Файл: Тихоокеанский государственный университет Кафедра Государственноправовых дисциплин.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовая характеристика военной службы в Российской Федерации
1.1 Военная служба: понятие, правовые основы, место в системе иных видов государственной службы
1.3 Особенности прохождения военной службы
2 Юридический анализ правового статуса военнослужащих
2.1 Права, обязанности, ограничения, запреты, гарантии военнослужащих
2.2 Дисциплинарная ответственность военнослужащих и ее правоприменение
- Профессионализм и компетентность. Данный принцип является очень важным и ему всегда уделяют особое внимание. Согласно этому принципу каждый военнослужащий должен быть профессионалом в своей деятельности, знать и соблюдать этические и правовые нормы, правила поведения в служебной деятельности, иметь необходимую подготовку для исполнения обязанностей согласно занимаемой воинской должности;
- Доступность и открытость государственной службы. Деятельность госслужбы должна стать прозрачной и доступной, а также открытой и гласной. По мнению такого исследователя как Какимжанов М.Т. под открытостью государственной службы понимается не только получение полной и достоверной информации, но также и право граждан на участие в решение вопросов, которые затрагивают его законные интересы;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц /18/.
Виды военной службы
Несмотря на то, что военная служба является видом государственной службы, она имеет определённые особенности, в связи, с чем нельзя прямо соотносить ее с таким понятием, как «государственная служба» и «государственный служащий». Это связано, прежде всего, с предназначением военной службы, а также спецификой её прохождения, поступления и прекращения /21,23/.
Законодательством РФ военная служба предусмотрена в 7 федеральных органах исполнительной власти: ВВ МВД РФ; МЧС РФ; ФСО РФ; СВР РФ; ФСБ РФ; Служба специальных объектов при Президенте РФ; Минобороны РФ.
Согласно ст. 2 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба подразделяется на гражданскую, военную и иной вид государственной службы /6/.
Итак, военная служба является особым видом Федеральной государственной службы.
По характеру участия в решении задач обороны и безопасности страны военная служба может быть подразделена:
-на военную службу, которая предназначена ля непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами;
-на военную службу, которая предназначена для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности государства органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями /23/.
Следует отметить, что военная служба может подразделяться по видам военной службы, исходя из критерия ведомственного признака, т.е. по видам государственных организаций и органов, где проходит военная служба. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, где исполняется военная служба.
Исходя из оснований зачисления граждан на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военная служба подразделяется:
-на военную службу по призыву;
-на военную службу по контракту и
-на альтернативную гражданскую службу /25/.
К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся:
Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры:
-проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры.
К военнослужащим, проходящим службу по призыву, относятся:
-солдаты, матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву;
-офицеры, призванные на военную службу из запаса;
-курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта /22/.
Итак, если рассматривать способ поступления на службу, то она делится на призывную и контрактную. Что касается военнослужащих контрактников, то они выбрали данную профессию добровольно. Призывная воинская служба это служба для определенной категории граждан, где воинская обязанность, имеет принудительный характер.
1.3 Особенности прохождения военной службы
В связи с тем, что военная служба для государства имеет большую значимость, законодателем установлен порядок её прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащего.
У данной службы имеются следующие особенности:
- поступление на службу. Что касается данной категории, то здесь к претендентам предъявляются высокие требования к подготовке, здоровью, образованию и морально – психологическим качествам;
- присяга. Гражданин, ставший военнослужащим, принимает присягу, и с данного момента у него появляются определенные права и обязанности. Он несет уголовную и дисциплинарную ответственность в случае нарушения данной присяги;
- строго обязательный характер. Данная особенность подразумевает то, что военнослужащий, исходя из своих желаний, не может изменить место службы, должность и т.д.;
- военнослужащий несет более суровую ответственность за нарушения. Например, если сравнивать с другими госслужащими, за самовольное оставление места службы, его могут привлечь к уголовной ответственности, хотя как другие госслужащие могут отделаться дисциплинарным взысканием;
- по отношению к подчиненным руководящий состав имеет больше полномочий, чем у других госслужб. Также военнослужащие обязаны беспрекословно подчиняться в любых условиях требованиям командира;
- наличие воинского звания. Так от воинского звания наряду с занимаемой должностью зависит и объем полномочий;
- наличие форменной одежды и закрепление личного оружия, которое в соответствии с законодательством они имеют право хранить, применять и использовать /25,26/.
