Файл: Тихоокеанский государственный университет Кафедра Государственноправовых дисциплин.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-правовая характеристика военной службы в Российской Федерации
1.1 Военная служба: понятие, правовые основы, место в системе иных видов государственной службы
1.3 Особенности прохождения военной службы
2 Юридический анализ правового статуса военнослужащих
2.1 Права, обязанности, ограничения, запреты, гарантии военнослужащих
2.2 Дисциплинарная ответственность военнослужащих и ее правоприменение
Если обращаться к толковым либо энциклопедическим словарям то в них также говорится, что единым элементом правового статуса личности являются права и обязанности.
Мы придерживаемся позиции тех исследователей, считающих, что центром правовой сферы является система прав и обязанностей, и только здесь находится ключ к решению основных юридических проблем. Но на наш взгляд недостаточно рассматривать категорию «правовой статус» только в качестве в совокупности прав и обязанностей, так данные обстоятельства не только не дадут установить фактическое правовое положение лица, но и не позволят дать статусу должного теоретического обоснования. В связи, с чем, на наш взгляд, помимо прав и обязанностей, правовой статус военнослужащего должен содержать и иные структурные элементы.
На наш взгляд при установлении структуры правового статуса довольно спорным является вопрос касаемо правовых гарантий, являющиеся неотъемлемым элементом парового статуса.
В научной литературе можно встретить мнение на необходимость введения в структуру элементов правового статуса «гарантий», отмечая то, что без гарантий не могут быть реализованы закрепленные на законодательном уровне права и свободы. Подобного мнения придерживается ряд авторов, указывающих на то, что необходимо обеспечить введения «гарантии», в качестве отдельного элемента правового статуса, так как провозглашенные в Конституции РФ /1/ права и свободы без соответствующих гарантий ничего не будут стоить.
Также помимо сторонников указанной позиции имеются исследователи указывающие, что система гарантий, является категорий распространяющейся за рамки правового статуса личности. Автор данную точку зрения не разделяет, считая, что для правового статуса военнослужащего гарантии являются неотъемлемым элементом, так как надлежащие исполнение прав и обязанностей невозможно, если они будут иметь формальный декларированный характер.
Также большим дискуссионным вопросом при исследовании правового статуса личности является отнесение к обязательным элементам такой категории как «ответственность».
Многие правоведы придерживаются такого подхода, в котором к элементам правового статуса юридическая ответственность не относится. Отмечается, что без обязанности нет ответственности, относит юридическую ответственность к вторичным элементам. Схожей позиции придерживается такой исследователь, как Разгулин А.В. указывая, что в структуре правоотношений, ответственность, играет факультативный характер, так как не обязательно ее наступление, и она не может существовать без установленных прав и обязанностей.
Также имеются исследователи, имеющие противоположную точку зрения, считающие, что у правового статуса личности ответственность является необходимым и самостоятельным элементом. Например, Процко Г.И. говорит, что ответственность необходимо отнести к элементам правового статуса лица, так как юридическая ответственность является средством выполнения обязанностей и обязательным элементом принуждения для выполнения правомерных действий /23,25/.
Стоит говорить о необходимости включения в элементы структуры статуса ответственность. Данный исследователь указывает, что ответственность в первую очередь является отношением лица к исполнению своих обязанностей, в связи, с чем повышение ответственности является увеличение по отношению к своим обязанностям ответственного отношения, увеличение требований к исполнению обязанностей и увеличение контроля по исполнению обязанностей. Строгонович М.С. считает, что правовой статус должен состоять из прав, обязанностей, гарантий и ответственности.
Так, под правовым статусом следует понимать систему установленных на законодательном уровне и обеспечивающихся государством прав, обязанности, свобод и ответственности, согласно которым лицо в обществе координирует свое поведение.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что к элементам структуры правового статуса военнослужащего относят права, обязанности, гарантии и ответственность. Данная структура правового статуса обеспечивает системность, универсальность и действенность правового статуса. Автор ни в коем случае не подвергает сомнению подход, при котором исходными элементами правового статуса лица являются права и обязанности. Но на наш взгляд ответственность и гарантия в структуре правового статуса занимают отдельное место.
