Файл: Курсовая работа по дисциплине Аудит Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками (тема).docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Аудит»
Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками
(тема)
| Выполнил студент Иванов Игорь Алексеевич, группа ___________, заочная форма обучения, направление подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Бухгалтерский учет и аудит |
| Проверил Кудрявцева Ирина Юрьевна Должность: доцент кафедры учета и финансов Ученая степень: канд. экон. наук Ученое звание: доцент |
Челябинск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
1 | Планирование аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками | | |
| 1.1 | Цели, задачи и информационная база аудита | 5 |
| 1.2 | Стратегия и план аудита с покупателями и заказчиками | 9 |
2 | Методика аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками | 16 | |
| 2.1 | Характеристика аудиторских процедур проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками | 16 |
| 2.2 | Формирование классификатора типичных ошибок расчетов с покупателями и заказчиками | 28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 31 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Любые организации, независимо от сферы деятельности и формы собственности, ведут расчеты с покупателями и заказчиками, продавая продукцию и товары, оказывая услуги или выполняя работы. Рациональные и корректно выстроенные отношения, возникающие при работе с покупателями и заказчиками, являются одним из важнейших условий плодотворной деятельности организации, ведь от состояния расчетов с покупателями и заказчиками во многом зависит общее финансовое состояние хозяйствующего субъекта, а также его платежеспособность. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях современной действительности, когда экономическое положение в стране является нестабильным, а рынок товаров и услуг терпит потери, корректный, достоверный и своевременный учет расчетов с покупателями и заказчиками является важнейшим показателем хозяйственной деятельности организации. Помимо этого, актуальность выбранной темы также обусловлена наличием проблемы в организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками. Внедрение в работу организации эффективных систем учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками может повысить эффективность деятельности организации, сократить долю дебиторской и кредиторской задолженностей, предотвратить ошибки, возникающие при ведении
учета расчетов с покупателями и заказчиками, а также поспособствовать росту инвестиционной привлекательности организации.
Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов методики аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить цели, задачи и информационная база аудита;
– стратегию и план аудита с покупателями и заказчиками;
– охарактеризовать аудиторские процедуры проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками;
– раскрыть формирование классификатора типичных ошибок расчетов с покупателями и заказчиками.
Предметом исследования в представленной работе выступает порядок методики аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Объект исследования – Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в раскрытии основных понятий и сущности методики аудита расчетов с покупателями и заказчиками, а также в возможности применения разработанных рекомендаций в дальнейшей деятельности исследуемой организации.
Информационной базой исследования в данной курсовой работе выступили нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебно-методическая и научная литература, информационные ресурсы сети Интернет.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, таблиц, рисунков.
1 Планирование аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Цели, задачи и информационная база аудита
Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. Аудит направлен на проведение разного рода проверок, консультирование клиентов по вопросам в сфере бухгалтерского и налогового учёта, управления организацией и другим вопросам. Аудиторская проверка ограничена по времени и ресурсам, поэтому её подготовкой должен заниматься подготовленный и специализированный специалист, которым является аудитор, частный, или в составе аудиторской группы от организации [5].
В ходе подготовки должны быть определены основные цели, задачи, выбраны основные методы, с помощью которых будет проводиться проверка. Также наиболее важным моментом является определение объема аудита, того количества и качества информации, которая необходима аудитору для того что бы выразить мнение о достоверности отчётности организации. В ходе проведения аудита, аудитору необходимо собрать аудиторские доказательства, которые послужат основой для формирования его профессионального мнения.
По окончании проверки, аудитор, руководствуясь собранными доказательствами и профессиональным суждением, выражает мнение о достоверности отчётности, либо отказывается от выражения мнения. Прочной отказа может послужить множество причин, такие как ограничение объёма аудита либо невозможность определить достоверность предоставленной документации.
Основной целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженности.
