ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Тема 1. Нововведения как объект инновационного
управления
Инновационный
менеджмент
Цели изучения темы: познакомить слушателей с нововведениями как объектом инновационного управления
Задачи темы:
Узнать классификации инноваций
Познакомиться с инновационным процессом
Рассмотреть жизненный цикл нововведений
Изучить виды исследований и разработок
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
классификации инноваций
особенности инновационного процесса
виды исследований и разработок
Уметь: определять стадии жизненного цикла нововведений
Владеть: основными инструментам при освоении, распространении и устаревании нововведений
Учебные вопросы темы:
Вопрос 1. Основные понятия. Классификация инноваций
Вопрос 2. Инновационный менеджмент как процесса управления инновациями
(новшествами, нововведениями). Управление инновационным проектом
Вопрос 3. Инновационный процесс и его стадии. Жизненный цикл нововведений. Исследования и разработки.
Вопрос 4. Освоение и распространение нововведений. Использование и устаревание нововведения. Научно-производственный цикл.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Вопрос 1. Основные понятия. Классификация инноваций
Любое производство включает в себя два взаимосвязанных процесса: процесс функционирования и процесс развития.
«
Для управления процессом функционирования производства необходимо его постоянно возобновлять и поддерживать в предусмотренном стандартами и техническими условиями состоянии, обеспечивать ритмичный выпуск продукции определенного качества, ее доставку потребителям, хранение и реализацию.
Управление процессом развитияпроизводства имеет целью изменение его состояния, преобразование его до заранее намеченного уровня, соответствующего или превышающего высшие мировые достижения. В основе управления развитием лежат нововведения или инновации.
Инновация – форма управляемого развития уже существующих систем: процесс, в ходе которого изобретение или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, обеспечивает новое приложение научно-технических знаний, обеспечивающих рыночный успех.
Нововведение (innovation) – запуск в производство нового продукта, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций», или в нашем понимании этого слова, «введение новшеств».
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к рассмотрению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновация) называется инновационным лагом.
В дальнейшем, мы присоединяется к определению понятия «инновация» как результату творческой деятельности, направленной на получение социально- экономического эффекта в процессе создания производства и распространения принципиально новой конкурентоспособной продукции, технологии и новых методов организации производства.
Организация инновационных процессов осуществляется инновационными менеджерами. В инновационном менеджменте можно выделить практическую и научную составляющие.
Практическая составляющая проявляется в осуществлении конкретных управленческих действий в той или иной сфере производства, в основе которых, также как и в научной сфере, лежат определенная методология, понятийный аппарат, приемы, то есть разработки в инновационном менеджменте невозможны без научной составляющей.
Изучением закономерностей развития инновационных процессов занимается наука инноватика.
Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности общества и всегда связан с переходом в качественно иное состояние системы, или структуры, или производства, с ревизией устаревших норм и положений, а зачастую и их полным пересмотром на основе новых достижений интеллектуального труда в этой области. То есть, инновационный процесс предполагает включение новых
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу параметров или характеристик готового продукта в сферу потребления, а также новых технологий, способствующих производству этого продукта.
Инновационный процесс схематично представляется в следующем виде: (рис.
1).
Рис. 1. Структура инновационного процесса
Инновационная деятельность субъектов хозяйствования характеризуется инновационной активностью и может быть измерена показателем К
акт
, рассчитанным по формуле:
К
акт.
=
К
в.н.
К
о.н.
, где
К
акт
. – коэффициент инновационной активности;
К в.н
. – количество внедренных нововведений за отчетный период;
К
о.н
. – общее количество открытых нововведений, зарегистрированных, запатентованных нововведений с момента создания общественно-государственной формации.
Классификация инноваций
Инновации имеют различные формы: технические, технологические, организационные, социально-экономические.
Существуют различные классификации групп инноваций [3,4,5] которые различаются по:
* сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;
* характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности и развивающие существующие;
* предмету приложения – инновация - продукт, инновация – процесс, инновация
– сервис, инновации – рынки;
степени радикальности – базисные, системные, улучшающиеся, псевдоинновации;
глубине изменений – регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, группировка частей системы, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;
причинам возникновения – стратегические и реактивные (адаптивные);
характеру воздействия на рыночно - технологические возможности фирмы
– архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные;
масштабам распространения – применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;
роли в процессе производства – основные и дополняющие;
Инновационный процесс
Инновационная деятельность
Инновационное решение
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
характеру связи с научным знанием – восходящие и нисходящие. Первые две группы инноваций не нуждаются в объяснении. Остальные группы и входящие в них инновации имеют следующее содержание.
Инновация - продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.
Инновация-процесс – это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта, Данные инновации мене рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.
Инновация-сервис – инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).
Инновации – продукты и инновации - процессы тесно связаны друг с другом и могут переходить друг в друга (на примере инноваций-процессов, выраженных в технологическом оборудовании для внутренних нужд и их трансформацией в виде инноваций-продуктов, продающихся за пределы предприятия).
Для следующего среза классификации инноваций:
Базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах (паровая машина, электричество, атомная энергетика, вакуумная трубка, транзистор и т.д.). Они требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.
Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка для телефонных систем, а транзистор – для замены вакуумной трубки.
Улучшающие инновации – это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Улучшающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций.
