются достаточно устойчивым спросом, так как общий показатель устойчивости ассортимента бытовых пылесосов составил 0,95.
В таблице 7 рассчитаем коэффициент обновления ассортимента товаров магазина ООО «М.Видео» по формуле 4.
Таблица 7
Анализ показателей коэффициента обновления ассортимента
магазина ООО «М.Видео» в 2018 году
Наименование товарной группы
Количество новых изделий в товарной группе
Количество наименований в товарной группе согласно ассортиментному перечню
Коэффициент обновляемости ассортимента
Пылесосы с пылесборником
9 11 82
Пылесосы с контейнером для пыли
10 12 83
Пылесосы вертикальные handstick
6 10 60
Роботы пылесосы
5 12 42
Моющие пылесосы
9 11 82
Аккумуляторные пылесосы
7 13 54
Пароочистители
8 12 67
Среднее значение
67

32
Общий показатель обновления ассортимента за 2018 год составил 67 %.
Он показывает, что в магазине проводят исследования новых технологий и путей их внедрения. Это, в первую очередь, говорит о постепенном обновлении ассортимента [12, с. 101].
Проанализировав основные показатели ассортимента товаров, можно сделать следующий вывод - работа по управлению ассортиментом и разработке ассортиментного перечня в магазине ООО «М.Видео» ведется на высшем уровне.
2.2 Организация и порядок проведения экспертизы качества
бытовых пылесосов
Экспертиза бытовых пылесосов является сложным исследованием, в результате которого проверяются сведения о технических параметрах техники, о соответствии или несоответствии объекта установленным данным от производителя, наличие поломок и причин их возникновения [4, с. 231].
При проведении товароведной экспертизы бытовых пылесосов будет использоваться комплексный метод оценки.
Комплексный метод – это метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.
Расчету комплексных показателей качества предшествует:

выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция;

выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации;

выбор номенклатуры показателей свойств продукции;

определение значений показателей единичных свойств;

выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества;