Файл: Особенности становления и эволюции казахского студенчества Российской империи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности становления и эволюции казахского студенчества Российской империи.

Количественная характеристика и региональный состав казахского студенчества

Во второй половине XIX века казахи получили доступ в университеты империи. Соответствующее решение правительства определялось необходимостью усовершенствования административно-управленческой структуры в областях. С целью усиления влияния государства в крае актуализировалась проблема наличия национальных специалистов в системе управления и социального сектора. Университеты находились в столичных городах империи – Москве и Санкт-Петербурге и крупных административных центрах. Очевидно, в государстве сохранялся дефицит университетов и как следствие этой причины – нехватка квалифицированных кадров во многих социальных сферах. Университеты точечно распределялись в городах, имевших административный статус с высоким удельным весом в местном населении управленческих кадров. Регионально эти города отличались от других в локально-территориальной зоне по стратегическому положению, экономической значимости и социально-культурным параметрам. Таким образом, процедура организации университетов в империи диктовалась объективной необходимостью их рассредоточения в городах общеимперской значимости. Социальную основу студенческого контингента на начальной стадии составляли представители высших иерархических звеньев, прежде всего ориентированных на восприятие инновационных тенденций. Значительную роль сохраняло финансовое обеспечение функционирования университетов и как следствие этого – платное обеспечение учебного процесса студенчества [34, с. 14].

Динамика общемировых политических и экономических процессов оказывала влияние на изменение общественной ситуации в России. Дальнейшее включение России в европейскую цивилизацию вызывало изменения социального устройства и системы отношений. Соответственно общество реагировало на трансформационные процессы, вырабатывая новые ментальные особенности с соответствующим психотипом поведения. По солидной информативной базе и сообщениям многочисленных российских информаторов в недрах казахского общества происходило коренное преломление в восприятии государственно-светской системы просвещения. Данная модель образования характеризовалась многочисленными изъянами, но в сознании многих граждан ассоциировалась как единственная реальность проявления собственной индивидуальности в рубежный период XIX-XX веков утверждения европоцентристской модели с авторитарным стилем отношений. Очевидно, высшие слои казахского народа оказались восприимчивыми к реформируемой системе образования по вертикальному принципу [34, с. 15].


Территориально-географически к основному ареалу расселения казахов оказались близки города Казань, Саратов и Томск, в которых функционировали высшие учебные заведения. В данном аспекте примечательна комплексная характеристика означенных городов. Казань располагалась в Поволжье и с древних времен воспринималась как сосредоточие европейско-русской и татарско-мусульманской культур. В сознании тюрков этот город традиционно ассоциировался с крупным духовным и ученым центром. Исследователь казахской литературы и фольклора М. Ауэзов отличал значимость Казани как важного мусульманского региона в сознании казахов [35, с. 91]. Местные религиозные школы-медресе и мектебы отличались научностью и академизмом. В Казани сохранялись сильные позиции местного татарского купечества, из недр которого нарождалась активная на российском рынке татарская буржуазия. Пожалуй, из всех тюркских народов империи именно татары отличались наличием отлаженной схемы тесных торгово-корпоративных связей на уровне межличностных и семейных отношений.

Многочисленные хроники российских публицистов пестрят сведениями, характеризующими умонастроения местных европейских уроженцев, ориентированных на выезд в центральные и западные губернии [35, с. 104]. Многолетнее пребывание пришлых мигрантов в суровых монотонных условиях отражалось на их повседневной жизни. Целевые аспекты имперской политики сохранения целостности государства определили вектор ее воздействия на восточных рубежах.

Следует отметить, что уже во времена действия Государственной Думы начала XX века сибирские депутаты особенно настойчиво подчеркивали принцип соблюдения интересов населения Сибири, предоставления региону льготного режима функционирования, активного проведения социально-экономических преобразований. В ракурсе данной политики в 1878 году открывается Томский университет, которому суждено было стать, пожалуй, наряду с Западно-Сибирским РГО важным сектором в культурно-научной жизни всей Сибири и близлежащей зоны Степных областей. Санкт-Петербург имел статус столичного центра империи. Различные казахские депутации в этот город наглядным образом сохранялись в памяти казахов. Аудивизуально название города сохраняло свою чуждость для казахов. Столица располагалась в области распространения русской и европейской культур. Географически столица находилась от этнотерритории казахов гораздо дальше в отличие от вышеперечисленных университетских центров. Ритмы жизнедеятельности аграрных народов формировались природно-климатическими факторами [35, с. 117]. Поездки в Санкт-Петербург, отличавшиеся длительностью, энергозатратами и материальными издержками, в казахской среде оставались прерогативой узкой группы привилегированного меньшинства. Ситуация стала изменяться со

времени запуска железнодорожной магистрали, что увеличило грузопотоки, численность мигрантов и сократило временные рамки их перемещения. Научно-технические новшества, наряду с распространением телеграфа, усовершенствования почтовой службы, внедрения системы денежных переводов кардинально изменяли ситуацию.

