Файл: Мероприятия здоровьесберегающей направленности в реализации инклюзивной смены в дол для курсов повышения квалификации по теме Инклюзивная образовательная среда в детском оздоровительном лагере.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа с. Метели муниципального района

Дуванский район Республики Башкортостан

Проект по теме:

«Мероприятия здоровьесберегающей направленности в реализации инклюзивной смены в ДОЛ»

для курсов повышения квалификации по теме «Инклюзивная образовательная среда в детском оздоровительном лагере»

Подготовила: учитель начальных классов

Булыгина Нина Павловна

Научный руководитель: Сорокина

Людмила Александровна

Метели-2022 год

Актуальность проекта  состоит в приобщении детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации) к разнообразному социальному опыту, путем их включения в жизнедеятельность лагеря.

Цель проекта: подбор мероприятий, осуществляющих комплексную реабилитацию участников смены через организацию их отдыха, оздоровления, творческого развития и обучения.

Задачи проекта: - социализация детей с особыми образовательными потребностями: развитие коммуникативных, организаторских компетенций, организация неформального общения; - повышение социально - педагогической компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями.

Основная идея проекта заключается в создании благоприятных условий для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации), посредством реализации мероприятий социально-полезного и оздоравливающего характера в рамках лагеря.

Основное содержание проекта

В настоящее время распространение процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей в соответствии с законом об Образовании в РФ. Процессы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья протекают на протяжении всей их жизни.


Социальная адаптация ребёнка с ОВЗ, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду является одной из наиболее важных задач. Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для решения вышеперечисленных задач и совершенствования возможностей детей с ОВЗ, вовлечения их в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей.

Детский оздоровительный лагерь в данном случае может выступить как площадка для их реализации. Отдых детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками в летнем загородном лагере способствует их социальной адаптации и интеграции в окружающий социум, а также формирует у ребят коммуникативные навыки. Летний отдых сегодня – способствует не только социализации детей с ОВЗ, но и обогащает духовный мир здоровых ребят, делает их толерантными. Находясь вместе, в условиях лагеря, дети учатся жить вместе, стираются границы между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми. Разрушение барьеров приводит к тому, что ограниченные возможности здоровья считаются не пороком, а особенностью того или иного человека.

Безусловно, некоторый опыт совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в летних лагерях есть, однако он имеет скорее эпизодический, нежели системный характер. Как показывает практика, основными факторами, затрудняющими развитие данного направления, являются:

- нежелание родителей здоровых детей, чтобы их ребенок отдыхал совместно с детьми с ОВЗ;

- недостаточная разработанность методической базы;

- отсутствие целенаправленной подготовки педагогов к работе с данной категорией детей;

- недостаточное техническое обеспечение лагеря.

Одной из таких форм мы считаем совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ в детском оздоровительном лагере. Положительный педагогический эффект такой формы работы возможен для обеих категорий детей.

Для здоровых детей: распространение среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями; создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью.

Для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социализации и реабилитации детей: как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения. В детском лагере появляется возможность общения с

более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями– продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме.

Подобная смена очень специфична, поэтому для ее качественной реализации необходима серьёзная подготовка. Она заключается прежде всего в тщательном подборе детей на смену. Здоровые дети – участники смены должны быть готовы к встрече в лагере с детьми с ОВЗ, к совместному с ними «проживанию» смены. Их родители обязательно должны быть поставлены в известность о задачах и программе смены, от них должно быть получено согласие на пребывание их детей в лагере. Заезд детей с ОВЗ рекомендуется проводить на 3–4 дня позже основного заезда. Этот период для остальных участников смены станет подготовительным. В ходе него рекомендуется провести огоньки и беседы на темы ценности жизни, взаимопомощи и доброго отношения к окружающим, а также ролевые игры, которые учат принимать людей такими, какие они есть. Вместе с детьми готовятся сюрпризы и концерт– открытие смены к заезду детей с ОВЗ. Ведь инклюзия– это не механическое соединение, это прежде всего готовность адаптировать среду и адаптироваться самому, чтобы человеку с ограниченными возможностями стало удобно.

Момент заезда и первые несколько часов пребывания детей с ОВЗ в лагере должны быть наполнены радостью, чтобы ребята почувствовали, что их здесь ждали, и что им здесь рады. Это поможет им быстрее адаптироваться к новым условиям, побороть свои страхи и смущение. Все дела первых двух дней совместного пребывания должны быть направлены на знакомство детей и сплочение временных детских коллективов. 

Большое внимание необходимо уделять состоянию здоровья детей с ОВЗ на протяжении всей смены, поэтому нужно обеспечить подбор квалифицированных медицинских кадров, которые смогут обеспечить своевременную помощь детям с ОВЗ, проконсультировать вожатых и воспитателей об особенностях здоровья отдельных детей и дать им необходимые рекомендации. Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря – это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни.


Перейдем непосредственно к мероприятиям здоровьесберегающей направленности.

