Файл: Курсовая работа по дисциплине Аудит Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками (тема).docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расписку (при отправке транспортной компанией), что свидетельствует о получении клиентом заказанной продукции.
Однако при работе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями существует проблема – не все клиенты возвращают подписанные со своей стороны первичные документы. Это может быть связано как с халатностью бухгалтерии клиента, так и с утерей письма с документами в пути.
С целью контроля возврата первичной документации, к примеру, в одной организации, в I квартале года, следующего за отчетным бухгалтерией проводится проверка наличия подписанных со стороны покупателей и заказчиков товарных накладных и актов об оказании услуг. В случае отсутствия подписанных со стороны клиента документов вновь отправляет их на подпись покупателю (заказчику) и информирует его об этом посредством электронной, телефонной или факсимильной связи.
В результате проведения проверки организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками чаще выявляется, что на предприятии отсутствует график документооборота. Этот факт, безусловно, является отрицательным моментом в организации бухгалтерского учета, поскольку отсутствие графика документооборота может привести к несвоевременному отражению операций в учете, или вовсе спровоцировать утерю тех или иных документов.
Проверка соблюдения правил хранения документов в организации может показать, что нет специально оборудованного помещения (архива) для хранения документов. В помещении бухгалтерии хранятся только документы за три последующих года (не считая отчетного). Документы, которые необходимо передать в архив группируют в папки и складывают в картонные коробки, после чего перемещают в складское помещение на территории организации. В процессе проверки не было обнаружено ни сдаточных описей, ни приемно-сдаточных актов, ни актов о выделении документов к уничтожению.
Однако положительным моментом в соблюдении правил хранения документов является наличие в организации лицензированной бухгалтерской программы, антивирусных программ, а также системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется формирование, обобщение и хранение первичных документов. Помимо этого, данные электронного учета периодически дублируются на случай потери или уничтожения информации.
Для осуществления проверки оперативности отражения в учете операций с покупателями и заказчиками была произведена выборочная проверка соответствия первичных учетных документов, подтверждающих реализацию продукции, данным регистров бухгалтерского учета. Проведенная проверка подтвердила оперативность регистрации фактов финансово-хозяйственной деятельности в данной категории учета.
При проведении проверки законности первичной учетной документации по расчетам с покупателями и заказчиками было проверено наличие всех оправдательных документов, используемых при расчетах. Следует отметить, что в документах содержатся все необходимые и обязательные реквизиты. Нарушения и ошибки не выявлены.
В результате проведенной проверки на соблюдение правил оформления первичных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками никаких нарушений в их оформлении также выявлено не было.
Следующими процедурами в рамках проведения внутреннего аудита выступают процедуры проверки правильности организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
При проверке правильности корреспонденции счетов в учете предприятия фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов бухгалтерского учета установлено не было, либо имеет место быть.
Поскольку в организации применяется автоматизированная система учета, и все регистры формируются автоматически, потребностей в процедуре сверки итоговых данных по регистрам аналитического учета с суммами синтетического счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» не обнаружено либо обнаружено.
Проверка бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах выявила, что все суммы, отраженные в отчетности учтены правильно и соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Заключительным этапом при проведении внутреннего аудита расчетов с покупателями и заказчиками явилась проверка наличия и состояния задолженностей в исследуемой организации.
Для целей этой процедуры была проведена проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей. Проверка была произведена посредством изучения имеющихся актов сверок с контрагентами за проверяемый период, а также путем проведения выборочной инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками и отправки в их адрес запросов на подтверждение числящихся в учете задолженностей.
Следует отметить, что инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ВКУСНОТЕЕВО» проводится, однако итоги инвентаризации расчетов оформляются в свободной форме без использования унифицированной формы № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами».
В ходе проверки могут быть обнаружены факты списания просроченных задолженностей на финансовые результаты организации, т.к. согласно учетной политике отчисления в резерв по сомнительным долгам не производятся. Списание просроченной дебиторской задолженности оформляются соответствующими документами, а в бухгалтерском учете производятся все необходимые записи.
Как правило, задолженность, отнесенная на убытки организации, не дает основания прекратить текущий контроль за ней и с момента ее отнесения на убытки продолжает числиться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», однако в многих организациях указанный счет не применяется.
