Файл: Тихоокеанский государственный университет Кафедра Государственноправовых дисциплин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»
Военная служба как вид государственной службы в РФ.
Текстовый документ курсовой работы

по дисциплине «Административное право»

КР.210003192.ТД


Выполнил: студент Зверев Д.П.

гр. ПОНБ(с)-12

Руководитель работы: к.ю.н

Таталина А. В.

Виза: ___________________________
Хабаровск − 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1 Теоретико-правовая характеристика военной службы в Российской Федерации 5

1.1 Военная служба: понятие, правовые основы, место в системе иных видов государственной службы 5

1.2 Виды военной службы 10

1.3 Особенности прохождения военной службы 12

2 Юридический анализ правового статуса военнослужащих 19

2.1 Права, обязанности, ограничения, запреты, гарантии военнослужащих 19

2.2 Дисциплинарная ответственность военнослужащих и ее правоприменение 23

Заключение 29

Список использованных источников 33

Приложение А 38

Приложение Б 39


Введение



Актуальность данной темы состоит в том, что военнослужащий исходя из особенностей своей профессиональной деятельности, является специальным субъектом прав. Данное обстоятельство выражается в специфике его прав, обязанностей и ответственности.

Особенности правового статуса военнослужащих определяются исходя из порученных им обязанностей по вооружённой защите государства, обязанностей безоговорочно (вне зависимости от условий, в том числе связанных с риском для жизни) исполнять поставленные задачи. Так военнослужащие должны быть уверены, что государство как в период прохождения им службы, так и после увольнения будет обеспечивать ему и членам его семьи установленные государством гарантии по их социальной и правовой защите.


Если данного условия не будет выполнено, то привлекательность к военной службе существенно снизится, что в дальнейшем отразится, как на комплектовании кадров, так и на безопасности государства.

Во многом военная мощь государства зависит от того на сколько законодателем эффективно проработаны содержание нормативно - правовых актов как посредством их у военнослужащих производится сплоченность и единство действий, их мобилизация, качество службы, а также обеспечение и исполнение их прав и законных интересов.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, создающиеся в процессе правового регулирования деятельности в сфере военной службы.

Предметом исследования в работе выступают правовые нормы в сфере военной службы.

Цель работы состоит в исследовании военной службы как вида государственной службы.

Задачи, поставленные в работе для достижения цели следующие:

- исследовать теоретико-правовую характеристику военной службы в Российской Федерации;

- провести юридический анализ правового статуса военнослужащих.

В работе использованы: общенаучный, диалектический методы познания, а также специальные методы исследования – анализ, сравнительно-правовой, комплексный, формально - логический и системный.

Нормативно – правовую основу данной работы составляют законодательные акты в сфере военной службы.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка, приложений.

1 Теоретико-правовая характеристика военной службы в Российской Федерации


1.1 Военная служба: понятие, правовые основы, место в системе иных видов государственной службы


На наш взгляд, прежде чем говорить о характеристике военной службы в Российской Федерации необходимо дать характеристику как государственной службе в целом, так и военной службе в отдельности.

Само по себе понятие «государственная служба» преобразовывалась от служения лично государю до служения государству.

Существует множество определений понятия «государственная служба». Так, исходя из нынче утратившего силу ФЗ № 119 от 31.07.1995 г., государственной службе давалось следующие определение, а именно профессиональная деятельность, содержащаяся в исполнении полномочий органов государства /6/. Дальше данное определение было немного расширено.



В настоящие время, под государственной службой, понимается трудовая деятельность специалистов государственных учреждений, занимающих должности государственной службы, обеспечивающие исполнение функций данного учреждения /11/.

Некоторые авторы считают, что под понятием государственная служба необходимо понимать, как практическое, так и профессиональное участие лиц исполняющих функции государства и представляет собой три связанные между собой элемента:

- государственную должность;

- государственный орган;

- государство/14/.

В настоящие время законодательством закреплено следующие понятие государственной службы, так под ней понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также её субъектов, федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, лиц занимающих должности установленные Конституцией РФ и иными нормативно- правовые акты.

Имеется мнение исследователей, которые считают, что госслужба по своей природе едина, но, исходя из решения задач она различна. В связи, с чем, исходя из рода государственной деятельности, имеются различия и деления на виды служб.

