Файл: Пояснительная записка рабочая программа по предмету Окружающий мир.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия:

 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде

обитания;

 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

 классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией:

 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;

 использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);

 на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,

соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;

 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;

 описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).


Регулятивные универсальные учебные действия:

 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;

 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность:

 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;

 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;

 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

 становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;



 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:

 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина  следствие);

 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;


 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль:

 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);