Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7. СССР в 1920 - 1953 гг. Период правления И.В.Сталина
Вопрос 1. Новая экономическая политика (НЭП).
К концу гражданской войны Россия лежала в руинах, а ущерб, нанесенный народному хозяйству, превзошел 50 млрд. золотых рублей. Промышленное производство по сравнению с 1913 г. упало в 7 раз (уровень промышленного производства упал до показателей 1861 г., а по производству металла – до времен Петра I), валовая продукция сельского хозяйства составила 2/3 довоенного уровня. Цены удваивались каждые три месяца, а продовольственный паек выдавался исключительно рабочим, занятым на самых необходимых работах.
С помощью политики «военного коммунизма», которая привела экономику страны к совершенному развалу, не удалось преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в I мировой войне, и усугубленную 3 годами гражданской войны. Население страны уменьшилось более чем на 11 млн. человек. Из-за недостатка топлива и сырья останавливались фабрики и заводы, а рабочие были вынуждены оставлять города и уезжать в деревню. Петроград лишился 60% рабочих, а Москва – 50%. Прервалось движение на 30 железных дорогах. Неудержимо нарастала инфляция, а в 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил и город и деревню.
Социально-политическое и хозяйственное развитие страны в 1920-е годы в значительной мере определялось наследием гражданской войны и политики «военного коммунизма». Сначала большевистские планы хозяйственного восстановления страны (отраженные в решениях IX съезда ВКП (б) в марте-апреле 1920 года и VIII Всероссийского съезда Советов в декабре того же года) исходили из «военно-коммунистической» концептуальной схемы и были сориентированы на применение, прежде всего, методов прямого государственного принуждения.
Однако эта стратегия натолкнулась на сопротивление народа. А поскольку угроза реставрации прежних аграрных отношений исчезла, крестьяне больше не хотели отдавать задаром хлеб государству по продразверстке, и сносить дальше произвол властей. В августа 1920 г. в Тамбовской и Воронежской губерниях началось крестьянское восстание, возглавляемое А.С. Антоновым. Для борьбы с возмутившимися крестьянами было сосредоточено более 50 тыс. солдат, 3 бронепоезда, 3 бронеотряда и 70 орудий. Несмотря на это подавить восстание не удавалось до лета 1922 г.
Кроме того, серьезные формирования восставших действовали на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону и Кубани, в Западной Сибири. К весне 1921 г. крестьянские восстания охватили значительную часть страны. Потери только Красной армии (не считая потерь частей ВЧК, милиции и пр.) при подавлении выступлений за 1921 г. превысили 171 тыс. человек.
Волнения достигли Кронштадта (военно-морской крепости в Финском заливе, в 29 км от Петрограда), когда в марте 1921 г. моряки и красноармейцы крепости потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов, предоставления свободы слова, собраний и союзов, обеспечения свободы торговли, ликвидации продразверстки. Восставшие ожидали, что их поддержат рабочие Питера, а затем рабочие и крестьяне всей страны. Но этого не произошло. Правительство установило осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Части Красной армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП (б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. Приблизительно 2,5 тыс. матросов было арестовано, а 6-8 тыс. «ушли» по льду Финского залива в Финляндию.
Разруха и голод, восстания крестьян и матросов, возмущения рабочих – все это подтверждало, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис, который поразил основные сферы народного хозяйства – промышленность, транспорт, снабжение. Вследствие этого Ленин был вынужден модифицировать внутриполитический курс и признать, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.
Ленинский анализ политической обстановки в стране определил решения Х съезда РКП (б), состоявшимся в марте 1921 г. На съезде было принято решение о замене продразверстки продовольственным налогом – первый шаг к новой экономической политике («нэп»). Ленину понадобилось немало стараний и времени, чтобы убедить партию и крестьянские массы в том, что нэп – это «всерьез и надолго». Из ленинских положений следует, что в целом его концепция представляла нэп как путь к социализму через государственный капитализм в условиях пролетарского государства.
По сути, нэп являлся антикризисной программой, сущность которой заключалась в возрождении многоукладной экономики и применении организационно-технического опыта капиталистического хозяйства, при сохранении «командных высот» в руках большевиков. Под «командными высотами» понимались политические и экономические рычаги влияния: монопольная роль правящей большевистской партии, национализированная земля и недра, государственный сектор в промышленности, централизация финансовой системы и монополия внешней торговли.
Переход к нэпу означал размежевание со старой политикой «военного коммунизма». Ленин отмечал, что нэп являлся новинкой только по сравнению со временем «красногвардейской атаки на капитал». О попытке непосредственного введения военно-коммунистических отношений он говорил, что это была и ошибка, и в то же время проба и расчистка почвы для революционных преобразований.