Некоторые авторы относят военную службу к госслужбе имеющей военизированную направленность. Также помимо военной к данному направлению относят пограничную и внутреннюю службы, а также службу безопасности.

В данной классификации имеются недостатки, которые выражаются в том, что в данном случае соединены значимые направления госдеятельности вместе с административными органами, в которых данная служба исполняется.

Если сопоставлять утверждённые на законодательном уровне виды государственной службы, то они имеют схожие признаки, это является фактом того, что они действуют на основании принципа единства правовых и организационных основ государственной службы /11,19/.

Военную службу отличают следующие признаки:

- учреждается государством в рамках специальной организации (войско, армия, Вооруженные Силы и т.д.);

- порядок, условия привлечения и выбытие из военной организации определяются государством;

- участники военной службы призваны к выполнению военных действий с применением средств вооружения;


- внутренняя структура военных организаций определяется государством;

- государство выполняет функцию по назначения руководителей военной службы;

- военная деятельность уполномочена в своих действиях государственной властью /16/.

Военная служба - особый вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства на воинских должностях в вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

При осуществлении государственной деятельности огромное значение уделяется имеющим принципиальный характер вопросам, так как государственная деятельность органов государственной власти должна начинаться с прочного фундамента, берущего свое начало исходя из исторического опыта и теоретических обобщений, которые находят свое отражение в виде принципов /18,19/.

На наш взгляд можно по разному анализировать принципы военной службы, то есть если рассматривать их исходя из рассмотрения ее, как деятельности. Можно отметить общие принципы государственной службы (например, принцип равного доступа граждан на государственную службу, в том числе и военную), но если исходить из такого понимания, как организационно правовой институт, то здесь наряду с общими принципами организации, должны быть также указаны принципы, которые относят только к институту военной службы.

В переводе с латинского языка слово «принцип» означает – «основа». Что касается определения принципам военной службы, то на законодательном уровне оно не закреплено, но в нормативный актах своё отражение находят.

В Федеральном законе №58 определены основополагающие принципы системы государственной службы. Так данные принципы распространяются на все виды государственной службы, в том числе и военную службу. Принципы имеют государственное значение и обязательны для всех органов государственной власти. Принципы делятся на три категории:

- Конституционные (исходят из норм Конституции РФ);

- Профессиональные (вытекают из процесса служебной деятельности и поведения государственных служащих);

- Специальные (показывают, как построен механизм государственного аппарата и его структуру).

Что касается применения принципов сфере военной службы, то у них есть особенность проявления связанная со спецификой их деятельности.


Существуют следующие принципы военной службы:

- Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

- Законность. Суть этого принципа состоит в том, что необходимо соблюдать требования Конституции РФ и иные нормативные акты /19/.

Некоторые исследователи в данный принцип включают и такие принципы как «верность государству» и «доверие к деятельности военнослужащих». Гражданин став военнослужащим принимает присягу и обязуется самоотверженно выполнять свой долг по защите своего Отечества. Что касается принципа доверия к деятельности военнослужащего, то он имеет огромную значимость для обеспечения стабильности в обществе;

- Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип является началом всей государственной службы, а именно то, что военнослужащие в первую очередь служат народу и обществу /11,13/.

В Конституции РФ сказано, что единственным источником власти в стране является народ /1/.

Социальная ценность военной службы состоит в том, что во многом благодаря ей сохраняется целостность и суверенитет нашего государства, которое стабилизирует общество и обеспечивает гражданам гарантию реализацию их прав и свобод;

- Равный доступ граждан к государственной службе. Этот принцип подразумевает то, что любой гражданин РФ имеет право занимать любую должность в государственных органах. Но в реальности это не так. Согласно законодательству РФ имеются ряд определенных ограничений, по которым граждане не могут занимать должности в государственных органах (например, если гражданин имеет серьёзные заболевания либо он недееспособный и другие);

- Единство организационных и правовых основ государственной службы. Данный принцип подразумевает то, что все требования, которые находят свое отражение в Конституции РФ и в законах обязательны для всех государственных служащих. Также данный принцип подразумевает то, что основные требования, которые предъявляются к госслужбе одинаковые. Так, например, для прохождения военной службы применяются общие требования по состоянию здоровья, служба носит добровольный характер и профессионально - психологическая пригодность;