Исходя из вышеуказанных особенностей данной службы, к военнослужащим предъявляются особые требования, и осуществляется ограничение прав и свобод, в связи, с чем законодателем определен ряд компенсаций и льгот.
Что касается цели военной службы, то она исходит из осуществления функций государства касающейся его целостности, суверенитета и независимости.
Задачи и функции военной службы взаимосвязаны, но в полной степени не являются идентичными. Задачи военной службы являются предпосылками функций, а функции это элемент исполнения задач. То есть задачи исполняются при помощи функций.
Функции военной службы можно разделить на: общие и специфические.
Если рассматривать общие функции, то к ним можно отнести:
Что касается специфических функций военной службы, то они показывают особенность деятельности военнослужащих. Данные функции нашли свое отражение в их обязанностях, а именно защите государства и его граждан, в мирное время служить своему Отечеству, соблюдать Конституцию РФ и т.д./29/.
Военная служба в сфере обороны исполняет следующие функции:
- борьба с терроризмом;
- обеспечение военной безопасности страны;
- обеспечение пограничного режима и д.р.
Необходимо отметить, что, так как военная служба проходит в разных госучреждениях, специфические функции будут зависеть от конкретных целей, которые решает данное учреждение.
В юридической науке одной из наиболее сложной и одновременно фундаментальной является такая категория как «правовой статус». Данное обстоятельство обусловлено с одной стороны тем, что в настоящее время в юридической науке отсутствует общепринятый подход касаемо толкования содержания природы категории «правовой статус», а с другой тем, что данная категория, как в практической сфере, так и в юридической теории имеет широкую область применения.
В Конституции РФ /1/ говорится, что все граждане равны перед законом и судом, также в основном законе государства закреплено право на госзащиту, право на получение юридической помощи.
В переводе с латинского «status» – «положение, состояние». То есть статус субъекта это его положение (позиция) в структуре либо системе. В науке правовой статус определяется в качестве, установленного в юридическом плане, положения в обществе определенной личности. Социальный статус лежит в основе правового статуса, то есть закрепленное в системе общественных отношений положение субъекта.
Понятие правовой статус в разных источниках определяется по-разному. Часто встречается тот момент, что такие понятия, как «правовой статус» и «правовое положение» исследователем считается тождественным, но также ряд исследователей такие понятия между собой разграничивают /27,28/.
Если проводить у данных понятий сравнительный анализ, то можно выявить в них значимые отличия.
Так, если применять дефиницию «статус» в таких словосочетаниях, которые имеют устоявшийся характер, как «признать статус», «лишить статуса», «приобрести статус» и «наделить статусом», то можно прийти к выводу, что такой термин, как «правовой статус» определяется как статическая характеристика лица. Иными словами устанавливается уровень развития у лица правового положения, а также говорит о том, что статус лица зависит от оценки другого субъекта.
Что касается такого слова как «положение», то для него присуще такие словосочетания как «проанализировать правовое положение», «изменить правовое положение» и т.д.
В юридической литературе нет общепринятого мнения по поводу структуры правового статуса, как военнослужащего, так и в целом лица. Данное обстоятельство выражено тем, что в настоящее время между правоведами ведутся споры по поводу того, как числа элементов статуса военнослужащего, так и установления у данных элементов категорий.
Свободы, права и обязанности лица являются общепринятыми элементами статуса. В юридической литературе, подход, при котором в структуру правового статуса входят только права и свободы, называют «узким». Сторонником данного подхода, к примеру, является Лукашева Е.А. Данный исследователь указывает, что в общем виде правовой статус личности является законодательно закрепляемая в нормативных актах система прав и обязанностей. Данный исследователь говорит о том, что исходными элементами права являются права и обязанности, и в структуре права важнее данных элементов нет/25,27/.