Первостепенной политической целью нэпа являлось снятие социальной напряженности и укрепление социальной базы советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель нэпа заключалась в предотвращении дальнейшего усугубления разрухи, выходу из кризиса и восстановлении хозяйства. Социальной целью являлось обеспечение благоприятных условий для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был направлен на возобновление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических отношений.
Переход к нэпу законодательно был оформлен в марте 1921 г. декретом ВЦИК, а также решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре того же года. Новая экономическая политика включала в себя комплекс экономических и социально-политических мероприятий, которые означали «отступление» от принципов военного коммунизма, а именно – возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение отдельных требований крестьянства. Все принадлежащие государству предприятия переводились на хозяйственный расчет, определявшийся соотношением прибылей и издержек. Наиболее рентабельные из них группировались в тресты по принципам однородности продукции или стадий переработки сырья.
Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки, как способа государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража - на продналог. Отныне предлагалось не отнимать у крестьянина все «излишки» выращенных им продуктов, лишая его стимула к труду, а установить твердый налог – процентное отчисление от урожая. Место голого принуждения занимал материальный интерес. Продналог устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года, и был в 2 раза меньше продразверстки. А после выполнения государственных поставок крестьянам разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Продналог узаконил наличие хлебных излишков в крестьянском хозяйстве и создал
, таким образом, первоначальный рыночный фонд. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Новая, экономическая форма взаимоотношений государственной власти и крестьянства довольно быстро отразилась на «умиротворении» деревни. Отмечалось, что декрет о продналоге почти повсеместно имел только «положительные результаты» и отношение населения резко изменилось «в сторону партии и Советской власти».
Прекратилось насильственное насаждение коммун в деревне, где начинал укрепляться частный, мелкотоварный сектор. Крестьяне-единоличники давали более 98% сельскохозяйственной продукции, а нэп на селе был направлен на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна превзошел более чем на 20% среднегодовой уровень предвоенной России. Государство поощряло развитие кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и пр.
В производстве и торговле частным лицам позволялось открывать или брать в аренду мелкие и некоторые средние предприятия. Отменялся декрет о всеобщей национализации, а крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так появился новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Была отменена строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции, а деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет. К середине 20-х годов капиталистический сектор производил 27% всей промышленной продукции, а в розничной торговле нэпманы контролировали 75% товарооборота и 18% - в оптовой.
Внедрялись в нэп и элементы долгосрочного планирования. Так, накануне введения нэпа - в декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО, согласно которому предусматривалось строительство 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт, восстановление разрушенных фабрик, заводов и шахт, реконструкция старых предприятий и строительство новых.
В 1921-1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовой сферой. В феврале 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). В результате денационализации мелкой и, отчасти, средней промышленности к концу 1922 г. в руках государства осталась лишь 1/3 ранее национализированных предприятий. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы соединялись в государственные тресты: «Югосталь», «Химуголь», «Донуголь», «Северолес», «Сахаротрест» и т.д. Общее руководство трестами исполнял Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), который же и перераспределял полученную ими прибыль. На правление треста возлагались только функции прямого оперативного управления. Уравнительная оплата труда заменялась тарифной, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество произведенных продуктов, а натуральные формы оплаты труда («пайки») вытеснялись денежной в виде зарплаты. Отменялись всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.
Развитие товарно-денежных отношений вело к возрождению всероссийского внутреннего рынка. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Киевская и др., допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности и торговле.
По условиям хозяйственной деятельности (кредит, налоги, товароснабжение) потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-промысловая кооперация были поставлены в более выгодное положение, чем частный капитал, а в конце 1923 – начале 1924 гг. потребительская кооперация переводится на добровольное членство (на остальные кооперативные системы обязательное членство в годы гражданской войны не распространялось).
В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, а также страховые общества. В 1921-1924 гг. создается двухуровневая банковская система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги). Бралась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности.
Решающую роль в финансовой стабилизации сыграла денежная реформа 1922-1924 гг.: сократилась эмиссия бумажных денег, и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. До 25% банковского обеспечения новых денег состояло из золота, других ценных металлов и иностранной валюты по курсу золота. Остальное гарантировалось заведомо ликвидными товарами, короткосрочными векселями и государственными обязательствами. Декрет СНК от 25 июля 1922 г. устанавливал регулярную публикацию данных о размерах эмиссии «золотых банкнотов» и их обеспеченности. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит, а с октября 1924 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен по закону.
Правда, червонец непродолжительно оставался конвертируемой валютой: уже в начале 1926 года спрос частного рынка на иностранную валюту и золото настолько превысил предложение, что Госбанк и Наркомфин пришли к выводу о необходимости прекращения размена.
