Файл: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 2240

Скачиваний: 89

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 16 -

 

 

 

ОШИБКИ ПРИ УХОДЕ НА ВТОРОЙ КРУГ 

 

сначала  уменьшается  угол  планирования,  а  затем  увеличиваются 

обороты двигателя – теряется скорость; 

во  время  увеличения  оборотов  двигателя  недостаточно  устраняется 

стремление  самолета  к  развороту  –  самолет  отклоняется  и  уходит  в 
сторону от осевой линии ВПП; 

отвлекается взгляд от земли при уходе на второй круг с малой высоты 

– возможен удар колесами о землю. 
-  

резкая дача газа (возможны перебои в работе двигателя). 

 
 

ПОСАДКА 

 

Посадка  самолета  является  наиболее  сложным  элементом  техники 
пилотирования.  Она  требует  от  экипажа  отличной  осмотрительности, 
точности расчета и захода на посадку по ВПП,  сохранение постоянного 
угла  снижения  к  точке  выравнивания  с  заданной  скоростью, 
своевременных  действий  для  выпуска  закрылков,  увеличения  и 
уменьшения  оборотов  двигателя  и  т.д.  для  самолета  Цессна-172 
нормальной  посадкой  является  посадка  на  два  основных  колеса  с 
высоты 0,2-0,3м без сноса, с последующим опусканием передней опоры 
колеса на пробеге. 
 
Посадка включает следующие элементы: 

выравнивание; 

выдерживание над землей; 

приземление; 

пробег самолета после приземления. 

 

 

ВЫРАВНИВАНИЕ 

 

На высоте 30 м еще раз убедиться в том, что ВПП свободна, проверить 
величину скорости и перевести взгляд на землю с левой стороны полета 
в точку начала выравнивания. 
Не  отрывая  взгляда  от  земли,  сохранять  угол  планирования  (при 
нормальном  расчете),  непрерывно  контролировать  направление 
планирования,  следить  за  отсутствием  кренов  и  сносов  и  за 
приближением  самолета  к  земле,  с  тем,  чтобы  своевременно 
определить высоту начала выравнивания. 
На высоте 4-5 м, плавно подбирая штурвал управления на себя, начать 
выравнивание  с  таким  темпом,  чтобы  на  высоте  0,5-0,75  м  вывести 
самолет из угла планирования. Одновременно с началом выравнивания 
плавно убрать обороты двигателя до малого газа (ручка газа полностью 
на  себя).  Чем  быстрее  приближается  земля,  тем  энергичнее  должно 


background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 17 -

 

 

быть  движение  штурвала  управления  на  себя.  Во  время  выравнивания 
все  внимание  сосредоточить  на  определении  расстояния  до  земли,  не 
отвлекая  его  ни  на  что  другое.  Взгляд  на  выравнивании  должен  быть 
направлен  на  20-25

0

 

влево  от  продольной  оси  самолета  и  на  20-30  м 

вперед. 
Перед выравниванием и во время выравнивания скользить взглядом по 
земле,  стараясь  точно  определить  расстояние  до  нее.  При  этом 
необходимо  не  всматриваться  в  какую-нибудь  точку  на  земле,  а 
просматривать  целую  полосу  на  поверхности  земли,  что  значительно 
облегчит определение высоты. 
 

В процессе выравнивания внимание распределять: 

на определение высоты и вертикальной  скорости снижения; 

на плавное уменьшение оборотов двигателя; 

на определение кренов и сноса; 

контроль за направлением полета. 

 
По 

окончании 

выравнивания 

тщательно 

проверить 

высоту 

выравнивания (не высоко ли?). если высота выравнивания больше, чем 
при  нормальном  выравнивании,  задержать  штурвал  и  дать  самолету 
снизиться  до  высоты  0,5-0,75  м,  после  чего  производить  нормальную 
посадку. При очень высоком выравнивании (но не более 2м), не отрывая 
взгляда  от  земли  и  не  допуская  кренов,  дать  самолету  снизиться  до 
высоты 0,5-0,75 м, затем более энергично добирать штурвал на себя, не 
допуская взмывания. 
 

