Файл: Тема 1 Вопрос Функции истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анархисты являлись критиками абсолютно всех идеологических проектов в России, предполагающих сохранение, в той или иной форме, государственности. Как отмечал А.А. Карелин, «Анархисты считают всякое государство консервативным, так как оно сохраняет старинные вредные учреждения - власть и собственность»[21].

Основные параметры анархистского проекта заключаются в следующем:

- биосоциальная природа человека и общества предполагает отмену всех принудительных институциональных ограничений естественных проявлений человеческой сущности – прежде всего отмену государства и формального права;

- человеческой личности необходимо предоставить абсолютную свободу, которая может самоограничеваться лишь «естественными» нормами морали;

- функционирование и развитие общества предполагается на основе самоорганизации, тотального самоуправления в пределах свободных ассоциаций, и федерализма (и даже глобального конфедерализма) – как реализации принципа взаимоотношений и взаимовыгодного сотрудничества любых свободных (не принудительных) человеческих объединений;

- в экономической сфере – тотально-коллективистское обобществление собственности и орудий производства (артельное, ассоциативное, кооперативное, синдикатное и т.д.); децентрализованная организация автономных хозяйств на принципах добровольности, равенства, справедливости, самоуправления - вплоть до трудовых объединений людей на основе однородных потребностей (Л. Черный: «Табачные фабрики будут принадлежать курильщикам, пивные - бахуситам и т д.»[22]);

- путь к этому лучшему будущему лежит исключительно через широкую социальную революцию, поскольку элиты «старого мира», все политические, экономические и юридические эксплуататоры общества не согласятся добровольно утерять свое привилегированное положение;

- акцентирование «бунтовской», революционной природы русского народа; рассмотрение России как перспективного очага «всемирной анархической революции».

 

Русский анархизм был крайне радикальным, максималистским направлением, ориентированным на скорое достижение своих целей через революционный перелом в обществе. Анархисты требовали не просто преобразования государства, а немедленного и полного его уничтожения, и создания на его месте нового экономического и социального порядка (Анархии). Цели революции анархисты видели в освобождении общества от государственного и духовного авторитаризма, в разрушении принудительных объединений, упразднении всех административных, судебных, гражданских и военных установлений и, наконец, в достижении «абсолютного» идеала свободы, равенства и справедливости. Анархисты связывали радикальный слом старого мира и возможность реализации нового социального проекта с «революционным вдохновением» и созидающим творчеством масс. «В революции должно быть 3/4 фантазии и 1/4 действительности» - полагал, например, М.А. Бакунин.


Однако, значительный «идейный удар» по народничеству и анархизму в конце XIX в. наносит другое революционное направление - русский марксизм.


Марксистский проект. Немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), являясь скорее «кабинетным ученым», чем активным политическим деятелем, открывает, тем не менее, «новую страницу» российской и мировой истории. В своих работах «Манифест Коммунистической партии», «К критике политической эконо­мии», «Немецкая идеология», «Капитал» и др. Маркс закладывает основы «диалектического и исторического материализма»[23], выявляет «объективные закономерности» и универсальные «формации» общественного развития, доказывает неизбежность «классовой борьбы» и счастливого коммунистического «окончания истории».

Еще 1840-50-х гг. русские западники - П. В.Аннен­ков, В.Т. Белинский и др. впервые познакомились с идеями марксизма, а эмигрантские радикалы из России - А.И. Герцен, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин знали К. Маркса лично, и прекрасно ориентировались в его теоретических построениях. Марксизм, таким образом, опосредовано влиял и на русский либерализм, и на народничество, и на анархизм. В 1860-70-х гг. появились первые переводы на русском языке некоторых работ К. Маркса (и его соратника - Ф. Энгель­са). К концу XIX – началу XX вв. в интеллектуальных кругах России К. Маркс становится наиболее известным и популярным политическим автором, а сам марксизм приобретает очертание «религиозного откровения», оказавшего влияние даже на философию «серебряного века» (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Многие русские мыслители и общественные деятели были буквально очарованы логической стройностью и экзистенциальным «революционным духом» марксисткой теории. Активному распространению марксизма в России способствовал бывший лидер народнических организаций «Земля и воля» и «Черный передел» Г.В.Плеханов (1856-1918).

В начале 1880-х гг. Плеханов, новым кумиром и безусловным научным авторитетом для которого становится К. Маркс, резко расходится с идеологами народничества, и наносит им чувствительный «идейно-политический удар». По мнению Плеханова, главный недостаток народнического проекта состоял в том, что «данный идеал общественного устройства рассматривался с точки зрения его жела­тельности для данной группы интеллигенции, а не с точки зрения отношения его к объективному ходу общественного развития»[24]. В своих работах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» Плеханов выдви­нул ряд ключевых положений русского марксизма: основа для анализа обществен­ного развития России - политическая философия, базирующаяся на матери­алистической диалектике Маркса; отрицание особо­го характера развития России (она должна пройти тот же путь, что и страны Западной Европы); прогрессивному экономическому развитию России препятствует крестьянская община и абсолютная монархия; социалистическая революция станет закономерным итогом продолжительного развития русского капитализма.