Согласно методике КТД, любое мероприятие мы рассматриваем как коллективное творческое дело с планом подготовки и планом проведения, с обсуждением результата, процедурой оценки и поощрения. Это трудоемкий процесс. Если мероприятия происходят через два дня на третий, то их можно качественно подготовить. В КТД могут участвовать все Все действия детей, вся наша с ними совместная разноаспектная деятельность – это коллективное творческое дело. Важно отвести каждому ребёнку роль в мероприятии; содержание, которое было бы интересным, чтобы каждый ребёнок мог сказать: «вот в этом участвую я». Всё, что будет происходить в отряде, вожатый озвучивает. Всё, что ребёнок может сделать, должно быть тиражировано на его собственный имеющийся гаджет, в отряде должно быть подготовлено рабочее место. Совет дела решает, как будет готовиться и проводиться КТД: по парам, группами, отрядами.

«Огонёк»

Самым атмосферным отрядным мероприятием является огонёк. Вожатые инклюзивных отрядов переживают из-за того, что не понимают, как включить всех детей и не потерять особую магию огонька. Правила проведения огонька для инклюзивного отряда:

  • Свет приглушен, но не отсутствует совсем.

  • Дети находятся в одной плоскости: либо все сидят, либо все лежат.

  • Дети готовы к огоньку. Вожатый «проиграл» с ними правила поведения на огоньке, приготовил визуальную инструкцию о том, как себя вести, заранее настроил на нужный лад.

  • Слово передается с помощью мягкого, приятного на ощупь предмета, например, игрушки «антистресс». Но чаще используют электронную свечу, которая дополнительно выполняет функцию «подсветки» лица говорящего.

  • Огонек длится 30–40 минут. Затягивание недопустимо из-за высокой утомляемости детей.

  • Один из основных вопросов при проведении огонька в инклюзивном отряде заключается в том, как дети смогут высказываться. Для неговорящих детей с недавнего времени существует возможность использования ИТ-продуктов. С помощью программы, которая переводит текст в голос, неговорящий ребенок может быть даже радиоведущим и ведущим мероприятия. Иван Бакаидов, неговорящий программист с ДЦП, запустил платформу LINKa, на которой представлены программы синтезации речи. Они помогают людям с речевыми расстройствами общаться с окружающими. В основе LINKа три продукта: для тех, кто может печатать на обычной клавиатуре, кто не умеет читать, но может нажимать на картинки на экране планшета и даже для тех, кто может нажимать только на одну кнопку. Все программы можно скачать бесплатно.

  • Представленные ИТ-продукты помогают лучше включать детей с инвалидностью в среду сверстников. Каждый ребенок получает возможность быть услышанным. Это важный шаг в развитии средств коммуникации между детьми. Ведь всем есть что сказать, даже если они не могут этого сделать по определенным причинам.


Квест-игра «Мы за здоровый образ жизни»

Идея игры: дети путешествуют по станциям, выполняя различные задания по ЗОЖ, набирают баллы. Выигрывает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.

1.Станция «Спортивная»

А сейчас, ребята, вспомните виды спорта, названия которых начинаются с буквы:

Т (теннис, тяжелая атлетика)

Ф (футбол, фехтование, фигурное катание)

В (волейбол, водное поло, велоспорт)

Ш (шахматы, шашки)

П ( прыжки в воду, плавание, парусный спорт)

Игра « Изобрази вид спорта».

Здоровый образ жизни связан с занятиями спортом.  И сейчас нам понадобится по 4 представителя от каждой команды.

В этом конкурсе вы должны будете изобразить жестами тот вид спорта, который написан на листочках, которые вы вытянете. Задача всех остальных угадать.    

(шахматы, волейбол , футбол , баскетбол , бокс , художественная гимнастика , тяжелая атлетика , лыжный спорт , фигурное катание , плавание , пулевая стрельба , борьба).

Игра «Ловкий футболист»

Условия игры: все участники становятся в круг, футболист с мячом – в центр. Задача футболиста – выпнуть мяч за пределы круга.

2.Станция «Физическая культура»

- Сейчас, мы проверим, что вы знаете о физической культуре (загадки): Две полоски на снегу оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжня.)

Зелёный луг, сто скамеек вокруг.

От ворот до ворот бойко бегает народ.

На воротах этих рыбацкие сети. (Стадион.)

Когда апрель берет своё, и ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё, она – через меня. (Скакалка.)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки.)

По пустому животу бьют меня - невмоготу;

Метко сыплют игроки мне ногами тумаки.(Мяч.)

На льду я вычертил восьмёрку-

Поставил тренер мне пятёрку. (Фигурное катание.)

В небо ласточкой вспорхнёт

Рыбкой в озеро нырнёт. (Прыжки в воду.)

О нём газеты говорят:

«Толкнул он дальше всех снаряд». (Толкание ядра.)

Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.

Жаль вот только гривы нет…Что за конь? (Велосипед.)

- Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

- Не мешал бы ты игре, ты бы лучше отошёл,