Файл: Излом рельса термин используется для определения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Продолжение табл.2.

Наименование
дефекта

Расположение дефекта  по длине рельсов

Кодовое

обозначение

Схематическое   изображение

дефекта

Трещины в подошве в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, а также поперечные усталостные трещины из-за поджогов в местах контакта с прижимными электродами - губками контактной сварочной машины, приведшие к отказу рельса после пропуска гарантийного тоннажа.

В сварном стыке

66.3
66.4

66.3-4



 



Трещины в подошве в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, а также поперечные усталостные трещины из-за поджогов в местах контакта с прижимными электродами - губками контактной сварочной машины, приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа.

В сварном стыке

67.3

67.4

67.3-4



 



Поперечные коррозионно-усталостные трещины в подошве рельса.

В стыке

Вне стыка

69.1

69.2

69.1-2



 

 

Продолжение табл.2.

Наименование
дефекта

Расположение дефекта  по длине рельсов

Кодовое

обозначение

Схематическое   изображение

дефекта

Поперечные изломы из-за трещин, образовавшихся вследствие пороков изготовления рельсов.

В стыке

Вне стыка

70.1-2/20.1-2

70.1-2/60.1-2

70.1-2

 



 



 

Поперечные изломы из-за поперечной трещины,      образовавшейся от внутренней или наружной продольной трещины контактной усталости, или продольной горизонтальной или вертикальной трещины в головке после пропуска гарантийного тоннажа.

В стыке

Вне стыка

71.1-2/21.1-2

71.1-2/31.1-2

71.1-2









 


 

 

Продолжение табл.2.

Наименование
дефекта

Расположение дефекта  по длине рельсов

Кодовое

обозначение

Схематическое   изображение

Дефекта

Поперечные изломы из-за поперечной трещины,      образовавшейся от внутренней или наружной продольной трещины контактной усталости, или продольной горизонтальной или вертикальной трещины в головке до пропуска       гарантийного тоннажа.

В стыке

Вне стыка

72.1-2/22.1-2

72.1-2







 

Изломы из-за образования и развития трещин в шейке от отверстий и в месте перехода шейки в головку.

В стыке

73.1/33.1

73.1/53.1

73.1





Поперечные изломы из-за образования поперечной трещины в головке вследствие боксования и юза. Поперечные изломы из-за усталостной трещины, образовавшейся от местной выработки подошвы рельса в месте контакта с элементами скреплений или местной коррозии.

В стыке

Вне стыка

74.1-2/24.1-2

74.1-2/64.1-2

74.1-2



 



 

Продолжение табл.2.

Наименование
дефекта

Расположение дефекта  по длине рельсов

Кодовое

обозначение

Схематическое   изображение

дефекта

Изломы из-за образования трещины в головке, шейке или подошве вследствие ненормативного механического воздействия на рельс.

В стыке

Вне стыка

75.1-2/25.1-2

75.1-2/55.1-2

75.1-2/65.1-2

75.1-2



Поперечные изломы из-за трещин, возникших в головке, шейке или подошве из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков,    после пропуска гарантийного тоннажа.

В сварном     стыке

76.3-4/26.3-4

76.3-4/56.3-4

76.3-4/66.3-4

76.3-4







Поперечные изломы из-за трещин, возникших в головке, шейке или подошве из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, до пропуска гарантийного тоннажа.

В сварном стыке

77.3-4/27.3-4

77.3-4/57.3-4

77.3-4/67.3-4

77.3-4







 


 

 

Продолжение табл.2.

Наименование
дефекта

Расположение дефекта  по длине рельсов

Кодовое

обозначение

Схематическое   изображение

дефекта

Поперечные изломы из-за коррозионно-усталостных трещин в подошве рельса.

В стыке

Вне стыка

79.1/69.1

79.2/69.2

79.1-2



 

Нарушение прямолинейности рельса, допущенное при выгрузке с подвижного состава, ударах и т.п.

В стыке

Вне стыка

85.1

85.2

85.1-2



 

Нарушение прямолинейности рельса, допущенное при сварке.

В сварном стыке

86.3

86.4

86.3-4



 

Другие, кроме перечисленных выше, дефекты и повреждения рельсов, оставленных в пути, опасность эксплуатации которых может быть оценена по ближайшему типоразмеру дефекта, в том числе общая равномерная коррозия рельсов (98.0). Наличие сварного стыка на расстоянии от 750 мм до 3000 мм от торца рельса или друг от друга на расстоянии менее 3000 мм (выполненного электроконтактной или  алюминотермитной сваркой

В стыке

Вне стыка

98.0

98.1

98.2

98.3

98.4

98.0-1-2-3-4

 

Другие, кроме перечисленных выше, дефекты остродефектных рельсов, изъятых из пути. Наличие в зоне болтового стыка: сварного стыка, лишнего болтового или технологического отверстия, наличие вдавленных маркировочных знаков. При наличии торцов рельсов и болтовых отверстий, выполненных газопламенным способом, присваивать код дефекта 99.1. При наличии в зоне сварного стыка болтового или технологического отверстия присваивать код 99.3-4.