Стоит отметить, что автор не разделяет позицию, согласно которой в качестве иных элементов правового статуса необходимо включить такие категории как: гражданство, интересы, правоотношения, принципы, функции и др. На наш взгляд является верным мнение Лукашевой Е.А. указывающей, что дополнительные элементы (например, такие как правоспособность, гражданство и т.д.) являются у правового статуса личности лишь предпосылками.
Исходя из ФЗ «О статусе военнослужащих» /7/под правовым статусом военнослужащего понимается определенная законодательством совокупность гарантированных государством прав и свобод, а также их ответственность и обязанности.
Элементами правового статуса военнослужащего являются:
- юридическая ответственность;
- правосубъектность;
- системность прав и обязанностей.
Схема изображения активной формы социально правовой защиты представлена в Приложение А.
Таким образом, данные категории имеют огромное значение, так как в большей степени они оказывают воздействие на формирование кадрового состава, их профессионализма, что в следствии сводится к обеспечению безопасности нашего государства и его граждан.
В связи, с чем становится понятно, что такие категории как «правовой статус» и «правовое положение» не являются идентичными. Так в содержании правового статуса военнослужащих в связи с прохождением службы вместе с правами и обязанностями имеются также определенные запреты и ограничения.
2 Юридический анализ правового статуса военнослужащих
2.1 Права, обязанности, ограничения, запреты, гарантии военнослужащих
Имеются следующие части в системе правового статуса военнослужащих:
- общая (данная часть относится, в общем, к каждому гражданину);
- специальная (включает в себя права и обязанности всех военнослужащих);
- особенная (исходят из наличия особых черт, которые выражают у всех военнослужащих правовое положение);
- единичная (указывает на специфику правового положения отдельно взятого военнослужащего) .
В связи с тем, что военнослужащие являются особым субъектом правоотношений на них налагаются и дополнительные обязанности.
Изначально правовой статус определяется как некая система прав и обязанностей, которые на законодательном уровне определны государством в нормативных актах/23,26/ .
Что касается значения практической проблемы правового статуса военнослужащих, то она заключается в том, что она в полной мере соприкасается с их интересами, а при определении какого либо действия находит на их судьбах своё отражение.
Хотелось бы сказать, что военнослужащие это определенная категория граждан, образ жизни которых отличается от других граждан и государственных служащих. Различие между военнослужащими и иными гражданами имеющие трудоспособность состоит в том, что обычный гражданин работает в основном только на себя, для достижения своих личных целей, а военнослужащий исполняет волю государства, но одновременно на законодательном уровне закреплены определённые ограничения в правах. Военнослужащие совместно с другими госслужащими и государственным аппаратом характеризуют само государство, показывая его положения и возможности. Исходя из того, как сформирована и устроена военная служба происходит, как поддержание правопорядка, так и обеспечение национальной безопасности государства.
Правовой статус военнослужащего не результат простого, механического соединения общего и специального правового статуса военнослужащих, в его рамках взаимодействуют обе эти части. Именно в силу такого взаимодействия конституционные права, свободы и обязанности конкретизируются в нормах военного законодательства с учетом возможностей их
реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в правах и свободах/15/.
Итак, правовой статус военнослужащего как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией лиц военной службы в составе военной организации государства.
Проблема правовых гарантий реализации прав и обязанностей военнослужащих была и остается одной из наиболее важных в военном праве. Нормативная правовая база, призванная обеспечить реализацию статуса военнослужащих, в настоящее время включает более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и органов государственной власти федерального уровня. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст.ст. 3, 4, 5, 10, 18, 22, 23, 24, 25 и др.) установлены государственные гарантии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (правовой и социальной защиты; страховые; в области труда; социального обеспечения; в области судопроизводства; погребения и т.д.)/7/.
В широком смысле слова, понятие «Гарантии» представляет собой совокупность социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических предпосылок, средств и способов создающих возможности личности для осуществления своих прав и законных интересов.
Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Правовые (юридические) гарантии занимают особое место в системе социальных гарантий и представляют собой «содержащиеся в нормах права средства и способы защиты социальных прав личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение». То есть, государственные гарантии следует рассматривать как обязанности государства по формированию и использованию правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека. Не вызывает сомнения необходимость создания благоприятных условий реализации прав и свобод, обеспечения их охраны и защиты, устранения препятствий реализации правомочий. Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи/15,16/.