Файл: Кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке основы теории.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Система кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке: основы теории
1.1 Понятие и значение системы кредитования, место и роль кредитования корпоративных клиентов
1.2 Анализ современного состояния кредитования корпоративных клиентов российскими банками: проблемы и перспективы развития
1.3 Организационные основы кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке
1.4 Теоретические основы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов: необходимость и методики, используемые российскими и зарубежными коммерческими банками
Глава 2. Кредитование корпоративных клиентов в коммерческом банке ВТБ
2.1 Общая характеристика деятельности ВТБ
2.2 Кредитный портфель исследуемого банка: анализ размера, динамика, структуры по различным критериям классификации
2.3 Характеристика программ кредитования корпоративных клиентов банка
2.4 Анализ качества предоставленных корпоративным клиентам кредита
2.5 Предложения по развитию кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная банковская система России, выступая в качестве партнера государства по выработке и проведению денежно-кредитной и инвестиционной политики, оптимизации издержек и распределению рисков между субъектами экономики, наталкивается на конфиденциальность их экономических интересов. Банки, создавая единое финансовое пространство, имеют конкретные обязательства перед всеми без исключения субъектами экономики. Они выступают единоличными операторами платежной системы, косвенно участвуя в каждой сделке, предполагающей безналичные денежные расчеты, и обладают монопольным правом на создание кредитных ресурсов. Вместе с тем, существующие взаимоотношения коммерческих банков и корпоративных клиентов не соответствуют требованиям реального сектора экономики из-за отсутствия четкой ориентации на потребности последних, не учитывают разработку новых и модернизацию старых банковских услуг, информационных компьютерных технологий, определение требуемой степени индивидуальности работы на каждом из этапов.
В этой связи возникает необходимость поиска более совершенных форм взаимоотношений коммерческих банков с корпоративными клиентами, создания системы оценки клиентоориентированности и конкурентной среды банковского сектора региона. Это, в свою очередь,
обеспечит поддержание его стабильного функционирования, а на уровне коммерческих банков и корпоративных клиентов - измерение их конкурентных позиций и имиджа в клиентской среде, определение степени надежности.
Привлекательность крупных корпоративных клиентов для банка является аксиомой. Практика показывает, что в условиях финансового кризиса привлечение даже одного такого клиента на обслуживание кредитной организации может существенно упрочить ее положение. Однако для такого клиента важно предложить не только выгодные финансовые условия, но и дополнительные особые услуги.
Важность изучения теоретических основ взаимоотношений коммерческих банков и корпоративных клиентов и повышения их роли в развитии экономики регионов, а также определения возможных направлений совершенствования, подчеркивают актуальность выбранной темы исследования. кредитование банк корпоративный кредитоспособность
Направления развития взаимоотношений банка и клиентов многообразны, но при этом отсутствует единый подход к структуризации затрагиваемой проблемы. В большинстве публикаций различные аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в разрезе финансового менеджмента, адаптации к российской практике западных технологий обслуживания клиентов банком, правил и особенностей ведения операций, разработки и внедрения новых продуктов, управления рисками (кредитными, валютными) и т.д. В то же время существует недостаток теоретических исследований сущности отношений клиентов и кредитных организаций, методических рекомендаций, сочетающих как комплексный, так и дифференцированный подходы к их взаимодействию.
Актуальность и недостаточная разработка проблемы взаимоотношений коммерческих банков и корпоративных клиентов определили выбор темы, цели и задач данной работы.
Целью работы является теоретическое обоснование значимости взаимоотношений коммерческого банка с корпоративными клиентами и разработка их новых элементов, соответствующих требованиям современной экономики, а также практических рекомендаций по их совершенствованию.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-
исследовать взаимоотношения корпоративных клиентов и коммерческих банков на конкурентном рынке финансовых услуг; -
дать оценку текущего состояния управления процессом банковского обслуживания корпоративных клиентов; -
определить направления улучшения привлекательности банков для корпоративных клиентов.
Объектом исследования является Группа ВТБ.
Предметом исследования является совокупность взаимоотношений коммерческих банков и корпоративных клиентов в современных условиях.
В работе использовались труды как отечественных, так и зарубежных специалистов в области банковского дела.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ
1.1 Понятие и значение системы кредитования, место и роль кредитования корпоративных клиентов
Термин «система кредитования» непосредственно обращен к процессу кредитования. Система кредитования (отражение фундаментальных свойств кредита и банков) включает в себя три блока:
-
фундаментальный; -
экономико-технологический; -
организационный.
В фундаментальный блок наряду с принципами кредитования входят следующие элементы:
-
субъекты процесса кредитования; -
объекты кредитования; -
обеспечение кредита.
Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга.
Субъектами кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические либо физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные, сделки.
Заемщиком может выступить любой субъект собственности, внушающий банку доверие, обладающий определенными материальными и правовыми гарантиями, желающий платить процент за кредит и возвращать его кредитному учреждению.
Субъекты получения ссуд могут быть разного уровня — от частного лица, предприятия до государства.