Города Оренбург и Омск отождествлялись ими как составной элемент их этнической культуры. Казахские аристократы, в силу установившейся политической практики, идентифицировали свои поездки в таковые центры с формировавшимся этикетом деловых отношений. Соответствующий стиль административно-управленческой работы сохранял и подчеркивал статус казахских вельмож в складывавшейся новой иерархии. Проживание национальных служащих в городах являло демонстрацию возможности их инкорпорирования в доминировавшие структуры на уровне взаимодействия народов смежных зон. Одни из первых служащих Ч. Валиханов, Г.Б. Валихан и ряд других в стартовый период своей карьеры проживали в этих городах. В дальнейшем они, как и их последователи на пике своей карьеры, переместились в Санкт-Петербург. Их планомерное перемещение из провиницальной зоны в города и столицу характеризует складывавшийся алгоритм действий в реалиях усиления метрополии в провинциях. Следствием этой ситуации являлся процесс формирования принципа предпочтения у некоторых представителей просвещенной казахской молодежи – миграция в столицу по причине стремления к достижению достойного социального статуса. Со второй половины XIX века наблюдается перемещение казахской молодежи в университетские города Санкт-Петербург, Казань, Саратов, Томск. Согласно справедливому утверждению ученого Х.М. Абжанова, казахская молодежь подходила к выбору высших учебных заведений вполне осознанно по принципу престижности обучения и востребованности специальности: «Во-первых, предпочтнение отдавалось наиболее авторитетным, престижным вузам; во-вторых, приобретались именно та специальность, по которой испытывалась острая потребность в степи» [36, с. 19]. Согласно нашим подсчетам, произведенным на базе имеющихся источников, можно отметить, что общее количество казахских студентов по исследованным университетам за весь период их обучения до 1917 года составляло 55 человек [36, с. 20]. Из них подавляющее большинство составляли уроженцы Северо-Западных областей. На второй позиции по численности казахских студентов был Санкт-Петербургский университет. От общего количества казахских студентов студенты Санкт-Петербургского университета составляли 8%. Казахские юноши получили возможность обучения в Санкт-Петербургском университете гораздо раньше в отличие от Саратовского и Томского уинверситетов. Наименьшее количество казахских студентов зафиксировано в Саратовском и Томском университетах.


Томский университет географический распологался дальше от мест компактного проживание казахов в отличие, например от Казанского и Саратовского университетов. Количество стипендиальный квот для казахских юношей в Томском университете было меньше в сравнении с Казанским и Санкт-Петербургским университетами. Характерно, что в ряде городов имелось несколько высших учебных заведений, состовлявших конкуренцию университетам [36, с. 21]. От общего количество Отличительные особенности были присущи Казани. Альтернативу Казанскому университету составлял местный ветеринарный институт. Объективно распределение национальных студентов между двумя учебными заведениями. Профессиональный профиль и направление специальностей этих учебных заведений соответствовали жизненным ориентирам, природному воспитанию, менталитету и социально-бытовому укладу казахов. Пример легендарных личностей сформировавшихся в университетах, являлся образцом подражания для казахской молодежи. Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, помимо исследованного университета, находилось еще несколько высших учебных заведений, в которых учились казахские студенты. При этом наиболее высокий удельный вес казахов сохранялся в университетах [37, с. 31]. Следует отметить его значительные факторы в подготовке казахского студенчества, являлись функционировавшие в областях стипендии из взносов казахского населения. Проведенный нами анализ позволяет сделать ряд заключений. Во-первых, в исследуемый период казахи обучались во всех исследованных университетах, во-вторых, наиболее высокая численность студентов наблюдалась в Казанском университете. Важным фактором сложившейся картины является устоявшийся в тот период в сознании казахских юношей и их родителей стереотип, во многом определявших путь своих сыновей. Казахские уроженцы выбирали для учебы то учебное заведение, которое сулило реальные перспективы с учетом характеристик результатов своих предшественников. Действительно, сложившиеся военные династии в казахской среде доминировали всего лишь столетие и фактически теряли свою прерогативу по причине изменения модели комплектации управленческих кадров при сопутствующих реформах комплексного механизма властных отношений в степных областях. В гораздо меньшем количестве казахи обучались в других высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Например, в лесотехническом институте или в Военно-медицинской академии зафиксировано незначительное количество казахских студентов. Аналогичная тенденция распределения учащихся сохранялась и в других городах при наличии гораздо меньшего количества высших учебных заведений [37, с. 32]. Так, в Томске, наряду с указанным университетом, действовал технологический институт, в котором казахи не учились. В Саратове местный университет сохранял статус самого крупного учебного заведения края. В соответствии с этим логично заключить предпочтительный выбор большинством казахских студентов городов Санкт-Петербурга и Казани. Итак, анализ архивных источников и научных исследований по истории казахского студенчества демонстрирует их высокую численность из изученных университетов в Казанском университете. На следующей позиции по количеству студентов находился Санкт-Петербургский университет [37, с. 34].


