Файл: Курсовая работа по дисциплине Аудит Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками (тема).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


расписку (при отправке транспортной компанией), что свидетельствует о получении клиентом заказанной продукции.

Однако при работе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями существует проблема – не все клиенты возвращают подписанные со своей стороны первичные документы. Это может быть связано как с халатностью бухгалтерии клиента, так и с утерей письма с документами в пути.

С целью контроля возврата первичной документации, к примеру, в одной организации, в I квартале года, следующего за отчетным бухгалтерией проводится проверка наличия подписанных со стороны покупателей и заказчиков товарных накладных и актов об оказании услуг. В случае отсутствия подписанных со стороны клиента документов вновь отправляет их на подпись покупателю (заказчику) и информирует его об этом посредством электронной, телефонной или факсимильной связи.

В результате проведения проверки организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками чаще выявляется, что на предприятии отсутствует график документооборота. Этот факт, безусловно, является отрицательным моментом в организации бухгалтерского учета, поскольку отсутствие графика документооборота может привести к несвоевременному отражению операций в учете, или вовсе спровоцировать утерю тех или иных документов.

Проверка соблюдения правил хранения документов в организации может показать, что нет специально оборудованного помещения (архива) для хранения документов. В помещении бухгалтерии хранятся только документы за три последующих года (не считая отчетного). Документы, которые необходимо передать в архив группируют в папки и складывают в картонные коробки, после чего перемещают в складское помещение на территории организации. В процессе проверки не было обнаружено ни сдаточных описей, ни приемно-сдаточных актов, ни актов о выделении документов к уничтожению.

Однако положительным моментом в соблюдении правил хранения документов является наличие в организации лицензированной бухгалтерской программы, антивирусных программ, а также системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется формирование, обобщение и хранение первичных документов. Помимо этого, данные электронного учета периодически дублируются на случай потери или уничтожения информации.


Для осуществления проверки оперативности отражения в учете операций с покупателями и заказчиками была произведена выборочная проверка соответствия первичных учетных документов, подтверждающих реализацию продукции, данным регистров бухгалтерского учета. Проведенная проверка подтвердила оперативность регистрации фактов финансово-хозяйственной деятельности в данной категории учета.

При проведении проверки законности первичной учетной документации по расчетам с покупателями и заказчиками было проверено наличие всех оправдательных документов, используемых при расчетах. Следует отметить, что в документах содержатся все необходимые и обязательные реквизиты. Нарушения и ошибки не выявлены.

В результате проведенной проверки на соблюдение правил оформления первичных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками никаких нарушений в их оформлении также выявлено не было.

Следующими процедурами в рамках проведения внутреннего аудита выступают процедуры проверки правильности организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

При проверке правильности корреспонденции счетов в учете предприятия фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов бухгалтерского учета установлено не было, либо имеет место быть.

Поскольку в организации применяется автоматизированная система учета, и все регистры формируются автоматически, потребностей в процедуре сверки итоговых данных по регистрам аналитического учета с суммами синтетического счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» не обнаружено либо обнаружено.

Проверка бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах выявила, что все суммы, отраженные в отчетности учтены правильно и соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Заключительным этапом при проведении внутреннего аудита расчетов с покупателями и заказчиками явилась проверка наличия и состояния задолженностей в исследуемой организации.

Для целей этой процедуры была проведена проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Проверка была произведена посредством изучения имеющихся актов сверок с контрагентами за проверяемый период, а также путем проведения выборочной инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками и отправки в их адрес запросов на подтверждение числящихся в учете задолженностей.



Следует отметить, что инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ВКУСНОТЕЕВО» проводится, однако итоги инвентаризации расчетов оформляются в свободной форме без использования унифицированной формы № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами».

В ходе проверки могут быть обнаружены факты списания просроченных задолженностей на финансовые результаты организации, т.к. согласно учетной политике отчисления в резерв по сомнительным долгам не производятся. Списание просроченной дебиторской задолженности оформляются соответствующими документами, а в бухгалтерском учете производятся все необходимые записи.

Как правило, задолженность, отнесенная на убытки организации, не дает основания прекратить текущий контроль за ней и с момента ее отнесения на убытки продолжает числиться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», однако в многих организациях указанный счет не применяется.