В узком смысле объект (лат. objectum — предмет) — это вещь, под которую выдается ссуда и ради которой заключается кредитная сделка. В российской практике кредиты выдаются под разные элементы материальных запасов. В промышленности банки кредитуют сырье, основные и вспомогательные материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и др., в торговле — товары, находящиеся в товарообороте. Ссуды могут направляться на кредитование капитальных затрат:
-
по строительству производственных объектов; -
по реконструкции, техническому перевооружению, расширению производственных объектов и т.д.
Объект банковского кредитования может быть частным (то, подо что выдается кредит, обособляется, отделяется от объекта других кредитов) или совокупным (кредит выдается под множество объектов, не обособленных друг от друга).
Кредит не обязательно выдается на формирование материального объекта. Если у заемщика нет того, подо что в натурально-вещественном виде можно получить ссуду, объектом выступает его потребность в дополнительных ресурсах.
Под условиями кредитования понимаются требования, которые предъявляются к определенным (базовым) элементам кредитования: субъектам, объектам и обеспечению кредита.
В современной системе кредитования различаются кредиты, предоставляемые:
-
юридическим лицам; -
физическим лицам.
К категории кредитов, выдаваемых юридическим лицам, относятся кредиты:
-
по контокорренту; -
по овердрафту; -
по укрупненному объекту в пределах кредитной линии; -
синдицированные; -
целевые.
Методы банковского кредитования - это способы предоставления банковских кредитов: по обороту и по остатку. При кредитовании по обороту движение кредита определяется поступлением средств и их расходованием, текущими платежами; при кредитовании по остатку - изменением остатка кредитуемых средств или затрат.
Развитие банковского рынка в России и обострение конкуренции на нем привело к расширению традиционной системы целей коммерческого банка - прибыльности, ликвидности, минимизации риска за счет поддержания конкурентоспособности. Превращение банковских рынков в рынки покупателя привело к необходимости построения конкурентной стратегии банков, ориентированной в первую очередь на удовлетворение покупательских потребностей клиента. Основной стратегической целью для коммерческого банка становится деятельность, направленная на:
-
сохранение существующих клиентов; -
привлечение новых клиентов; -
охват уже обслуживаемых клиентов новыми банковскими продуктами.
У большинства крупных банков клиентская база сложилась давно, она достаточно велика и стабильна. Поэтому на первый план выступает охват уже обслуживающихся клиентов новыми банковскими услугами. Деятельность по сохранению существующих клиентов носит селективный характер: банк, безусловно, заинтересован в сохранении крупных корпоративных клиентов, обслуживание которых приносит существенную прибыть, и вместе с тем стремится «избавиться» от мелких, нерентабельных или работающих не систематически клиентов, используя часто в качестве оружия тарифную политику.
Работа по привлечению новых клиентов обычно направлена на крупные, стабильные и перспективные в плане сотрудничества и получения прибыли предприятия. Условиями для достижения этой цели выступают мероприятия по разработке новых банковских продуктов, повышению качества обслуживания клиентов, контролю за работой с клиентами в функциональных и линейных подразделениях банка, обеспеченности информацией о клиенте. Банку необходимо всесторонне изучить потребности корпоративного клиента и отыскать точки соприкосновения их взаимных экономических интересов.
Рассмотрим основные интересы корпоративных клиентов, учет которых необходим при работе каждого банковского учреждения.
В силу специфики своей деятельности коммерческие банки вовлекают в оборот значительные заемные средства, которые чаще всего превышают собственный капитал. Следует заметить, что для большинства российских банков привлеченные средства в основном состоят из остатков на расчетных счетах корпоративных клиентов - из средств до востребования. Это обязывает банки работать эффективно и профессионально, не допуская ошибок, которые могут привести к банкротству как самого банка, так и его клиентов. Поэтому интерес корпоративного клиента заключается прежде всего в сохранности денежных средств, находящихся в кредитном учреждении. В связи с этим основное внимание при открытии счетов клиенты уделяют именно надежности банка, его финансовому состоянию. Со своей стороны, банк должен быть готов не только поддерживать все необходимые для его функционирования нормативы и финансовые стандарты надзора и регулирования, но и выполнять требования стандартов прозрачности, предусматривающих доступность информации и экономическую открытость, предполагающую раскрытие данных баланса, его структуры, моделей и прогнозов. Однако в современных условиях уровень прозрачности, на взгляд авторов, явно недостаточен. Причины этого кроются не столько в нежелании банков предоставлять информацию, сколько в отсутствии у корпоративных клиентов четких представлений об источниках получения информации и, что наиболее существенно, о ее значимости. В подавляющем большинстве случаев руководители предприятий не владеют достаточным уровнем знаний для оценки и анализа даже публикуемой финансовой информации, касающейся деятельности банков. Поэтому в российских условиях решающее значение при выборе надежного банка имеет его сложившаяся репутация, которая не всегда отражает реальную ситуацию и может быть сформирована за счет грамотного менеджмента и рекламы.