Например, изобретение вакуумной трубки потребовало улучшений по созданию вакуума, прежде чем она стала компонентом телефона. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие ИС.
Псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.
Следующий срез классификации инноваций – по глубине вносимых изменений,
(для прослеживания переходов от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня) может быть рассмотрен в рамках следующей внутренней классификации:
Инновации нулевого порядка: - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.
Инновации первого порядка: - изменение количественных свойств системы.
Инновации второго порядка: - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Инновации третьего порядка: - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.
Инновации четвертого порядка: - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются – происходит некоторое улучшение их полезных свойств
(например, оснащение существующего электровоза более мощным двигателем).
Инновации пятого порядка: - новое поколение: меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется
(например, переход от электродвигателей серии А к серии АИ).
Инновации шестого порядка: - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка).
Инновации седьмого порядка: - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (например, переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
Внедрение инноваций может сказывать влияние на продуктово- технологические и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные.
Архитектурные инновации – это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно- потребительских связей.
Революционные
инновации приводят к устареванию продуктово- технологических возможностей, но не разрушают рыночно продуктовые связи.
Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки.
Нишесоздающие
инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.
Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках.
Последние четыре типа инноваций можно схематично представить в виде следующей таблицы:
Рыночные связи
Продуктово-технологические возможности
Сохранение
Регулярные
Революционные
Разрушение
Нишеобразующие
Архитектурные
Следующий класс инноваций:
Стратегические инновации – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Реактивные инновации – это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. эти инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынках.
По масштабам распространения:
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Применяемые в одной отрасли на всех предприятиях, производящих однородный продукт.
Применяемые во всех отраслях народного хозяйства.
По роли в процессе производства:
Основные продуктовые инновации – создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей.
Дополняющие
продуктовые инновации – расширяют рынок в соответствующих областях.
Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющие базисные технологии.
Восходящие инновации создаются на основе новых научных знаний.
Нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.
Типизация инноваций позволяет:
осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами – тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;
конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;
определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций.
Стадии управления инновационным проектом
Выделяют четыре стадии управления ИП (на предмет технической осуществимости).
Первая концептуальная стадия, имеющая целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового продукта, должна завершиться следующими результатами:
- описание концепции;
- перечень планируемых технических характеристик и перспективных целей концепции;
- предварительные оценки потенциальных препятствий для разработки,
производства и сбыта нового продукта.
(Для этого необходима следующая информация: по поиску и отбору научных идей, требований потребителей к продукции, услуге, тенденции развития рынка, анализ конкуренции и т.д.)
Результаты информационных исследований позволяют выявить следующие факторы, определяющие принятие управленческого решения:
- разумность основных положений, на которых базируется практическое применение концепции;
- значимость концепции для предприятия, в частности, и национальной экономики в целом;
- соответствие концепции характеру производственного опыта предприятия, технологическим, ресурсным и временным возможностям;
- наличие потенциальных заказчиков;
- преодолимость потенциальных производственных и рыночных барьеров.
Вторая стадия ИП – проверка технической осуществимости – имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового продукта, услуги и отсутствие технических или экономических препятствий к его внедрению, которые не могут быть преодолены.
Результатами работы являются:
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
- стендовые модели или макеты;
- характеристики действующих лабораторных моделей;
- предварительные планы дальнейшей разработки, включающие в себя оценки затрат на продукт, услугу, предполагаемую стратегию маркетинга, оценки экологической безопасности и планов производства.
Если первая стадия состоит в основном из информационных исследований, то в другие стадии такие исследования входят обязательным компонентом, без которого любые эксперименты и расчеты не могут быть достаточными для принятия последующих решений.
На второй стадии проводятся, в частности, следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование экологичности нового продукта; стоимостная оценка технологии производства нового продукта.
Факторы для принятия управленческого решения о целесообразности перехода к следующей стадии:
- техническая осуществимость;
- потенциальная безопасность и экологичность;
- оценка возможных затрат:
- наличие патентно-правовой охраны;
- возможность нарушения чьих-либо патентных прав;
- предполагаемая стратегия маркетинга. Третья стадия реализации ИП – разработка, имеет целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заявленные параметры (выводы делаются на основе испытаний технического прототипа или опытного технологического процесса). Результатам работы являются:
- характеристики основных материалов и комплектующих, необходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей;
- эксплуатационные характеристики опытного технологического процесса либо технического прототипа, пригодных для воспроизводства в дальнейшем в увеличенном масштабе;
- методы производства с указанием требуемых основных материалов и технологических процессов;
- условия эксплуатационной безопасности и экологичности;
- уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек предполагаемого полномасштабного производства.
На этой стадии проводятся следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объема продаж.
Факторы для принятия управленческого решения на третьей стадии реализации инновационного проекта:
- соответствие полученных эксплуатационных характеристик техническому прототипу, техническим требованиям;
- потенциальная безопасность и экологичность;
- оценка затрат на производство опытной партии;
- наличие патентно-правовой защиты;
- возможность нарушения чьих-либо патентных прав;
- возможность зарубежного патентования;
- планируемая стратегия маркетинга. (Наличие скрытой информации (ноу- хау) значительно повышает ценность коммерциализируемой технологии в сочетании с патентами)