- Доступность и открытость государственной службы. Деятельность госслужбы должна стать прозрачной и доступной, а также открытой и гласной. По мнению такого исследователя как Какимжанов М.Т. под открытостью государственной службы понимается не только получение полной и достоверной информации, но также и право граждан на участие в решение вопросов, которые затрагивают его законные интересы;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц /18/.
- 1 2 3 4 5
Виды военной службы
Несмотря на то, что военная служба является видом государственной службы, она имеет определённые особенности, в связи, с чем нельзя прямо соотносить ее с таким понятием, как «государственная служба» и «государственный служащий». Это связано, прежде всего, с предназначением военной службы, а также спецификой её прохождения, поступления и прекращения /21,23/.
Законодательством РФ военная служба предусмотрена в 7 федеральных органах исполнительной власти: ВВ МВД РФ; МЧС РФ; ФСО РФ; СВР РФ; ФСБ РФ; Служба специальных объектов при Президенте РФ; Минобороны РФ.
Согласно ст. 2 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба подразделяется на гражданскую, военную и иной вид государственной службы /6/.
Итак, военная служба является особым видом Федеральной государственной службы.
По характеру участия в решении задач обороны и безопасности страны военная служба может быть подразделена:
-на военную службу, которая предназначена ля непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами;
-на военную службу, которая предназначена для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности государства органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями /23/.
Следует отметить, что военная служба может подразделяться по видам военной службы, исходя из критерия ведомственного признака, т.е. по видам государственных организаций и органов, где проходит военная служба. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, где исполняется военная служба.
Исходя из оснований зачисления граждан на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военная служба подразделяется:
-на военную службу по призыву;
-на военную службу по контракту и
-на альтернативную гражданскую службу /25/.
К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся:
-
офицеры; -
прапорщики и мичманы; -
курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования; -
сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.
Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры:
-проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры.
К военнослужащим, проходящим службу по призыву, относятся:
-солдаты, матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву;
-офицеры, призванные на военную службу из запаса;
-курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта /22/.
Итак, если рассматривать способ поступления на службу, то она делится на призывную и контрактную. Что касается военнослужащих контрактников, то они выбрали данную профессию добровольно. Призывная воинская служба это служба для определенной категории граждан, где воинская обязанность, имеет принудительный характер.
1.3 Особенности прохождения военной службы
В связи с тем, что военная служба для государства имеет большую значимость, законодателем установлен порядок её прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащего.
У данной службы имеются следующие особенности:
- поступление на службу. Что касается данной категории, то здесь к претендентам предъявляются высокие требования к подготовке, здоровью, образованию и морально – психологическим качествам;
- присяга. Гражданин, ставший военнослужащим, принимает присягу, и с данного момента у него появляются определенные права и обязанности. Он несет уголовную и дисциплинарную ответственность в случае нарушения данной присяги;
- строго обязательный характер. Данная особенность подразумевает то, что военнослужащий, исходя из своих желаний, не может изменить место службы, должность и т.д.;
- военнослужащий несет более суровую ответственность за нарушения. Например, если сравнивать с другими госслужащими, за самовольное оставление места службы, его могут привлечь к уголовной ответственности, хотя как другие госслужащие могут отделаться дисциплинарным взысканием;
- по отношению к подчиненным руководящий состав имеет больше полномочий, чем у других госслужб. Также военнослужащие обязаны беспрекословно подчиняться в любых условиях требованиям командира;
- наличие воинского звания. Так от воинского звания наряду с занимаемой должностью зависит и объем полномочий;
- наличие форменной одежды и закрепление личного оружия, которое в соответствии с законодательством они имеют право хранить, применять и использовать /25,26/.
