Файл: Кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке основы теории.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Банком также был реализован проект по созданию инфраструктуры для расчетного обслуживания участников клиринга в Сессии срочного рынка в секции товарного рынка НП «Московская фондовая биржа». Кроме того, банк ВТБ принял участие в реализации проекта по созданию универсального расчетно-клирингового центра на базе «Расчетно-депозитарной компании» для осуществления расчетов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Банк ВТБ активно участвовал в продвижении российского рубля в качестве расчетной валюты по внешнеэкономическим контрактам клиентов и по межгосударственным проектам стран СНГ. ВТБ открывает банкам-нерезидентам соответствующие счета в национальной валюте России с оказанием необходимой технической поддержки и консультированием. По состоянию на 31 декабря 2008 года банкам-нерезидентам, в том числе из стран СНГ, было открыто 356 счетов – на 14 счетов больше, чем годом ранее.

В 2008 году банк ВТБ организовал привлечение ресурсов на международном рынке капиталов для целей торгового финансирования на общую сумму более 530 млн долларов США. Суммарный объем операций торгового финансирования, проведенных в 2009 году банком ВТБ по поручению банков-контрагентов, превысил 500 млн долларов США. Банк был признан Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) «Самым активным банком в финансировании экспорта» в 2008 году.

По итогам 2009 года между ВТБ и иностранными контрагентами действует более 20 соглашений, позволяющих финансировать средне-и долгосрочные операции клиентов, в том числе с участием иностранных Экспортных страховых агентств (ЭСА) из Великобритании, Германии, Италии, Китая, Японии и др. Общий размер таких линий достигает 6 млрд долларов США.

В течение 2009 года банк ВТБ выступил организатором 11 синдицированных кредитов на общую сумму 9,4 млрд рублей. Объем участия Банка составил 2,8 млрд рублей. Клиентами банка ВТБ выступили такие кредитные организации, как Белагропромбанк (Республика Беларусь), Белгазпромбанк (Республика Беларусь), Локо-банк (Россия), Банк Крещатик (Украина), Бинбанк (Россия).

В 2009 году ВТБ ставил своей целью сохранение лидирующих позиций в корпоративном секторе российского банковского рынка. Группа ВТБ намерена достичь поставленной цели за счет:

улучшения системы управления рисками, от оценки заемщика до работы с проблемной задолженностью; внедрения эффективной системы мониторинга текущего портфеля и предотвращения появления проблемной задолженности;


оперативной адаптации процедур оценки рисков под рыночные условия;

усиления контроля над привлечением и удержанием клиентских средств;

усиления внимания к качеству клиентской базы – построению долгосрочных отношений с наиболее перспективными клиентами (с точки зрения уровня риска, надежности, доходности, возможности комплексного долгосрочного сотрудничества и увеличения перекрестных продаж существующим клиентам, в том числе используя потенциал дочерних компаний Группы);

увеличения кросс-продаж, включая продукты финансовых компаний Группы;

повышения эффективности процесса продаж и обслуживания клиентов;

повышения эффективности филиальной сети;

расширения продуктового предложения и создания лучшей на рынке линейки продуктов, включая комиссионные и расчетно-кассовые продукты, разработку комплексных отраслевых решений;

дальнейшего повышения качества клиентского обслуживания.
2.4 Анализ качества предоставленных корпоративным клиентам кредита
Несмотря на негативный внешний фон, корпоративный бизнес Группы в 2009 году реализовал целый ряд задач, сохранив долгосрочные отношения с ключевыми клиентами, обеспечив привлечение на обслуживание в Банк крупных региональных компаний, а также формирование выгодного предложения банковских продуктов для клиентов. Кроме того, будучи одним из немногих банков, продолжавших развивать бизнес во время кризиса, ВТБ смог привлечь новых крупных клиентов в ключевых секторах российской экономики. Так, ВТБ увеличил число клиентов среди предприятий сектора розничной торговли и сферы услуг, продемонстрировав снижение исторически высокой доли кредитования производственного сектора и тяжелой промышленности.

Диверсификация клиентской базы позволяет повышать доходность бизнеса и более эффективно контролировать уровень риска, поэтому Группа считает важным укреплять отношения с новыми клиентами по мере восстановления нормальных рыночных условий и повышать охват сегментов, в которых существует значительный потенциал роста (нижний сегмент крупного бизнеса, средний бизнес).

Приоритетной задачей в отчетном периоде по-прежнему оставалась поддержка системообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для развития российской экономики. На фоне сжатия спроса на кредиты со стороны российских предприятий кредитный портфель Группы снизился на 6,8% — до 2,1 трлн рублей, однако рыночная доля Группы в сегменте корпоративного кредитования в России по итогам 2009 года увеличилась на 0,3% и составила 13,0%. При этом снижение корпоративного кредитного портфеля было более чем компенсировано увеличением объемов финансирования клиентов через публичные долговые инструменты.



В результате по итогам года общий объем корпоративного долгового финансирования Группы увеличился на 2% — до 2,4 трлн рублей.

Активные кредитные операции банка ВТБ требовали постоянного внимания к вопросам укрепления ресурсной базы. На фоне дефицита источников финансирования и относительно высокой стоимости ресурсов ВТБ в 2009 году сделал особый акцент на привлечение свободных средств клиентов. С учетом новых рыночных условий были модифицированы существующие депозитные продукты, а также запущены новые, в том числе депозиты с возможностью досрочного расторжения и востребования средств. Кроме того, Банк впервые предложил корпоративным клиентам начисление процентов на неснижаемые и среднемесячные остатки на расчетных счетах. Помимо модернизации линейки депозитов ВТБ вел интенсивную работу по ценовому позиционированию продуктов привлечения для обеспечения высокого уровня их конкурентоспособности на рынке. Репутация надежного банка, пользующегося государственной поддержкой, в сочетании с удобными и выгодными продуктами позволила группе ВТБ в 2009 году существенно увеличить объем корпоративных депозитов (на 46,1%) — до 1,1 трлн рублей. По итогам года доля Банка в сегменте выросла до 12,7% по сравнению с 10,2% в 2008 году. Группа ВТБ стала абсолютным лидером по приросту привлечения на рынке.

Макроэкономический спад, который особенно остро проявился в первом полугодии 2009 года, повлиял на способность многих корпоративных клиентов своевременно выполнять свои обязательства. На этом фоне важной задачей ВТБ в корпоративном кредитовании была поддержка клиентов в процессе управления капиталом и ликвидностью, а также снижения их долговой нагрузки.

Реализация задачи расширения кредитования корпоративного сектора требовала от группы ВТБ особого внимания к вопросам сохранения качества кредитного портфеля. В отчетном периоде ВТБ одним из первых на рынке стал использовать механизм государственных гарантий для снижения рисков при кредитовании крупных предприятий. Кроме того, в зависимости от ситуации на рынке ВТБ своевременно менял условия кредитования и оценки принимаемого к обеспечению залогового имущества. Для управления просроченной задолженностью в рамках группы ВТБ было сформировано специальное подразделение — ВТБ Долговой центр. В работе с проблемными долгами использовался подход максимально возможного возврата займов в денежном выражении во внесудебном порядке.

Большое внимание также было уделено эффективному управлению непрофильными активами, переведенными на баланс ВТБ, — в структуре банка ВТБ было создано соответствующее подразделение.


Особый акцент в работе банка ВТБ в 2009 году был сделан на тесное взаимодействие с другими подразделениями Группы в рамках развития системы кросс-продаж и комплексного подхода к обслуживанию клиентов. Так, в отчетном периоде была создана и отработана модель взаимодействия между корпоративным и инвестиционным бизнесами Группы, что обеспечило максимальную координацию при обслуживании крупных клиентов. Кроме того, была сформирована линейка сложно структурированных продуктов.

В 2009 году банк ВТБ продолжил реализацию программы повышения качества обслуживания клиентов. Для работы с крупными корпоративными клиентами Банком была запущена новая сегментно-ориентированная модель продаж с соответствующими каждой категории стандартами бизнес-процессов. В 2010 году Банк планирует распространить данную модель на деятельность филиалов и создать опорные точки развития клиентского бизнеса в регионах.