Вопрос 1. Новая экономическая политика (НЭП).
К концу гражданской войны Россия лежала в руинах, а ущерб, нанесенный народному хозяйству, превзошел 50 млрд. золотых рублей. Промышленное производство по сравнению с 1913 г. упало в 7 раз (уровень промышленного производства упал до показателей 1861 г., а по производству металла – до времен Петра I), валовая продукция сельского хозяйства составила 2/3 довоенного уровня. Цены удваивались каждые три месяца, а продовольственный паек выдавался исключительно рабочим, занятым на самых необходимых работах.
С помощью политики «военного коммунизма», которая привела экономику страны к совершенному развалу, не удалось преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в I мировой войне, и усугубленную 3 годами гражданской войны. Население страны уменьшилось более чем на 11 млн. человек. Из-за недостатка топлива и сырья останавливались фабрики и заводы, а рабочие были вынуждены оставлять города и уезжать в деревню. Петроград лишился 60% рабочих, а Москва – 50%. Прервалось движение на 30 железных дорогах. Неудержимо нарастала инфляция, а в 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил и город и деревню.
Социально-политическое и хозяйственное развитие страны в 1920-е годы в значительной мере определялось наследием гражданской войны и политики «военного коммунизма». Сначала большевистские планы хозяйственного восстановления страны (отраженные в решениях IX съезда ВКП (б) в марте-апреле 1920 года и VIII Всероссийского съезда Советов в декабре того же года) исходили из «военно-коммунистической» концептуальной схемы и были сориентированы на применение, прежде всего, методов прямого государственного принуждения.
Однако эта стратегия натолкнулась на сопротивление народа. А поскольку угроза реставрации прежних аграрных отношений исчезла, крестьяне больше не хотели отдавать задаром хлеб государству по продразверстке, и сносить дальше произвол властей. В августа 1920 г. в Тамбовской и Воронежской губерниях началось крестьянское восстание, возглавляемое А.С. Антоновым. Для борьбы с возмутившимися крестьянами было сосредоточено более 50 тыс. солдат, 3 бронепоезда, 3 бронеотряда и 70 орудий. Несмотря на это подавить восстание не удавалось до лета 1922 г.
Кроме того, серьезные формирования восставших действовали на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону и Кубани, в Западной Сибири. К весне 1921 г. крестьянские восстания охватили значительную часть страны. Потери только Красной армии (не считая потерь частей ВЧК, милиции и пр.) при подавлении выступлений за 1921 г. превысили 171 тыс. человек.
Волнения достигли Кронштадта (военно-морской крепости в Финском заливе, в 29 км от Петрограда), когда в марте 1921 г. моряки и красноармейцы крепости потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов, предоставления свободы слова, собраний и союзов, обеспечения свободы торговли, ликвидации продразверстки. Восставшие ожидали, что их поддержат рабочие Питера, а затем рабочие и крестьяне всей страны. Но этого не произошло. Правительство установило осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Части Красной армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП (б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. Приблизительно 2,5 тыс. матросов было арестовано, а 6-8 тыс. «ушли» по льду Финского залива в Финляндию.
Разруха и голод, восстания крестьян и матросов, возмущения рабочих – все это подтверждало, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис, который поразил основные сферы народного хозяйства – промышленность, транспорт, снабжение. Вследствие этого Ленин был вынужден модифицировать внутриполитический курс и признать, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.
Ленинский анализ политической обстановки в стране определил решения Х съезда РКП (б), состоявшимся в марте 1921 г. На съезде было принято решение о замене продразверстки продовольственным налогом – первый шаг к новой экономической политике («нэп»). Ленину понадобилось немало стараний и времени, чтобы убедить партию и крестьянские массы в том, что нэп – это «всерьез и надолго». Из ленинских положений следует, что в целом его концепция представляла нэп как путь к социализму через государственный капитализм в условиях пролетарского государства.
По сути, нэп являлся антикризисной программой, сущность которой заключалась в возрождении многоукладной экономики и применении организационно-технического опыта капиталистического хозяйства, при сохранении «командных высот» в руках большевиков. Под «командными высотами» понимались политические и экономические рычаги влияния: монопольная роль правящей большевистской партии, национализированная земля и недра, государственный сектор в промышленности, централизация финансовой системы и монополия внешней торговли.
Переход к нэпу означал размежевание со старой политикой «военного коммунизма». Ленин отмечал, что нэп являлся новинкой только по сравнению со временем «красногвардейской атаки на капитал». О попытке непосредственного введения военно-коммунистических отношений он говорил, что это была и ошибка, и в то же время проба и расчистка почвы для революционных преобразований.
