Файл: Тихоокеанский государственный университет Кафедра Государственноправовых дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальная защита военных, граждан, уволенных с военной службы, и участников их семей становится функцией государства и предусматривает:

— осуществлению их прав, общественных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— улучшение инструментов и институтов социальной защиты перечисленных лиц;

— охрану их жизни и здоровья или другие меры, устремленных на формирование условий жизни и деятельности, удовлетворяющих характер военной службы и ее значении в обществе.

Правовые механизмы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей нашли своё отражение как в военном, так и специальном законодательстве России /4/.

В системе правовых норм военного законодательства особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих — ветеранов боевых действий и членов их семей. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства.

Система законодательства о социальном обеспечении военнослужащих-участников боевых действий и членов семей включает в себя множество нормативных актов. Осуществление мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей поручается органам государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Спецификой судебного порядка защиты прав, интересов и свобод военнослужащих представляется возможным признать следующие положения.

Во-первых, осуществление анализируемой формы защиты в специализированных судах-военных судах.

Во-вторых, признание за правоотношениями с участием военнослужащих, по большей части, публично-право во го характера и, соответственно, отнесение этих дел к ведению административного судопроизводства с исключением ряда правил, действующих в гражданской процессуальной форме.


И, наконец, детальная регламентация порядка подготовки к участию в судопроизводстве и участия в самом порядке осуществления правосудия на уровне Приказов высших воинских должностных лиц с установлением определенного своеобразия, а порой и отступления, в реализации процессуальных прав участниками судопроизводства по защите прав, интересов и свобод военнослужащих/17/.

2.2 Дисциплинарная ответственность военнослужащих и ее правоприменение


Форма, выраженная в правонарушении является особенностью в конфликте граждан с государством. Данная особенность состоит в том, что субъекты действуют противоправно, невзирая нормам права, которые запрещают противоправное поведение или обязывающее их совершать активные действия. В связи с тем, что в каждой отдельной правовой норме определены как права, так и обязанности результатом является то, что нарушение правовых норм лицом являет собой посягательства на иных лиц права, что является социально-вредным и опасным явлением/20/.

Что касается характеристики правонарушения представляющего собой социально опасное деяния то она указывает на родовой признак правонарушения, в последствии формируя его видовые отличия.

Стоит отметить, что понятие правонарушения с точки зрения юриспруденции конкретизирует и дополняет социологическое, показывая его свойства. В связи, с чем можно сделать вывод, что у любого правонарушения такой элемент, как «общественная опасность», является обязательным свойством. Так в соответствии ч.2 ст.14 УК РФ /4/ считается то, что, так как действие не является социально опасным, хотя и содержит признаки деяния – не является преступлением.

Исходя из тяжести совершенного правонарушения,, в соответствии п. 1 ст. 28 ФЗ №76 военнослужащий может быть привлечен к следующим видам ответственности: уголовной, гражданско- правовой, материальной, дисциплинарной и административной /8/.

У военнослужащего имеются следующие особенности юридической ответственности:

  • по сравнению с гражданскими лицами более суровая ответственность за одно и тоже правонарушение;

- по отношению к военнослужащим для отдельных мер воздействия используется особый процессуальный характер;

- для возложения мер наказания на виновных лиц у командиров все действия полностью регламентированы;

- у командиров имеются для привлечения к ответственности виновных лиц специальные полномочия;

- в качестве оснований для привлечения виновных лиц к ответственности имеется большая разновидность негативных поведений.

Также стоит учесть, что определенные виды административной ответственности установленные Коап РФ /3/ к военнослужащим применяться не могут.


В пример данного высказывания можно привести тот факт, что к военнослужащим и гражданам которые были призваны на военные сборы не может применяться предусмотренные ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест, к военнослужащим являющиеся иностранными гражданами не может применяться наказание предусмотренное ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ в виде выдворения за пределы РФ, а также военнослужащим проходящим военную службу по призывы и выпускникам военных учреждений до заключения контракта не может применятся наказание в виде штрафа предусмотренной ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ /3/.

В соответствии ФЗ №161от 12.07.1999 г. в случае если военнослужащий при исполнении своих профессиональных обязанностей нанесет материальный ущерб государству он будет привлечен к материальной ответственности.

В соответствии п. 1 ст. 8 вышеуказанного закона может применяться внесудебный порядок возмещения ущерба, при котором такое удержание производится согласно приказа командира из денежного довольствия военнослужащего, при этом размер удержания не должен превышать месячного оклада и надбавки за выслугу лет.

Под таким понятием как правонарушения юриспруденции понимают влекущее юридическую ответственность, причиняющего вред другим лицам и обществу противоправное, виновное, деяние вменяемого лица.

Правонарушения любого рода несут в себе реальную угрозу правильному функционированию государственной власти, охране прав и свобод граждан и организаций. Юридическая ответственность проявляется в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя (штраф за нарушение правил дорожного движения; возмещение ущерба виновником дорожно-транспортного происшествия; выговор сотруднику, опоздавшему на работу, и т.д.).

Право применять те или иные меры воздействия на нарушителей предоставлено юридическими нормами различным государственным органам (в некоторых случаях и негосударственным) и должностным лицам. В связи с этим у другого субъекта правоотношений появляется обязанность принять это наказание (претерпеть неблагоприятные последствия применения тех или иных мер воздействия).

Форма, выраженная в правонарушении, является особенностью в конфликте граждан с государством. Данная особенность состоит в том, что субъекты действуют противоправно, невзирая нормам права, которые запрещают противоправное поведение или обязывающее их совершать активные действия.


В связи с тем, что в каждой отдельной правовой норме определены как права, так и обязанности результатом является то, что нарушение правовых норм лицом являет собой посягательства на иных лиц права, что является социально - вредным и опасным явлением.

Военнослужащие в соответствии ст. 26 Устава внутренней службы привлекаются к юридической ответственности исходя из характера и степени тяжести противоправного деяния независимо от должности и звания /9/.

Приведем пример из судебной практики. В Хабаровском крае за присвоение военного имущества осуждён военнослужащий Минобороны России. Мужчина незаконно списал более 3,5 тонн дизельного топлива с целью дальнейшей его продажи третьим лицам.

Военным следственным отделом СК России по Комсомольскому-на-Амуре гарнизону в отношении мужчины было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого фигурант подтвердил факты своей противоправной деятельности, а также добровольно возместил причинённый государству ущерб», - сообщили в управлении ФСБ России по Восточному военному округу.

Комсомольский гарнизонный военный суд признал офицера виновным по ч. 1 ст. 160 УК России «Присвоение или растрата», назначив ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Однако, обвинение с данным решением не согласилось. 

Решением 1-го Восточного окружного военного суда приговор Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда в отношении осуждённого изменён. Действия военнослужащего переквалифицированы с ч. 1 ст. 160 УК России на ч. 3 ст. 160 УК России, по которой ему назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей /30/.

Если рассматривать административную ответственность, то на общих основаниях к данному виду ответственности военнослужащих привлекают за совершение в сфере таможенных правил, ПДД , пограничного режима и охраны окружающей среды, что касается иных видов административных правонарушений, то военнослужащие несут ответственность по общему правилу согласно Дисциплинарному уставу.

Судья Хабаровского гарнизонного военного суда Гриценко в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении военнослужащего Кулакова Виталия Владимировича. Кулаков В.В. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 с. 12.8 при следующих обстоятельствах. Кулаков В.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, не имея права управления транспортными средствами.