Критикуя анархистский проект («Очерки по истории материализма»), Плеханов утверждал, что надежды на перманентную революционную самоорганизацию угнетенных народных масс («природных бунтарей и анархистов») – безосновательны, а успех сопутствует не волюнтаристам, а тем революционерам, которые «улавливают» тенденции развития общества, и имеют социальную опору в виде определенных классов и политических партий. Плеханов так же впервые высказывал мысль о «мелкобуржуазном» характе­ре народничества и анархизма, которую поддержал и в дальнейшем развил другой крупнейший марксистский идеолог в России - В.И Ульянов (Ленин - 1870-1924).

Ключевыми авторами марксистского проекта в России так же являлись А.Н. Потресов, Л. Мар­тов, М.П. Неведомский, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатьев, П.П. Маслов, А.А. Богданов, И.Т. Церетели, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каме­нев, В.В. Воровский, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин и др.

Еще до работ Плеханова в России стали появляться первые марксистские организации – в Одессе «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г., лидер - Е.О. Заславский) и в Петербурге «Северный союз русских рабочих» (1878 г., лидер - В.П. Обнорский). Важнейшей вехой марксистского движения стала организация Г.В. Плеха­новым в Женеве группы «Освобождение труда» (1883), куда вошли бывшие народники В. Засулич, П. Аксельрод, Л. Дейч и др. Группа, ставившая целью распространение марксизма в России, трудилась весьма активно, издав с 1883 по 1903 год около 250 работ. Параллельно с группой Плеха­нова в самой России действовало несколько марксистских кружков - Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др. Они были немногочисленны, состояли в основном из студенчества и интеллиген­ции. Попытку объединить разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 г.) предприняли В. Ленин и Л. Мар­тов, но вскоре они были арестованы и сосланы в Сибирь. В 1898 г. в Минске, при отсутствии крупнейших марксистских лидеров (находились в эмиграции или ссылке), состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Важнейшими печатными изданиями в рамках марксистского проекта были: «Южный ра­бочий», «Вперед», «Искра», «Заря», «Про­летарий», «Новая жизнь», «Волна», «Эхо», «Социал-демократ», «Звезда», «Правда», «Мысль», «Просвещение», «Единство», «Призыв», «Голос социал-демократа», «Наша заря», «Социалис­тический вестник» и др.

Базовыми параметрами марксистского проекта в России являлись:

- претензия на универсальность и «истинную научность» марксистской теории, ярко выраженную, например, формулой Ленина: «Марксистское учение бессмертно, потому что оно – верно!»;


- примат экономики (экономический «базис») над политикой, культурой и идеологией («надстройка»);

- приверженность исторической теории универсальных общественно-экономических формаций К. Маркса (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая);

- биполярная основа социальной структуры в истории человечества – деление обществ на «класс эксплуататоров» и «класс эксплуатируемых»;

- классы определяются зависимостью положения членов общества в способе производства и трактуются как совокупность индивидов, объективно связанных общим экономическим статусом;

- акцентирование антагонизма (противоположности) экономических и политических интересов эксплуататоров и эксплуатируемых (рабы и рабовладельцы; феодалы и крестьяне; капиталисты и пролетариат);

- признание «борьбы классов» главным фактором исторического прогресса;

- признание революции высшим выражением классовой борьбы;

- выявление закономерностей исторического движения России к социализму и коммунизму, через последовательное прохождение формаций «феодализма» и «капитализма»;

- критика «крестьянского идеализма» народничества;

- критика «анархистских иллюзий» в способности «широких масс» русского народа к «революционной самоорганизации»;

- масштабная критика системы «капиталистической эксплуатации» (источник прибыли - не обращение капитала, а труд наемных работников, которые трудятся больше времени, чем им оплачивается. Эта «украденная» разница - основа прибыли владельца средств производства);

- акцент на необходимости активной политической борьбы рабочего класса в союзе с «отстающим» крестьянством для реализации своих «фундаментальных» экономических интересов;

- ставка на пролетариат как движущую силу социалистической революции, при организующей роли марксистской партии;

- «диктатура пролетариата» как единственно продуктивный тип революционного социалистического государства, способного окончательно покончить с капитализмом;

- ликвидация института частной собственности;

- обобществление средств производства - путем экспроприации у собственников и передачи тем, кто на них трудится;

- интернационализм, вера в конечное торжество «мировой пролетарской революции» и глобального коммунизма;

- формирование принципиально новой, предельно социализированной личности коммунистического общества, лишенной «частнособственнических инстинктов» и «родимых пятен» предшествующих исторических этапов («от каждого - по способностям, каждому – по потребностям»).