В 2009 году продолжилась реализация программы кросс-продаж зарплатных проектов банка ВТБ24 через корпоративный канал банка ВТБ. На сегодняшний день программой охвачена вся региональная сеть обоих банков примерно в 60 регионах России. Наряду с этой программой сегодня при участии клиентских менеджеров банка ВТБ свои продукты и услуги клиентам Банка предлагают компании ВТБ Страхование, ВТБ Факторинг, ВТБ Пенсионный фонд. В целях более активного развития системы кросс-продаж банком ВТБ в 2009 году была скорректирована система вознаграждения клиентских менеджеров.

На конец 2009 года банк ВТБ обслуживал около 3900 крупных корпоративных клиентов, включая финансовые организации.

В отчетном периоде Банк существенно расширил кредитование российской экономики. Приоритет отдавался предприятиям оборонной промышленности, автомобилестроения, воздушного транспорта, электроэнергетики, горно-металлургической индустрии, а также угольной и нефтегазовой отраслям. Банк осуществлял кредитные операции как под государственные гарантии, так и без них, вкладывая существенные объемы денежных средств в рамках собственных программ развития сотрудничества с крупнейшими российскими компаниями.

Среди системообразующих предприятий, получивших финансирование банка ВТБ в 2009 году, — ОАО «Газпром», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «Атомстройэкспорт», ОАО «НПК», ОАО «Полиметалл», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «ТМК», ОАО «СУЭК».


Помимо этого, в отчетном периоде Банк реализовал эффективный механизм оказания услуг наиболее ресурсоемким и многопрофильным государственным компаниям. В январе 2009 года открылся Центр финансовых услуг — специализированное структурное подразделение, призванное обеспечить централизованное управление финансовыми потоками госпредприятий и высокие стандарты их комплексного банковского обслуживания. В течение года клиентами центра стали 43 крупнейшие российские госкомпании и их дочерние подразделения. Среди них — ГК «Ростехнологии», ЗАО «АК «АЛРОСА», ОАО «Атомэнергопром» и др.

В 2009 году Банк продолжил финансирование текущей деятельности крупнейших розничных сетей федерального уровня, таких, как X5 Retail Group N.V., «Седьмой континент», «Линия», ДИКСИ, «Холидей». При этом, несмотря на сложную экономическую обстановку в отчетном году, банк ВТБ не ограничивался развитием ранее установленных отношений, а налаживал сотрудничество с другими лидерами ритейла. Так, Банком были установлены лимиты кредитного риска на компании «Копейка», «М.Видео», «Детский мир» и «Спортмастер».

Широкий спектр продуктов был доступен в 2009 году ключевым предприятиям пищевой промышленности и сельского хозяйства. В 2009 году кредитное финансирование было предоставлено таким отраслевым лидерам, как ГК «Синергия», ГК «Эфко» и ГК «Русское море».

В отчетном периоде ВТБ продолжил кредитование крупных государственных инвестиционных проектов, в том числе программы по созданию российского регионального самолета SSJ-100, проекта строительства 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в рамках национального проекта «Здоровье», а также возведения инфраструктурных объектов для Олимпиады-2014 в Сочи.

Для предприятий российского среднего бизнеса 2009 год стал временем серьезных испытаний. Компаниям пришлось столкнуться со снижением объемов продаж, увеличением дебиторской задолженности и, как следствие, ухудшением финансового состояния. В то же время кредитные организации повысили требования к финансовому состоянию потенциальных заемщиков, а также к залоговому обеспечению, что привело к снижению объемов кредитования данного клиентского сегмента.

В сложившихся условиях банк ВТБ ставил перед собой задачу максимальной поддержки жизнеспособных предприятий среднего бизнеса (предприятия с годовой выручкой от 90 млн до 3 млрд рублей) в первую очередь в части финансирования их текущей деятельности и реструктуризации имеющейся задолженности. Одновременно Банком решалась задача снижения рисков в сегменте средних клиентов: были ужесточены процедуры принятия кредитных решений, разработаны системы превентивного мониторинга ухудшения финансового состояния предприятий, а также типовые меры для реагирования на возникающие факторы кредитного риска.