Поперечные изломы рельса без видимых дефектов и усталостных трещин в изломе.

В стыке

Вне стыка

В сварном стыке

99.1
99.2
99.3
99.4

99.1, 2, 3, 4

 

 


 

6. КАТАЛОГ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

10.1-2



 

Трещины и выкрашивания    металла на поверхности катания головки из-за нарушений технологии изготовления рельсов (закатов, волосовин, плен и т.п.).

Код дефекта:

в стыке 10.1

вне стыка 10.2

 





 

 

ПРИЧИНЫ  ПОЯВЛЕНИЯ  И  РАЗВИТИЯ

 

         На ранних стадиях эксплуатации до пропуска тоннажа примерно 150-250 млн. т брутто трещины и выкрашивания на поверхности катания образуются из-за наличия в этих местах поверхностных дефектов металлургического происхождения (волосовин, закатов, плен, участков бейнита в структуре и др.).

         На поздних стадиях эксплуатации после пропуска более 150-250 млн. т брутто трещины и выкрашивания на поверхности катания образуются в результате многократного воздействия высоких контактных напряжений.

К дефекту 10.1-2 следует относить продольные горизонтальные трещины с глубиной расположения до 8,0 мм.

 

СПОСОБЫ  ВЫЯВЛЕНИЯ

 

Внешний осмотр, контроль линейных размеров измерительными приборами (линейка, штангенциркуль с глубиномером, универсальный шаблон измерон модели 00316 и др.), ультразвуковое дефектоскопирование в пределах ±300 мм от предполагаемого дефектного сечения.

При ультразвуковом дефектоскопировании необходимо убедиться в отсутствии под выкрашиванием или под горизонтальной трещиной поперечной трещины.

 

 

УКАЗАНИЯ  ПО  ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Для скоростей движения 140 км/ч и менее рельсы, имеющие дефекты 10 глубиной h более 2,0 мм при длине l (вдоль рельса) более 25,0 мм и ширине a (поперек рельса) менее 35,0 мм («узкие»), а также глубиной h более 1,0 мм при длине l (вдоль рельса) более 25,0 мм и ширине a (поперек рельса) 35 мм и более («широкие») и, кроме того, глубиной более 6,0 мм (до 8,0 мм) при длине до 25,0 мм («короткие»), считают дефектными (ДР).

С целью отдаления начала образования дефекта 10 и уменьшения его глубины, длины и ширины должна производиться периодическая шлифовка головки рельсов, начиная с первой шлифовки сразу же после укладки в путь новых рельсов.

После проведения шлифовки улучшаются условия дефектоскопирования рельсов, снижается вероятность образования внутренних дефектов в головке, в частности, поперечных трещин, развивающихся под прикрытием дефекта 10.

До устранения дефекта шлифовкой, или наплавкой, или (при невозможности или нецелесообразности их выполнения) до замены дефектного рельса должна быть ограничена скорость движения по нему в зависимости от глубины дефекта h:

для «узких» дефектов - скорость движения не более -

120 км/ч  при 2,0 < h ≤ 3,0 мм,

100 км/ч  при 3,0 < h ≤ 4,0 мм,

70 км/ч  при 4,0 < h ≤ 6,0 мм и замена в плановом порядке,

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

25 км/ч  при 8,0 < h;

для «широких» дефектов - скорость движения не более -

120 км/ч  при 1,0 < h ≤ 2,0 мм,

100 км/ч  при 2,0 < h ≤ 4,0 мм,

70 км/ч  при 4,0 < h ≤ 6,0 мм и замена в плановом порядке,

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

25 км/ч  при 8,0 < h.

Для «коротких» дефектов – скорость движения не более –

40 км/ч  при 6,0 < h ≤ 8,0 мм и замена в первоочередном порядке,

25 км/ч  при 8,0 < h.

Глубину и ширину дефекта измеряют в месте его наибольшего развития, а длину - по протяжению данного дефекта вдоль головки рельса. При образовании цепочки из отдельных дефектов в длину дефекта включают те из смежных дефектов, которые расположены на расстоянии, меньшем длины наименьшего из 2-х смежных дефектов.

Наблюдения за развитием дефекта производят при очередных проверках рельсов.

При обнаружении поперечных трещин в местах образования дефекта 10 рельс считают остродефектным (ОДР) при любых характеристиках дефекта, и он подлежит замене без промедления.

При длине горизонтальной трещины (вдоль рельса) более 70 мм, оцениваемой по пропаданию донного сигнала УЗК, рельс считают остродефектным (ОДР), и он подлежит замене без промедления.

При возникновении дефекта в эксплуатационных условиях, отвечающих гарантийным обязательствам, предъявить рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов.

 


 

11.1-2

выкрашивания:

 



 



 



 

трещины:



 



 

Трещины и выкрашивания   металла на боковой рабочей выкружке или на средней части головки, возникшие изнутри от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек или возникшие от наружной поверхности рельса из-за недостаточной контактно-усталостной прочности рельсового металла, после пропуска гарантийного тоннажа

Код дефекта:

в стыке 11.1;

вне стыка 11.2