Файл: Курсовая работа по дисциплине Аудит Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками (тема).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании проведенного опроса делается вывод о надежности и эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия. Количество положительных ответов на предложенные вопросы в процентном соотношении относят к высокой либо низкой степени надежности.

После оценки системы учета и внутреннего контроля в рамках работы составляется план и программа аудиторской проверки. Программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками представлена в таблице 2.2.

Программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками была разработана с учетом планируемых аудиторских рисков, а также согласно отраженному в учетной политике предприятия уровню существенности. В программу проверки не включены процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками по тем операциям, которые не совершаются.

Таблица 2.2 – Программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками



п/п

Наименование аудиторских процедур

Рабочие документы

1. Проверка наличия и оформления договоров с покупателями и заказчиками

1.

Проверка наличия договоров с

покупателями и заказчиками


Договоры, дополнительные соглашения

2.

Проверка правильности оформления

договоров с покупателями и заказчиками

2. Проверка организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и

заказчиками


3.

Поверка законности первичной учетной

документации по расчетам с покупателями и заказчиками

Главная книга, договоры, гарантийные письма, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, данные бухгалтерского учета, отчетность, учетная политика, рабочий план счетов, расчетные документы


4.

Проверка соблюдения правил оформления первичных документов по

расчетам с покупателями и заказчиками


5.

Проверка достоверности, полноты и

точности отражения в учете операций по расчетам с покупателями и заказчиками


6.

Проверка оперативности отражения в учете операций по расчетам с

покупателями и заказчиками




Продолжение таблицы 2.2



п/п

Наименование аудиторских процедур

Рабочие документы

7.

Проверка соблюдения графика

документооборота в организации




8.

Проверка соблюдения правил хранения

документов в организации

3. Проверка правильности организации и ведения синтетического и аналитического

учета расчетов с покупателями и заказчиками


9.

Проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с

покупателями и заказчиками





10.

Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета по расчетам с покупателями и

заказчиками


Главная книга, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, данные бухгалтерского учета, отчетность, учетная политика, рабочий план счетов, расчетные документы


11.

Проверка правильности отражения в отчетности организации итоговых данных по расчетам с покупателями и

заказчиками

4. Проверка наличия и состояния дебиторской и кредиторской задолженностей

12.

Проверка реальности дебиторской и

кредиторской задолженностей

Акты сверок, приказы о списании задолженностей, бухгалтерские справки, договоры, гарантийные письма, первичные учетные документы, расчетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, учетная политика

13.

Проверка своевременности и

правильности списания задолженностей

14.

Проверка проведения инвентаризации

расчетов с покупателями и заказчиками

15.

Проверка правильности оформления

результатов инвентаризации



Внутренний аудит расчетов с покупателями и заказчиками проводится на основании данных, полученных из рабочих документов (договоры, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, учетная политика, рабочий план счетов, расчетные документы) за 2022 г.

В процессе проведения внутреннего аудита расчетов с покупателями и заказчиками в число планируемых работ были включены:

– проверка наличия и оформления договоров с покупателями и заказчиками;


  • проверка организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками;

  • проверка правильности организации и ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;

  • проверка наличия и состояния дебиторской и кредиторской задолженностей. 

В качестве методов аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками применяются запросы информации, опросы руководителей и ответственных за данный участок учета работников, пересчеты, аналитические процедуры, инспектирование документов, наблюдение, инвентаризация расчетов, прослеживание и др.

Первым этапом проведения процедур внутреннего аудита выступает проверка наличия и оформления договоров с покупателями и заказчиками.

В результате проверки наличия договоров с покупателями и заказчиками было выявлено, что договоры поставки заключаются только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В то время как договоры поставки с физическими лицами не оформляются вовсе.

В результате опроса ответственных работников устанавливается, что чаще всего инициаторами заключения договоров поставки являются сами покупатели, в основном постоянные клиенты. Договоры поставки с разовыми клиентами в исследуемой организации практически не заключаются. Следовательно, договоры поставки имеются не со всеми клиентами и не по всем хозяйственным операциям.

Договоры с заказчиками (на оказание услуг, выполнение работ) на практике заключались только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Напомним, что оплата по таким договорам производится в большинстве случаев после оказания услуг (выполнения работ). Это обстоятельство, в свою очередь, требует заключения договоров для защиты своих же интересов. Однако данный вид договора также, как и договор поставки заключается только по инициативе клиента. Из этого следует, что договоры на оказание услуг (выполнение работ) в организации имеются в крайне небольшом количестве.

Также в результате проверки было обнаружено наличие гарантийных писем от покупателей, которым предоставлялась отсрочка (рассрочка) платежа, т.е. отгрузка продукции осуществлялась без предварительной оплаты заказа. Данные письма являются гарантией оплаты отгруженной, но не оплаченной клиентом продукции.


Следует отметить, что учет заключенных с покупателями (заказчиками) договоров на предприятиях в большинстве случаев систематизирован и ведется как в электронном виде, так и на бумажных носителях. Подписанные покупателями и заказчиками договоры хранятся в специально отведенных местах.

В процессе проверки оформления договоров с покупателями и заказчиками было выявлено, что все имеющиеся договоры оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключенные договоры с покупателями и заказчиками отражают экономическую сущность совершаемых сделок. Помимо всего прочего, в договорах имеются все необходимые условия сделок, а значит, риск признания договоров недействительными отсутствует.

Следующим блоком работ по внутреннему аудиту выступала проверка организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Напомним, что бухгалтерский учет ведется автоматизировано с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых определены в типовой версии программы 1С: Предприятие 8.2.

Согласно учетной политике в качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлениями Госкомстата РФ. При совершении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы.

Итак, в ходе проведения вышеуказанной проверки было выявлено, что на все совершенные хозяйственные операции по расчетам с покупателями и заказчиками в учете имеются первичные учетные и расчетные документы.

В используемой организацией программе регистрируются все факты совершаемых сделок с физическими и юридическими лицами, а также с индивидуальными предпринимателями.

Первичные учетные документы оформляются при совершении факта финансово-хозяйственной сделки – в день поступления оплаты на расчетный счет или в день фактической отгрузки продукции покупателю. Подготовленные для покупателей и заказчиков первичные учетные документы передаются им вместе с отгрузкой заказанной продукции (сдачей работ).

Первичные учетные документы при работе с физическими лицами оформляются в общем порядке, но не отправляются на подпись клиентам, а передаются в места хранения первичной документации. После отправки заказа и его получения клиентом к первичным учетным документам по той или иной сделке прикрепляют подписанное покупателем (заказчиком) уведомление о вручении (при отправке Почтой России) или экспедиторскую