Исходя из вышеуказанных особенностей данной службы, к военнослужащим предъявляются особые требования, и осуществляется ограничение прав и свобод, в связи, с чем законодателем определен ряд компенсаций и льгот.
Что касается цели военной службы, то она исходит из осуществления функций государства касающейся его целостности, суверенитета и независимости.
Задачи и функции военной службы взаимосвязаны, но в полной степени не являются идентичными. Задачи военной службы являются предпосылками функций, а функции это элемент исполнения задач. То есть задачи исполняются при помощи функций.
Функции военной службы можно разделить на: общие и специфические.
Если рассматривать общие функции, то к ним можно отнести:
-
Формирование и ведение перечня и реестра должностей; -
Проведение кадровой политики; -
Проведение работ по прогнозированию военной службы; -
Проведение анализа эффективности деятельности военнослужащих; -
Разработка нормативных актов в сфере военной службы; -
Функции управления.
Что касается специфических функций военной службы, то они показывают особенность деятельности военнослужащих. Данные функции нашли свое отражение в их обязанностях, а именно защите государства и его граждан, в мирное время служить своему Отечеству, соблюдать Конституцию РФ и т.д./29/.
Военная служба в сфере обороны исполняет следующие функции:
- борьба с терроризмом;
- обеспечение военной безопасности страны;
- обеспечение пограничного режима и д.р.
Необходимо отметить, что, так как военная служба проходит в разных госучреждениях, специфические функции будут зависеть от конкретных целей, которые решает данное учреждение.
В юридической науке одной из наиболее сложной и одновременно фундаментальной является такая категория как «правовой статус». Данное обстоятельство обусловлено с одной стороны тем, что в настоящее время в юридической науке отсутствует общепринятый подход касаемо толкования содержания природы категории «правовой статус», а с другой тем, что данная категория, как в практической сфере, так и в юридической теории имеет широкую область применения.
В Конституции РФ /1/ говорится, что все граждане равны перед законом и судом, также в основном законе государства закреплено право на госзащиту, право на получение юридической помощи.
В переводе с латинского «status» – «положение, состояние». То есть статус субъекта это его положение (позиция) в структуре либо системе. В науке правовой статус определяется в качестве, установленного в юридическом плане, положения в обществе определенной личности. Социальный статус лежит в основе правового статуса, то есть закрепленное в системе общественных отношений положение субъекта.
Понятие правовой статус в разных источниках определяется по-разному. Часто встречается тот момент, что такие понятия, как «правовой статус» и «правовое положение» исследователем считается тождественным, но также ряд исследователей такие понятия между собой разграничивают /27,28/.
Если проводить у данных понятий сравнительный анализ, то можно выявить в них значимые отличия.
Так, если применять дефиницию «статус» в таких словосочетаниях, которые имеют устоявшийся характер, как «признать статус», «лишить статуса», «приобрести статус» и «наделить статусом», то можно прийти к выводу, что такой термин, как «правовой статус» определяется как статическая характеристика лица. Иными словами устанавливается уровень развития у лица правового положения, а также говорит о том, что статус лица зависит от оценки другого субъекта.
Что касается такого слова как «положение», то для него присуще такие словосочетания как «проанализировать правовое положение», «изменить правовое положение» и т.д.
В юридической литературе нет общепринятого мнения по поводу структуры правового статуса, как военнослужащего, так и в целом лица. Данное обстоятельство выражено тем, что в настоящее время между правоведами ведутся споры по поводу того, как числа элементов статуса военнослужащего, так и установления у данных элементов категорий.
Свободы, права и обязанности лица являются общепринятыми элементами статуса. В юридической литературе, подход, при котором в структуру правового статуса входят только права и свободы, называют «узким». Сторонником данного подхода, к примеру, является Лукашева Е.А. Данный исследователь указывает, что в общем виде правовой статус личности является законодательно закрепляемая в нормативных актах система прав и обязанностей. Данный исследователь говорит о том, что исходными элементами права являются права и обязанности, и в структуре права важнее данных элементов нет/25,27/.