ВЫДЕРЖИВАНИЕ 

 
После  выравнивания  на  высоте  0,5-0,75м  необходимо  выдержать 
самолет для погашения скорости перед приземлением. 
Во  время  выдерживания  не  наклонять  голову  набок,  так  как  это 
вызывает  неправильное  представление  о  положении  самолета 
относительно земли, что может привести к непроизвольному  созданию 
крена  и  к  потере  направления.  Сидеть  надо  прямо,  слегка  повернув 
голову влево. 
Возникающие крены устранять отклонением элеронов. 
С  уменьшением  скорости  самолет  будет  снижаться  и  плавным, 
соразмерным  движением  штурвала  на  себя  создавать  посадочное 
положение.  В  случае  быстрого  «проваливания»  самолета  к  земле 
движение  штурвала  должно  быть  более  энергичным  и  длинным.  При 
медленном приближении самолета к земле движение штурвала должно 
быть медленным и коротким. 
К  высоте  0,15-0,25м  создать  самолету  посадочное  положение  с 
приподнятой передней опорой колеса. 
 
 


background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 18 -

 

 

ПРИЗЕМЛЕНИЕ 

 

Посадочная  скорость  самолета  с  выпущенными  закрылками  в 
положение 20

0

 

составляет  55-52 узлов. 

В  момент  касания  ВПП  штурвал  управления  задержать.  После 
приземления  скорость  самолета  гаснет  и  колесо  передней  опоры 
опускается. 
На  пробеге  с  опущенной  передней  опорой  колеса  штурвал  управления 
плавно подобрать на себя, уменьшая этим нагрузку на колесо передней 
опоры,  при  этом  отделять  от  земли  колесо  передней  опоры 
запрещается.  При  приземлении  с  высоты  более  0,25  м  самолет  может 
энергично опуститься на колесо передней опоры. Во избежание грубого 
касания  колесом  передней  опоры  о  землю  штурвал  управления  в  этом 
случае отдавать от себя запрещается. 

 

ПРОБЕГ 

 

После  приземления,  когда  самолет  опустит  колесо  передней  опоры  и 
будет устойчиво бежать, можно приступить к торможению. 
При  торможении  следить  за  тем,  что  бы  педали  находились  в 
нейтральном положении. Тормозить короткими нажатиями,  
На  пробеге  сохранять  направление  по  осевой  линии  ВПП.  Если  при 
нажатии  на  тормозные  педали  самолет  изменяет  направление, 
торможение прекратить. 
На  пробеге  самолет  устойчив  как  на  двух,  так  и  на  трех  колесах, 
стремления  к  развороту  отсутствует.  При  посадке  на  мягкий  грунт 
следует пользоваться тормозами осторожно. 
Закончив пробег, осмотреться и срулить с ВПП. 

 

ПОСАДКА С БОКОВЫМ ВЕТРОМ 

 

Заход  на  посадку  должен  выполняться  особенно  тщательно.  Левый 
разворот  для  захода  на  посадку  при  ветре  слева  должен  начинаться 
раньше,  а  при  ветре  справа  –  позже,  чем  в  штиль  или  при  встречном 
ветре. 
Снос  при  заходе  на  посадку  следует  парировать  методом  подбора 
курса,  так  называемым    углом  сноса.  Перед  приземлением  для 
уменьшения 

бокового 

удара 

колес 

о 

землю 

необходимо 

координированным  и  соразмерным  отклонением  педали    убрать  угол 
сноса.  После  приземления  для  выдерживания  направления  следует 
пользоваться рулем поворота, а во второй половине пробега тормозами. 
Для парирования разворота на пробеге необходимо также использовать 
элероны: при ветре слева отклонить штурвал влево,  при ветре справа – 
вправо. 
В случае выполнения посадки при сильном боковом ветре,  необходимо 
использовать конфигурацию с минимально выпущенными закрылками. 
Максимально  допустимая  скорость  бокового  ветра  зависит  от  навыков 
пилота и эксплуатационных ограничений самолета. 

Демонстировалась эксплуатация самолета при боковом ветре 15 узлов (не 
является эксплуатационным ограничением).