Только в Санкт-Петербургксом университете из числа других фиксируется более полное представительство казахских юношей. В то же время в Казанском университете по изучанным источникам не обнаружаны представительство Акмолинской области, Сибири и рядосмежных с Казахстаном Российкой губерни. Предстовительство казахов в Саратовском университете ограничевалось выходцами из Букеевской Орды и Уральской области, в Томском университете – Букеевской Ордой, Акмолинской, Семипалатенской областями. При этом в этих университетах обучались юноши из Букевской Орды, в которой процесс развития русско-государственной модели образований начался гараздо раньше. Общее количество Букеевцев составило 15 человек от всего количество исследованных или 35%. Тургайские учащиеся преобладали в Казанском университете, но не обучались в Саратове и Томске.

Соотношение Торгайцев к казахским студентам составляло 38%. Общее количество Уральцев составляло 8 студентов или 14,5%. Уральцы по исследованным материалам не обучались в Томске. Общее количество Акмолинцев составляло 4 человека. Или 7,5% от количества студентов. Акмолинцы обучались в Санкт-Петербургском и Томском университетах. Представители Семипалатинской области в количестве 5 человек учились в Санкт-Петербургском, Казанском, Томском университетах. Их процентное соотношение к казахским студентам составляло 11%. Незначительное количество студентов зафиксировано по Семиреченской и Сырдаринской областям. Южная часть Казахстана гораздо позже попала под юрисдикцию России. В этих областях государственная модель образования по своим характеристикам уступала образовательным процессам в северных и западных областях. Поэтому удельный вес казахских студентов из южных областей оказался, гораздо ниже [38, с. 11].

Характеристика цифровых показателей свидетельствует о неравномерном распределении студенческого контингента. В среднем высокий удельный вес сохранялся за уроженцами Букеевской Орды, Уральской, Тургайской областей. Примечательно лидирование по численным показателям студентов в Санкт-Петербургском и Казанском университетах. Объяснение соответствующей картине частично было изложено выше. Восприятие имперской модели обучения казахским населением во многом складывалось под впечатлением показательной деятельности местной знати. С рубежного времени начала XIX века в прилегающих зонах к европейской части империи существовала патронатная схема казахских аристократов-властителей к государственным стандартам обучения. Известный меценат, хан Внутренней Орды Джангир Букеев внедрял на подвластных ему территориях ханские школы во многом близкие по методическому инструментарию государственным светским училищам [38, с. 14]. Общий анализ подготовки казахского студенчества к моменту их поступления в университеты демонстрирует преобладание в их составе выпускников гимназий. Во второй половине XIX века казахи получили право доступа для обучения в гимназиях государства. Гимназии – крупные среднеспециальные учебные учреждения – располагались в городах и пользовались популярностью среди населения как элитные школы. Большинство казахов проживало в аулах и смешанных сельских поселениях, зачастую далеко расположенных от городов. Правительство, заинтересованное в подготовке чиновничьих кадров из казахов, пропагандировало преимущества государственного светского просвещения. Создание стипендиальных квот для казахов Степного края в областных центрах и близлежащих городах метрополии и агитационная компания обеспечили условия для формирования прослойки гимназистов-казахов [39, с. 150]. Статус гимназического образования способствовал подготовке казахов для обучения в университетах. Казахские выпускники университетов не имели конкуренции в своей этнической среде и претендовали на занятие вакантных должностей в государственных учреждениях. В административном центре Оренбурге с 60-х годов XIX века успешно функционировала гимназия, в организации которой принимали участие казахские уроженцы Оренбургского края под воздействием своих старшин. В отмеченных областях уже в 70-80-е годы XIX века функционировала ступенчатая форма непрерывного получения знаний от аульных школ к волостным, уездным училищам и гимназиям, или учительским семинариям. Если сравнить количество обучавшихся казахских учеников в гимназии, реальном училище и учительской семинарии в Оренбурге, то анализ показывает предпочтительный выбор абитуриентами все-таки гимназий. Например, в Оренбургской гимназии за весь период обучалось – 70-80 казахов; в реальном училище – 20 казахов [39, с. 151]… Подобная тенденция сохранялась и в других регионах. Студенческий корпус в университетах в основной массе состоял из дипломированных гимназистов. В 60-70-е годы XIX века в Оренбургской гимназии обучались казахские юноши из Астраханской губернии, Тургайской и Уральской областей. С начала 90-х годов XIX века началась процедура перевода казахских стипендий в Астраханскую гимназию и Уральское реальное училище.