В результате проведенной проверки исков на взыскание просроченной дебиторской задолженности ставится факт обнаружения либо о его отсутствии, также, как и случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого.
Результаты аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками и рекомендации по устранению выявленных нарушений представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Результаты аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками
№ п/п | Перечень выявленных нарушений | Рекомендации по устранению нарушений |
1. Проверка наличия и оформления договоров с покупателями и заказчиками | ||
1. | Отсутствие договоров с покупателями | Оформлять счета на оплату, указывая в них не только наименование товара, его количество и цену, но и основные условия договоров поставки (например, условия оплаты и отгрузки заказа) |
2. | Отсутствие договоров с заказчиками | Заключать договоры на оказание услуг (выполнение работ) в обязательном порядке, т.к. оплата по таким договорам производится после оказания услуги (выполнения работы) |
2. Проверка организации и ведения первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками | ||
3. | Отсутствие графика документооборота | Разработать и утвердить график документооборота, а также ознакомить с ним всех ответственных работников |
4. | Отсутствие специально оборудованного помещения для хранения документов | Оборудовать на территории организации архив, а также организовать ведение всей необходимой документации |
3. Проверка правильности организации и ведения синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками | ||
5. | Нарушений по данному разделу проверки расчетов с покупателями и заказчиками выявлено в ходе внутреннего аудита не было | |
4. Проверка наличия и состояния дебиторской и кредиторской задолженностей | ||
6. | Оформление результатов инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками ненадлежащим образом | Оформлять результаты инвентаризации расчетов с использованием унифицированной формы № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами» |
Продолжение таблицы 2.3
№ п/п | Перечень выявленных нарушений | Рекомендации по устранению нарушений |
7. | Ненадлежащее списание и оформление в бухгалтерском учете сомнительной дебиторской задолженности | Создавать резервы сомнительных долгов (счет 63 «Резервы по сомнительным долгам») с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации |
Отражать безнадежную задолженность, списанную за счет резерва по сомнительным долгам или отнесенную на финансовые результаты организации, в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» |
По результатам проведенной в рамках курсовой работы проверки расчетов с покупателями и заказчиками выявляются нарушения либо их отсутствие.
Выявленные в ходе проведения внутреннего аудита нарушения и ошибки являются не существенными и никаким образом не искажают бухгалтерскую (финансовую) отчетность за исследуемый период.
Однако игнорирование имеющихся нарушений и ошибок, а также предложенных вариантов решения выявленных проблем, в будущем может негативно сказаться на деятельности организации.
2.2 Формирование классификатора типичных ошибок расчетов с покупателями и заказчиками
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307- ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами. Актуальность темы данной статьи является актуальной на сегодняшний день, так как качественный и своевременный бухгалтерский учет, анализ кредиторской и дебиторской задолженности и своевременный аудит расчетов с покупателями и заказчиками являются основными из факторов для минимизации финансовых рисков. Основная цель аудита расчетов с покупателями и заказчиками заключается в установлении соответствия совершенных операций действующему законодательству и подтверждения достоверности отражения данных операций в бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Наиболее типичными ошибками и нарушениями в учете расчетов с покупателями являются:
1) нарушения в организации первичного учета:
– арифметические ошибки при отражении факта хозяйственной деятельности; - несвоевременная регистрация факта на носителе информации;
– регистрация операций в документах, не имеющих унифицированную форму и отсутствие реквизитов, придающих документу юридическую силу;
– отсутствие графиков документооборота;
– ошибки при регистрации первичного документа;
– несоблюдение порядка оформления и предъявления претензий по договорам;
2) нарушения в части организации бухгалтерского и налогового учета:
– несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;
– счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;
– неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам;
– нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов;
– нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей дебиторской задолженности;
– нарушение сроков и порядков проведения инвентаризации дебиторской задолженности [5].
При проведении аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками в первую очередь проверяется наличие договоров, подтверждающих оказание услуг, выполнение работ или поставку товаров. Проверка договоров является неотъемлемой и немаловажной частью аудита. В ходе изучения документов расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии могут быть замечены следующие ошибки: