Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После убийства Александра II шеф жандармов П.П. Шувалов основал и возглавил тайную консервативную организацию «Священная дружина», основной целью которой стал разгром революционного движения. При Александре III русский консерватизм становится официальной идеологией «эпохи стабильности». Однако в это время, предвидя «грядущие потрясения», К.Н. Леонтьев и Л.А. Тихомиров (бывший народоволец) так же планировали создание жестко законспирированной и эффективной организации русских консерваторов в борьбе с либералами и революционерами. Предполагалось использование и нелегальных методов борьбы, но из-за смерти Леонтьева в 1891 г. это план не был реализован. С 1905 г. консерваторы были представлены в таких политических партиях, как Союз русского народа («Черная сотня»), Русская монархическая партия, Русское собрание, Партия правого порядка, Русский народный союз имени Михаила Архангела. После 1917-1922 гг. «центр» идеологии русского консерватизма переместился из России в эмиграцию. Этот период связан с творчеством И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, М.Л. Бачинского, М.П. Полторацкого и др.
Основными параметрами российского консервативного проекта являются:
- критика либералов и радикалов;
- оценка либерально-демократической и социалистической политической системы как результата «нравственного падения» общества;
- сохранение традиционного религиозного (православного) сознания - как высшей формы общественной морали;
- сохранение связи религиозного сознания с институтом самодержавной монархии - в этом случае, самодержец управляет от имени Бога, поэтому монархия не может быть ограничена никакими «человеческими учреждениями» (так, Н.А. Бердяев отмечал, что главная идея самодержавия состоит в том, что «власть царя делегирована не народом, а Богом»[16]);
- сохранение духовной и качественно-сословной иерархии;
- в сфере государственного управления – устранение недостатков петровской политической системы (перевод административно-бюрократического аппарата в «чистый» статус служебных властей, при сохранении монархом статуса власти верховной);
- сохранение принципа политического централизма и имперской модели российской государственности;
- разнообразие форм собственности в экономике (частная, коллективистко-общинная, кооперативная и т.д.). При реализации принципа «первичности» политики и «вторичности» экономики в консерватизме, главной задачей хозяйственной многоукладной модели признавалось увеличение экономической эффективности с целью наращивания «политического веса» Российской Империи;
- государственный протекционизм в экономике, патернализм – в социальной сфере;
- самобытность исторического развития.
В отношении социальной организация общества среди консерваторов не было единства: выделялся славянофильский лагерь (Аксаков, Тихомиров, Шарапов), настаивающий на необходимости развитой системы местного самоуправления и соборного (не парламентского) института народного представительства при монархии, и лагерь «жестких» государственников (Катков, Леонтьев, Победоносцев), видевших в «перекосе» развития самоуправления сепаратистские тенденции, и отстаивающих модель непосредственного общения царя с народом.
В противовес либералам и радикалам, консерваторы разработали свою стратегию модернизации России[17], в основе которой лежали идеи непрерывности истории народа, творческой связи поколений, преемственности в общественном развитии и прагматического реформирования. Главный идеолог консервативной модернизации – Л.А. Тихомиров (1852-1923) отмечал, что любая реформа должна соответствовать, прежде всего, «руководящим идеям национальной жизни и условиям национального существования»[18]. Модернизация у консерваторов не противопоставлялась «традиции», а рассматривалась в русле ее органического продолжения: «будущее» должно опираться на прошлое, генетически вырастать из него на основе уже существующих структур. При этом «самобытные начала» не вступают в противоречия с процессами модернизации, а являются ее необходимым условием, так как подлинная самобытность реализуется в истории только посредством саморазвития, на основе уникального цивилизационного потенциала и духовных ресурсов общества. И наоборот, отказ от самобытности, следование абстрактным универсалиям, «общечеловеческим ценностям и образцам» равнозначно отказу и от развития, от своего будущего.