Первостепенной политической целью нэпа являлось снятие социальной напряженности и укрепление социальной базы советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель нэпа заключалась в предотвращении дальнейшего усугубления разрухи, выходу из кризиса и восстановлении хозяйства. Социальной целью являлось обеспечение благоприятных условий для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был направлен на возобновление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических отношений.
Переход к нэпу законодательно был оформлен в марте 1921 г. декретом ВЦИК, а также решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре того же года. Новая экономическая политика включала в себя комплекс экономических и социально-политических мероприятий, которые означали «отступление» от принципов военного коммунизма, а именно – возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение отдельных требований крестьянства. Все принадлежащие государству предприятия переводились на хозяйственный расчет, определявшийся соотношением прибылей и издержек. Наиболее рентабельные из них группировались в тресты по принципам однородности продукции или стадий переработки сырья.
Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки, как способа государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража - на продналог. Отныне предлагалось не отнимать у крестьянина все «излишки» выращенных им продуктов, лишая его стимула к труду, а установить твердый налог – процентное отчисление от урожая. Место голого принуждения занимал материальный интерес. Продналог устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года, и был в 2 раза меньше продразверстки. А после выполнения государственных поставок крестьянам разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Продналог узаконил наличие хлебных излишков в крестьянском хозяйстве и создал
, таким образом, первоначальный рыночный фонд. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Новая, экономическая форма взаимоотношений государственной власти и крестьянства довольно быстро отразилась на «умиротворении» деревни. Отмечалось, что декрет о продналоге почти повсеместно имел только «положительные результаты» и отношение населения резко изменилось «в сторону партии и Советской власти».
Прекратилось насильственное насаждение коммун в деревне, где начинал укрепляться частный, мелкотоварный сектор. Крестьяне-единоличники давали более 98% сельскохозяйственной продукции, а нэп на селе был направлен на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна превзошел более чем на 20% среднегодовой уровень предвоенной России. Государство поощряло развитие кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и пр.
В производстве и торговле частным лицам позволялось открывать или брать в аренду мелкие и некоторые средние предприятия. Отменялся декрет о всеобщей национализации, а крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так появился новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Была отменена строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции, а деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет. К середине 20-х годов капиталистический сектор производил 27% всей промышленной продукции, а в розничной торговле нэпманы контролировали 75% товарооборота и 18% - в оптовой.
Внедрялись в нэп и элементы долгосрочного планирования. Так, накануне введения нэпа - в декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО, согласно которому предусматривалось строительство 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт, восстановление разрушенных фабрик, заводов и шахт, реконструкция старых предприятий и строительство новых.
В 1921-1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовой сферой. В феврале 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). В результате денационализации мелкой и, отчасти, средней промышленности к концу 1922 г. в руках государства осталась лишь 1/3 ранее национализированных предприятий. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы соединялись в государственные тресты: «Югосталь», «Химуголь», «Донуголь», «Северолес», «Сахаротрест» и т.д. Общее руководство трестами исполнял Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), который же и перераспределял полученную ими прибыль. На правление треста возлагались только функции прямого оперативного управления. Уравнительная оплата труда заменялась тарифной, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество произведенных продуктов, а натуральные формы оплаты труда («пайки») вытеснялись денежной в виде зарплаты. Отменялись всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.
Развитие товарно-денежных отношений вело к возрождению всероссийского внутреннего рынка. Воссоздаются крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Киевская и др., допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности и торговле.
По условиям хозяйственной деятельности (кредит, налоги, товароснабжение) потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-промысловая кооперация были поставлены в более выгодное положение, чем частный капитал, а в конце 1923 – начале 1924 гг. потребительская кооперация переводится на добровольное членство (на остальные кооперативные системы обязательное членство в годы гражданской войны не распространялось).
В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, а также страховые общества. В 1921-1924 гг. создается двухуровневая банковская система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги). Бралась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности.
Решающую роль в финансовой стабилизации сыграла денежная реформа 1922-1924 гг.: сократилась эмиссия бумажных денег, и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. До 25% банковского обеспечения новых денег состояло из золота, других ценных металлов и иностранной валюты по курсу золота. Остальное гарантировалось заведомо ликвидными товарами, короткосрочными векселями и государственными обязательствами. Декрет СНК от 25 июля 1922 г. устанавливал регулярную публикацию данных о размерах эмиссии «золотых банкнотов» и их обеспеченности. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит, а с октября 1924 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен по закону.
Правда, червонец непродолжительно оставался конвертируемой валютой: уже в начале 1926 года спрос частного рынка на иностранную валюту и золото настолько превысил предложение, что Госбанк и Наркомфин пришли к выводу о необходимости прекращения размена.