Для выполнения данной цели, необходима реализация целого ряда задач [6]:
– установить насколько правильно исчислены и отражены в учете расчеты с покупателями, заказчиками;
– проверить, соответствуют ли нормам законодательства, договоры на реализацию продукции, товаров и услуг, в части обоснованности и своевременности заключения;
– определить правильность и размер отражения оплат от покупателей за реализованную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, а также сопоставить данные расчётом с суммами дебиторской задолженности;
– установить соответствует ли размеры авансовых платежей условиям договора с покупателями;
– определить порядок уплаты налогов и сопоставить данным с соответствующими налоговых начислений
– установить соответствуют ли методы учёта расчётов с покупателями и заказчиками методам, закрепленным в учётной политике организации;
– установить правильность расчётов с бюджетом по уплате НДС сопоставить с расчётными данными организации;
– произвести проверку правильности исчисления и уплаты налога на прибыль на предмет искажения данных с целью занижения налогооблагаемой базы.
Выполнив данный перечень задач, аудитор будет обладать информацией, которая является фундаментальной основой для выражения мнения о достоверности показателей расчётов с покупателями и заказчиками в отчётности организации.
На подготовительном этапе аудиторской проверки расчётов с покупателями и заказчиками, аудитору обратить внимание на то, что при аудите данного сегмента учёта, большое значение имеет юридическая обоснованность действий организации. Аудитор должен установить насколько правильно и законно оформлены договоры на поставку, насколько обоснованы суммы НДС, представленные к вычету и т.д. В связи с этим, аудитор должен учитывать данный факт при определении объёма аудита.
В случае проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками информационной базой проведения проверки служат такие документы как [10]:
– учетная политика организации, утверждённая приказом;
– главная книга организации;
– бухгалтерский финансовая отчётность с приложениями и расшифровками;
– кассовая книга организации;
– журнал-ордер №11;
– книга продаж;
– выписка по расчётному счёту в уполномоченном банке, реестр платежей;
– кассовые документы: приходные и расходные кассовые ордера;
– договора с покупателями и заказчиками на поставку товаров, оказание
услуг, выполнение работ;
– оборотно-сальдовые ведомости по счетам 50, 51, 62, 68, 90 и субсчетам, открытым к ним;
– первичная учётная документация (ТОРГ-12, счета-фактуры, УПД, акты выполненных работ, оказанных услуг и прочее)
– акты о проведении прошлых проверок, инвентаризаций расчётов, при наличии акты проверок систем внутреннего контроля (внутренний аудит).
На основании утвержденной учётной политики аудитор получает информацию о следующем:
– рабочий планом счетов, используемый организацией при ведении учёта;
– формы первичной документации и регистров бухгалтерского учёта, используемые при ведении учёта;
– график документооборота, в части учета расчетов с покупателями и заказчиками;
– перечень лиц, уполномоченных для подписи документации;
– организация, форма, методы и сроки проведения инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками.
По данным бухгалтерского баланса аудитор получает информации о состоянии стоимостной оценки таких статей баланса как «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность», «Денежные средства и их эквиваленты».
На основании первичной документации по оформлению и отражению в учете расчётов с покупателями и заказчиками (договоры, ТОРГ-12, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, выписки банка, реестры чеков, расходные и приходные кассовые ордера и квитанции к ним), акты сверок расчётов с покупателями и заказчиками и прочее) аудитор сможет оценить реальность, объёмы и сроки расчётов, их обоснованность и соответствие нормам законодательства.
Организации, применяющие в ходе учёта журналы-ордера, используют журнал-ордера № 11. Данный журнал ордер является учетным регистром для учета отгруженной и готовой продукции.
На основе регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает [7]:
– количество сделок по реализации;
– какой формой расчётов пользовались организации при выполнении оплат;
– каким образов ведется аналитический учёт покупателей, заказчиков, реализованной продукции, отгруженной продукции, поступивших денежных средств;
– нетипичные для организации бухгалтерские проводки при учёте расчётов с покупателями и заказчиками.
Аудитор должен осознавать, что при большом числе покупателей и заказчиков, повышаются аудиторские риски, и учитывать это при определении выборки по данному участку. От того, насколько грамотно и профессионально аудитор сформирует объём аудита, зависит насколько качественно будет произведена аудиторская проверка и насколько обоснованным окажется его мнение о достоверности отчётных показателей организации, в части расчётов с покупателями и заказчиками.