Консервативная стратегия модернизации предусматривала постепенную и рационально осмысленную замену определенных единичных факторов общественной жизни другими единичными факторами, при стабильном функционировании системы в целом. Результаты конкретных преобразований должны достигаться путем постоянного развития и реформирования традиционных структур и институтов, а не их новым строительством. Реформы должны быть нацелены на совершенствование и обновление уже существующего «порядка», без отказа от основополагающих принципов устройства и функционирования общества, от традиционных ценностей и культурных норм. Приоритет необходимо отдать частным, постепенным изменениям, а не системным, статусным реорганизациям, охватывающим целые сферы общественной и государственной жизни. Консерваторы считали, что без разумной «охранительной» политики Россия в своем развитии будет обречена на бесконечно повторяющиеся циклы революционных переломов и системных перестроек, где каждый новый этап будет являться опровержением предыдущего, что в итоге приведет страну к исторической катастрофе.
Традиционно «правому» консерватизму противостояли «левые» направления в русской общественной мысли XIX – начала XX вв. - народничество, анархизм и марксизм.
Народнический проект.Народничество рождается в России в 1830-40-х гг., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе «критики слева». Основателями народничества стали А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877) и Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Начинавшие как западники, эти идеологи постепенно разошлись с либералами в понимании модели будущего развития России. Народники упрекали либеральных западников за отсутствие всякой критики западноевропейской действительности, за идеализацию «буржуазных порядков», за апологетику капитализма и европейского образа жизни, за признание «прогрессивной роли» западных демократических элит (по замечанию Герцена - «чингис-ханов с телеграфами»). Помимо общего влияния на русское западничество историософских концепций немецкой философии (Фихте, Шеллинга, и особенно Гегеля), на идеологов раннего народничества оказали воздействие теоретические построения представителей европейского «утопического социализма» начала XIX в. - Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Огромную роль сыграл и собственный – народнический социокультурный анализ национальных моделей хозяйства и быта в России.
Основа народнического проекта – концепция «русского общинного социализма». Относясь критически к болезненным процессам становления капитализма в Европе, сопровождаемыми классовыми битвами, обнищанием низших слоев населения, формированием слоя «буржуазных хищников» и расцветом «мещанства», народники «обнаружили» перспективу гармоничного развития России в крестьянской общине. Являясь по своим убеждениям социалистами – сторонниками принципа «социальной справедливости» - народники увидели в общине зачатки будущего социализма в России, который возможно реализовать, минуя стадию капитализма. А.И. Герцену принадлежит обобщенная формула общественного идеала народников: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм»
[19]. Герцен и его последователи считали перспективным вариантом исторического развития России возможность слияния европейских идей социализма с русской практикой общины.
Народничество имело несколько этапов своего становления: 1830-1850-е гг. формирование народнической идеологии в публицистике (Герцен и др.); 1860-е – начало 1870-х гг. – «кружковый» этап; 1874-1876 гг. - «Хождение в народ»; 1876-1881 гг. – деятельность нелегальных организаций («Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»); 1880-1890-е гг. – либеральное народничество, «идейная атака» марксистов на народнический проект; начало XX в. – формирование политических партий на идеологической базе народничества (эсеры, партия народников-коммунистов и др.).
На всех этапах среди идеологов народничества были сторонники революционного и эволюционного пути достижения идеала социалистического общества, но революционеры, как правило, преобладали. Революционные методы борьбы исповедовали Н.Г. Чернышевский, Н.А. Ишутин, И.А. Худяков, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П.Г. Заичневский, П.Э. Аргиропуло, М.Л. Михайлов и др.; эволюционные – Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, В.В. Берви-Флеровский, А.В. Долгушин, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, Я.В. Абрамов и др.
Начиная с 1860-х гг. социальную основу народничества составила разночинная интеллигенция – выходцы из различных сословий русского общества. У разночинцев, получивших качественное образование (университетское или средне-специальное), присутствовал «комплекс вины» перед простым народом, стремление к солидарности с ним и желание коренных перемен «во имя народного счастья».
В социально-политическом спектреРоссии народничество соприкасалось в отдельных элементах с конкурирующими идеологическими проектами: с либералами – в концепции предоставления «гражданских прав» населению, с консерваторами – ориентацией на национальные формы жизни и хозяйствования, с марксистами – в стратегии «социалистического идеала» и обоснованием «капитализма» как конфликтной системы «социальной несправедливости». Анархисты, вышедшие из среды народников (М.А. Бакунин и его последователи), разошлись с ними в понимании роли государства. Народники считали важным инициативную роль социалистического (народного) государства в общественных преобразованиях, а анархисты отрицали любые позитивные функции государства, настаивая на его «революционной ликвидации».