В результате проведенной проверки исков на взыскание просроченной дебиторской задолженности ставится факт обнаружения либо о его отсутствии, также, как и случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого.

Результаты аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками и рекомендации по устранению выявленных нарушений представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Результаты аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками



п/п

Перечень выявленных

нарушений

Рекомендации по устранению

нарушений

1. Проверка наличия и оформления договоров с покупателями и заказчиками



1.



Отсутствие договоров с покупателями

Оформлять счета на оплату, указывая в них не только наименование товара, его количество и цену, но и основные

условия договоров поставки (например, условия оплаты и отгрузки заказа)



2.



Отсутствие договоров с заказчиками

Заключать договоры на оказание услуг (выполнение работ) в обязательном порядке, т.к. оплата по таким

договорам производится после оказания услуги (выполнения работы)

2. Проверка организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и

заказчиками


3.


Отсутствие графика документооборота

Разработать и утвердить график

документооборота, а также ознакомить с ним всех ответственных работников


4.


Отсутствие специально оборудованного помещения для хранения документов

Оборудовать на территории организации архив, а также организовать ведение всей

необходимой документации

3. Проверка правильности организации и ведения синтетического и аналитического

учета расчетов с покупателями и заказчиками


5.


Нарушений по данному разделу проверки расчетов с покупателями и заказчиками выявлено в ходе внутреннего аудита не было

4. Проверка наличия и состояния дебиторской и кредиторской задолженностей



6.


Оформление результатов инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками ненадлежащим образом

Оформлять результаты инвентаризации расчетов с использованием унифицированной формы ИНВ-17

«Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами»



Продолжение таблицы 2.3



п/п

Перечень выявленных

нарушений

Рекомендации по устранению

нарушений


7.

Ненадлежащее списание и оформление в бухгалтерском учете сомнительной дебиторской задолженности

Создавать резервы сомнительных долгов (счет 63 «Резервы по сомнительным долгам») с отнесением сумм резервов на финансовые

результаты организации

Отражать безнадежную задолженность, списанную за счет резерва по сомнительным долгам или отнесенную на финансовые результаты организации, в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность

неплатежеспособных дебиторов»


По результатам проведенной в рамках курсовой работы проверки расчетов с покупателями и заказчиками выявляются нарушения либо их отсутствие.

Выявленные в ходе проведения внутреннего аудита нарушения и ошибки являются не существенными и никаким образом не искажают бухгалтерскую (финансовую) отчетность за исследуемый период.

Однако игнорирование имеющихся нарушений и ошибок, а также предложенных вариантов решения выявленных проблем, в будущем может негативно сказаться на деятельности организации.
2.2 Формирование классификатора типичных ошибок расчетов с покупателями и заказчиками

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307- ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами. Актуальность темы данной статьи является актуальной на сегодняшний день, так как качественный и своевременный бухгалтерский учет, анализ кредиторской и дебиторской задолженности и своевременный аудит расчетов с покупателями и заказчиками являются основными из факторов для минимизации финансовых рисков. Основная цель аудита расчетов с покупателями и заказчиками заключается в установлении соответствия совершенных операций действующему законодательству и подтверждения достоверности отражения данных операций в бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Наиболее типичными ошибками и нарушениями в учете расчетов с покупателями являются:

1) нарушения в организации первичного учета:

– арифметические ошибки при отражении факта хозяйственной деятельности; - несвоевременная регистрация факта на носителе информации;

– регистрация операций в документах, не имеющих унифицированную форму и отсутствие реквизитов, придающих документу юридическую силу;

– отсутствие графиков документооборота;

– ошибки при регистрации первичного документа;

– несоблюдение порядка оформления и предъявления претензий по договорам;

2) нарушения в части организации бухгалтерского и налогового учета:

– несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;

– счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

– неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам;

– нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов;

– нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей дебиторской задолженности;

– нарушение сроков и порядков проведения инвентаризации дебиторской задолженности [5].

При проведении аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками в первую очередь проверяется наличие договоров, подтверждающих оказание услуг, выполнение работ или поставку товаров. Проверка договоров является неотъемлемой и немаловажной частью аудита. В ходе изучения документов расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии могут быть замечены следующие ошибки: